Что такое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование. Общесоциальные функции права

Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений как способы социального управления

Что такое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование. Общесоциальные функции права

Правовое воздействие — как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей; это совокупность всех форм влияния права на общественные отношения.

Помимо непосредственно юридического, право оказывает на общественные отношения следующие виды воздействия:

    1. Информационное. Право предоставляет индивиду сведения о правомерном (должном, дозволенном, запрещенном) поведении.
    2. Ценностно-воспитательное (ориентационное). Разрешая, запрещая и обязывая определенные виды поведения, право способствует формированию у людей позитивной идеологии — взглядов, ценностей, убеждений, идеалов, соответствующих одобряемой обществом и государством системе ценностей.
    3. Превентивно-психологическое. Ограничивая индивидуальную свободу личности, устанавливая жесткие санкции для правонарушителей, право подавляет агрессивные, антиобщественные устремления в человеке. Это, с одной стороны, убеждает человека в необходимости воздерживаться от неправомерных деяний под угрозой наказания. С другой стороны, наличие правоохранительного механизма, системы правового принуждения придает человеку уверенность в своей защищенности, в стабильности общественных отношений.
    4. Культурологическое. Право — часть общей культуры общества. Право взаимодействует со всеми проявлениями общественной жизни и общественного сознания — наукой, искусством, образованием, религией, моралью, политикой, влияет на них, проявляется в них. Не случайно исторические памятники права позволяют оценить и уровень общей культуры людей, живших в ту или иную эпоху. Особенно широко влияние права на кино, телевидение, литературу.

Правовое регулирование общественных отношений как способ социального управления

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием:

    • предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние);
    • если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие — не всегда;
    • правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.
    • главное средство правового регулирования — правовые нормы; правовое воздействие дополняется индивидуально-правовым регулированием, направленным на формирование конкретных правоотношений, то есть возникновение субъективных прав и обязанностей у реальных субъектов права;
    • правовое воздействие охватывает как собственно юридические, так и неюридические каналы влияния.

Правовое регулирование и правовое воздействие соотносятся как часть и целое.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, при котором

    • наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя;
    • осуществляемое неюридическими средствами.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений:

    • отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными);
    • отношения по властному управлению обществом;
    • отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-vozdeystvie-i-pravovoe-regulirovanie-obschestvennich-otnosheniy-kak-sposobi-sotsialnogo-upravleniya

Право в системе регулирования общественных отношений, основные его функции

Что такое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование. Общесоциальные функции права
Определение 1

Социальное регулирование означает определение поведения людей и коллективов, направление их функционирования, упорядочение их деятельности. Средством регулирования являются социальные регуляторы: нормы права, мораль, традиции, обычаи, ритуалы.

Социальные нормы неправового характера играют значимую роль в общественной жизни. В обществе важны традиции, обычаи и обряды. Но по мере того, как развивались общественные отношения, требовались более действенные нормы. Таким регулятором стало право.

Юридическая литература дает несколько определений права. Выделить следует одно определение, которое вбирает в себя все признаки этого общественного явления.

Определение 2

Право – стандарты поведения, которые устанавливают границы свободы, равенства людей в осуществлении и защите их интересов, регулируют борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг к другу, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Сущность права

Правовая сущность заключается в свойствах внутреннего, устойчивого характера в которых раскрывается многоплановость и противоречивость форм бытия, закономерностей возникновения, действия и развития права. Сущностные свойства права являются необходимыми, устойчивыми, неотъемлемыми и постоянными.

Они выражаются в явлениях права: его содержании и его действии. Сущностные свойства находятся в единстве и исключают разделение правовой сущности на отдельные части.

Данные свойства показывают какими тенденциями исторического содержания обусловлено право, чью организованную волю оно выражает, кем формируется эта воля и в какой форме она присутствует в обществе.

Цепь этих свойств права неразрывна и предопределена самой логикой его происхождения и существования. Право возникло вместе с государством как дополнение к уже существующим правилам общежития, когда потребовалось создание обязательных и обеспеченных государством норм.

В обществе возникают объективные потребности, вслед за этим возникает право, призванное регулировать отношения, основанные на интересах, соглашениях, мотивах. Право в системе регулирования общественных отношений всегда имеет один и тот же механизм образования.

Появление социальной воли возникает в результате того, что различные интересы согласовываются.

Замечание 1

Воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возводится в ранг правовых норм права.

Определение 3

Сущность права – правовые нормы, определенные условиями жизни общества и согласованные волей господствующих слоев, стоящих у власти, превращенные в государственную волю и выраженные в официальном документе.

То есть, нормы права являются выражением общей воли и результатом согласования интересов разных субъектов. Если так понимать сущность права, то это единство противоречивых сторон: классового и общечеловеческого интересов.

Соотношение между ними зависит от условий конкретного исторического периода. Русский философ В.С.Соловьев писал о том, что именно равновесие двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага составляют сущность права.

права

Право имеет мобильное содержание, которое находится в единстве с его сущностными свойствами.

Сущность – это природа права, содержание – это конкретное выражение, которое проявляется во всех существующих элементах тесно взаимодействующих друг с другом и с условиями общественного характера, в рамках которых действуют правовые нормы. Главные свойства разворачиваются, конкретизируются в содержательных свойствах, которые помогают раскрывать единую природу права.

права составляют его внутренние элементы, находящиеся в единой системе. представляет сущность права не зеркально, а таким образом, что отдельные его стороны трансформированы по новым закономерным свойствам, носящим содержательный характер. права можно назвать обогащенной сущностью? оно вбирает в себя процессы, которые связаны с воздействием права на общественные отношения.

Вывод 1

Сущностью права является выраженная в нем государственная воля, содержанием права является выражение этой воли в виде нормативных документов.

Изданием таких документов публичной властью возводится во всеобщий ранг воля общества.

Праву как норме свойственны нормативный, формальный, определенный, регулятивный, системный и принудительный характер.

Все эти свойства связаны с государством именно в праве, этим они отличаются от одноименных социальных регуляторов. Поэтому право имеет общеобязательную нормативность и государственную обеспеченность.

Здесь следует говорить о «государственной доминанте» права, но не в смысле его подчинения государству. И.А.

Ильин сделал вывод о том, что основной задачей положительного права является принятие в себя содержания естественного права, развертывание его в форме правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придание этим правилам смысловой формы и закрепления, проникновение этих правил в сознание и к воле людей в качестве авторитетного связующего явления. Ильин считал положительное право целесообразной формой поддержания права естественного.

После рассмотрения сущностных и содержательных характеристик права как социально-нормативного регулятора с характерными чертами и особенностями, можно сформулировать понятие права

Определение 4

Право – система формально – определенных, общеобязательных, установленных или санкционированных государством и им обеспеченных правил поведения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование общественных отношений.

Опиши задание

Признаки права

  1. Особая нормативность, которая выражается в установленных или санкционированных государством нормах путем издания нормативно-правовых актов и других источников юридического содержания.
  2. Формальная определенность норм, выражающаяся в обозначенности в словесно-документальном виде.
  3. Общеобязательность норм, выражающаяся в безусловном исполнении их любым участником регулируемых отношений.
  4. Системность, проявляющаяся во взаимосвязи, целостности и единстве действующих правовых норм.
  5. Государственная обеспеченность, которая придает праву надежность и реальную осуществимость.

С одной стороны право указывает на цель и задачи регулирования, с другой – является орудием их достижения. В этом социальное предназначение права, отличающее его от других социальных регуляторов.

Право – средство достижения общественного компромисса не путем насилия, а путем согласования интересов.

Современное право имеет множество целей, так как нормы регулируют поведение человека, общности, образования, обеспечивают состояние регулируемых отношений, которое измеряется общественными идеалами, создают надежное мерило при оценке этого поведения. Благодаря многоаспектности право является модульно-информативным средством, регулятором, средством положительного идеологического воздействия на сознание и психологию человека, его воспитания и мерилом правомерности поведения субъектов права.

Функции права

Функции права – это проявление его сути в отношениях в обществе. Сущность права сказывается в первую очередь на его цели, затем на назначении, а через цель и назначение – на функциях.

Определение 5

Функции права – основные направления его прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые сущностью, целью и назначением права в обществе.

Модульно-информационная функция заключается в описании образа намечаемой законодателем цели нормы права.

Приводятся примеры жизненных ситуаций, являющихся типичными, при которых регулируемые отношения образуются, развиваются и прекращаются. Обозначаются общие правила отношений.

Дозируются юридические средства, которые будут обеспечивать выполнение этих правил. Определяются необходимые случаи субъектного состава, на который распространяются нормы.

Функция важна для усиления свойства государственной нормативности, она ориентирует правотворческие органы на то, чтобы происходило своевременное оповещение о вводимых правовых нормах участникам общественных отношений.

Нормы, которые разрабатываются должны воплощаться в жизнь, для этого существует регулятивная функция права. Данная функция осуществляется путем властного воздействия на отношения, направления поведения участников этих отношений по правилам общеобязательного характера, определенным законом.

Властное воздействие – это закрепление правоотношений или их запрещение, а также стимулирование и упорядочение взаимных прав и обязанностей участников. Возможны разные формы проявления властного воздействия, которые зависят от особенностей предмета и метода правового регулирования.

Регулятивная функция сложна и многоаспектна. В рамках этой функции выделяют различные формы государственного воздействия:

  • охраны;
  • ограничения;
  • поощрения;
  • обязанности.

Все это проявления одной и той же регулятивной функции, классифицированные по средствам, способам, приемам воздействия.

Вывод 2

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что охрана права, содействие его развитию, вытеснение определенных отношений из общественной жизни происходит при помощи регулирования.

Благодаря регулятивной функции обеспечивается оптимальное сочетание статики и динамики регулируемых отношений в тех рамках, которые определены законодателем.

Даже когда правовая норма служит для укрепления правоотношения, она не останавливает его движение, отношение может изменяться в заданном направлении. Если взять для примера Конституцию РФ, то наглядно видно, что закрепленные нормами общественные отношения продолжают развиваться и совершенствоваться.

Идеологическая функция предполагает воздействие на сознание человека с той целью, чтобы поднять отношения в обществе до идеальных. Право благотворно влияет на ценностные ориентации, внутренние потребности, установки участников правовых отношений.

Область идеологического влияния – это только сознание и психология человека.

Такое влияние осуществляется путем распространения информации об обязательных образцах поведения в определенных общественных отношениях, разъяснения мотивов установления государством таких норм права, убеждения в их необходимости, потому что эти нормы справедливы и обладают социальной ценностью, предупреждения о возможных последствиях отклонения от норм. Идеологическое воздействие не является властным.

Нормам российского права присуща и оценочная функция, так как образцы и правила, установленные государством – это стандарты дозволенности и допустимости действий субъектов.

Оценка полезности или бесполезности поведения в юридически значимых сферах или процессах основывается на правовых нормах.

То же можно констатировать в отношении мер государственного принуждения или поощрения, которые в определенных ситуациях применяются в пределах обеспечительных правоотношений.

Все функции взаимосвязаны. Так любая информация переплетена с идеологией. Сознание и внешнее поведение тоже взаимообусловлены. Разграничение функций значимо с практической точки зрения, так как в любой сфере жизни воздействие права идет именно по основным каналам, которые выражены этими функциями.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/pravo-v-sisteme-regulirovanija-obschestvennyh-otno/

Правовое регулирование общественных. Правовое регулирование

Что такое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование. Общесоциальные функции права

1. Понятие, стадии и виды правового регулирования.

2. Способы и типы правового регулирования.

3. Методы правового регулирования. Правовые режимы.

4. Эффективность правового регулирования.

Понятие, стадии и виды правового регулирования

Термин «регулирование» (от лат. Regula — планка, правило) означает упорядочивание, введение в определенные рамки путем воздействия на определенный объект.

Правовое регулирование общественных отношений — это упорядочение поведения участников общественных отношений с помощью юридических средств.

Объектам правового регулирования является поведение людей и их объединений в обществе, которая в силу своей социальной значимости регулируется нормами права (юридически значимое поведение).

Кроме того, в юридической литературе используется более широкое, чем правовое регулирование, понятие «правовое воздействие», непосредственным объектом которого является не только поведение человека, а также и его сознание, психика.

Предметом правового регулирования являются такие общественные отношения, упорядочения которых возможно и одновременно уместно именно с помощью юридических средств, ведь право является универсальным социальным регулятором, но далеко не единственным и не всеобъемлющим.

Существуют определенные объективные возможности права, которые определяют пределы правового регулирования, вне которых оно становится неэффективным, бесполезным и даже вредным.

Определение этих границ необходимо с целью предотвращения тотальной регламентации общественной жизни и вмешательству государства в личную жизнь членов общества.

Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку поведение людей, которой требуют его нормы, объективно возможной и соответствует социальным, в частности экономическим и политическим, условиям.

Следовательно, не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, а только те, которые отвечают определенным признакам:

1) имеют социальную значимость;

2) затрагивают интересы других лиц или общества в целом;

3) предполагают возможность социального конфликта вследствие ценности и ограниченности ресурсов (общественных благ), по поводу которых они возникают;

4) являются постоянными, нередко повторяющимися;

5) предполагают возможность внешнего, именно правового контроля над ними.

Круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, не является постоянным; оно может изменяться в зависимости от потребностей общества.

Специфической свойством правового регулирования, следует из сущности самого регулятора — права, является его обеспеченность государством.

Она уполномочивает органы публичной власти на создание нормативно-правовых актов и других формальных источников права, осуществление их постоянного обновления и одинакового применения, установленные санкций за их невыполнение, обеспечение их охраны средствами принуждения и тому подобное.

Сущность права определяет и такие свойства правового регулирования, как всеобщность (распространяется на все общество и всю территорию страны); формальная определенность (осуществляется только в заранее определенный способ и в заранее определенных формах) системность (осуществляется с помощью системы правовых норм).

Обязательными стадиями правового регулирования являются: формирование нормативно-правовой базы (объективного права), возникновение субъективного права и реализация права.

На стадии формирования объективного права осуществляется юридическая регламентация общественных отношений.

На этой стадии уполномоченный субъект нормотворчества создает нормативную основу правового регулирования, закрепляет нормы и отражает принципы права в нормативно-правовых актах, выбирает из унифицированных способов, методов и типов правового регулирования те, что являются наиболее подходящими, целесообразными для эффективного регулирования соответствующих отношений.

На стадии возникновения субъективного права констатируется наличие у участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей.

На этой стадии общественные связи приобретают правового характера, становятся правовыми отношениями — юридически регламентированы и защищенными публичным властным принуждением, а их участники получают юридического статуса субъектов правовых отношений.

На стадии реализации права происходит фактическое воплощение норм в правомерном поведении субъектов. Именно здесь правовое регулирование проходит проверку практикой на целесообразность, достаточность и эффективность.

Факультативной является стадия применения права. На этой стадии осуществляется дополнительное правовое обеспечение реализации участниками общественных отношений их субъективных прав и юридических обязанностей с привлечением уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.

Сложность и неоднородность правового регулирования определяют разнообразие его видов , которые классифицируются по ряду критериев.

Так, в зависимости от специфики юридических средств, используемых при правовом регулировании, оно делится на нормативное и индивидуальное.

Нормативное правовое регулирование осуществляется на основе созданных уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов и других формальных источников права.

Оно имеет такие специфические признаки: распространяется на заранее не определенное количество тождественных случаев; адресуется кругу лиц, персонально не определяется; осуществляется, как правило, в течение длительного времени.

Индивидуальное (ненормативное) правовое регулирование осуществляется посредством издания уполномоченными субъектами индивидуальных правовых актов, прежде всего на стадии применения права. Оно направляется на благоустройство конкретного поведения, распространяется только на персонально определен круг лиц.

По характеру распределения компетенции правовое регулирование подразделяется на централизованное и децентрализованное.

Полномочия по централизованному правового регулирования имеют только центральные органы государственной власти.

Полномочия по децентрализованного правового регулирования относятся местным органам государственной власти, органам местного самоуправления (правовое регулирование благоустройства, распоряжение имуществом, находящимся в коммунальной собственности и т.д.).

По степени причастности субъектов в процесс создания правил , регламентирующих их поведение, правовое регулирование разделяют на субординационные, координационное и автономное.

Субординационные правовое регулирование не предусматривает согласование юридических правил с субъектами, на которых распространяется их действие (например, регламентация общественных отношений на основании нормативных и индивидуальных правовых актов).

Координационное правовое регулирование предусматривает согласование и сотрудничество субъектов по созданию таких правил (например, заключение нормативно-правовых договоров).

Автономное правовое регулирование характеризуется совпадением субъекта создания и субъекта применения юридического правила в одном лице (например, утверждение приказом Министерства внутренних дел Украины Инструкции по организации деятельности органов предварительного расследования Министерства внутренних дел Украины).

Все элементы правового регулирования обусловливают друг друга, находятся в системном единстве, составляют целостный юридический механизм. Его полнота и действенность является необходимым и достаточным условием результативного правового регулирования.

Механизм правового регулирования — это логично согласована, динамическая система унифицированных юридических средств, необходимая и достаточная для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений.

Эта категория позволяет собрать вместе и объединить в целостный, логически согласованный комплекс юридические средства (нормы права, нормативно-правовые акты, акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и т.п.), исследовать и открыть их как динамическую и действенную систему.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование как разновидность социальных отношений. Понятие правового регулирования. Механизм взаимоотношений правового регулирования с религией, обычаями и моралью. правового регулирование, его основные методы, способы и виды.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Рассмотрение понятия, предмета, метода и механизмов, анализ правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь, основные проблемы и пути их преодоления. Понятие, формы, виды и административно-правовой статус общественных объединений.

Источник: https://tarifers.ru/trudovye-dogovora/pravovoe-regulirovanie-obshchestvennyh-pravovoe-regulirovanie/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: