Демократия как форма правления. Демократическая форма правления

Содержание
  1. Формы демократии
  2. Главные признаки и принципы демократии
  3. Основные формы демократии
  4. Минусы демократии
  5. Что такое демократия простыми словами
  6. Что представляет собой полная демократия
  7. Плюсы и минусы демократии
  8. Осуществление демократии
  9. Демократия раньше
  10. Демократия в современном мире
  11. Демократия в СССР. Советская демократия
  12. Демократическая республика – это какая форма правления? Понятие и виды, примеры в современном обществе
  13. Что такое демократическая республика
  14. Общие признаки демократических республик
  15. КНДР
  16. Экономическое положение КНДР
  17. ДМКР
  18. Ситуация в стране
  19. Страна после ухода диктатора
  20. ДРА
  21. Советский период
  22. САДР
  23. Освободительное движение
  24. ГДР
  25. Положение в государстве
  26. РДР
  27. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.5. Демократия
  28. Демократия.
  29. Предпосылки демократии:
  30. Признаки демократии:
  31. Формы демократии. 
  32. Гарантии существования демократии:
  33. Ценности демократии:
  34. Демократический режим
  35. Характеристика демократического режима
  36. Разновидности демократического режима
  37. Сравнительный анализ основных политических режимов
  38. Демократия и диктатура

Формы демократии

Демократия как форма правления. Демократическая форма правления

Демократия является специфической формой государственного управления, заключающейся во всестороннем участии в нем граждан данного государства. Она предусматривает для них не только существование необходимых свобод и прав, но и общее равенство перед законами.

В демократичном обществе максимально должно быть развито народовластие. То есть весь круг полномочий не должен сосредотачиваться в руках единого человека или группы людей.

Правительство, выбираемое народом, должно быть максимально открытым людям, отчитываться перед ними о результатах своей деятельности, стремиться к развитию и благоденствию страны.

Главные признаки и принципы демократии

Без них эта форма управления просто не может существовать. Итак, ее характерными чертами являются: государственный и политический характер.

Данная форма правления предусматривает фактическое и гарантированное обеспечение всех гражданских прав, соблюдение учрежденных законов, ответственность государства за посягательства на свободы и права людей. Как видно, эти признаки не являются присущими некоторым иным формам реализации власти, к примеру, диктатуре.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

К числу основополагающих, базовых принципов демократии относятся::

  1. Признание верховной народной власти, юридическое закрепление суверенитета. То есть конкретно общество обязуется обладать возможностью создания законов, создавать конституцию, избирать представителей.
  2. Выборность властных органов. Она представляется периодической. Кроме этого, на практике все разновидности демократии подразумевают возможность народа на свободный выбор и переизбрание органов власти. Человек, являющийся народным представителем, не обладает правом узурпации власти или оставаться на должности свыше отведенного времени.
  3. Гражданин обладает правом участия в управлении государством, вне зависимости от его социального положения, вероисповедания или пола.
  4. Принятие и реализация решений, принятых большинством.
  5. Политическая свобода, позволяющая людям избирать подходящий государственный строй, который направлен на защиту их прав.
  6. Разделение властей. То есть любая из ветвей государственного управления обладает ограниченным кругом полномочий. На сегодняшний момент существует исполнительная, судебная и законодательная власть.
  7. Разнообразие общественных явлений, то есть плюрализм, предусматривающий большое количество и свободное избрание политических партий, организаций общественного типа, действующих в границах конституции.

Основные формы демократии

Замечание 1

Зависимо от форм народного участия в реализации власти могут быть выделены прямая и представительная демократия.

Прямая демократия.

В такой демократии меж народной волей и ее воплощением в решения не существует опосредующих звеньев — народ самостоятельно принимает участие в обсуждении и принятии решений.

В такой форме демократия реализовывалась в Афинском полисе. Известным является, что Народное собрание собиралось обычно раз в девять дней для того, чтобы принимать особо важные решения.

Замечание 2

Такой вариант самоуправления применяется и в настоящий момент в небольших территориальных сообществах (общинах, городах) и организациях в форме собраний, в процессе которых граждане занимаются обсуждением проблем финансирования, управлениями общественными проектами, программ социального типа. Распространенность такой практики ограничена территориальным фактором и находится в зависимости от того, сколь децентрализованным является процесс принятия решений.

Иной формой прямой демократии является сам выборный процесс, в ходе которого реализуется народное волеизъявление по отношению к своим представителям в государственные органы власти.

Законодательство множества государств предусматривает и непосредственные формы принятия участия граждан в законотворчестве:

  1. Инициативные движения;
  2. Референдумы.

Определение 1

Референдум, иногда именуемый плебисцитом, является прямым народным анием по важнейшим вопросам государственного характера.

Инициатива представлена процедурой, путем которой граждане предлагают обсуждение какого-либо вопроса непосредственно на референдуме или законодательными органами. Инициатива осуществляется посредством сбора определенного количества подписей граждан в поддержание проведения референдума.

К иным формам демократического участия, которые позволяют гражданам повлиять на власть, относят:

  • митинги,
  • демонстрации,
  • обращения в СМИ и властные структуры всех уровней,
  • различные шествия.

Представительная или же репрезентативная демократия. В представительной демократии народная воля отражается не прямым образом, а путем института посредников, в связи с этим ее еще именуют делегируемой демократией.

Политические лидеры, депутаты, обретя «мандат доверия» от народных масс посредством процедуры ания, обязаны воплощать данную волю в принимаемых решениях и законах.

Меж народными представителями и теми, представительством которых они занимаются, учреждаются отношения, которые основаны на ответственности власти перед народом и полномочиях.

Минусы демократии

Ученые ведут споры о минусах и плюсах каждой демократической формы. Противники прямой демократии отмечают аргумент ее неэффективности, обращая внимание:

  • сложности принятия согласованных решений;
  • недостаточность компетентности и эмоциональной неуравновешенности народа;
  • высокая степень манипулируемости мнением общества со стороны профессиональных политиков, что помогает побеждать на выборах демагогам;
  • великий разброс мнений, что устанавливает помехи для выработки решений.

Замечание 3

Кроме этого, проведение референдумов дорого стоит и само по себе является сложным. Наиболее важной проблемой представляется низкий уровень активности граждан, который выражается в их уклонении от ания.

Последователи прямой демократии, обратно, отмечают ее истинность, на то, что она содействуют увеличению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможности появления множества негативных моментов.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/demokratiya/formy_demokratii/

Что такое демократия простыми словами

Демократия как форма правления. Демократическая форма правления
Что такое демократия в идеале, любой более-менее прилежный школьник знает. Власть народа, в переводе на русский. Попробую обрисовать, как обстоят дела с демократией на самом деле, простыми словами.  

Что представляет собой полная демократия

Любое государство в той или иной мере, демократично. Правительство всегда делает хоть что-то, что нужно народу. Ведь совсем не учитывать чаянья граждан кормчие не могут, хотя, может и рады бы. По идее, о полной демократии мы можем говорить тогда, когда государство будет выполнять волю большинства людей по всем вопросам. Но, так ли уж это хорошо? Для тех, кому лень читать:
 

Плюсы и минусы демократии

Исполнение воли народа, это хорошо, это вроде бы плюс демократии. А вот то, что сам народ, далеко не всегда знает, что для него лучше, и слепое выполнение всех народных пожеланий, может привести к краху государства, в этом минус. Уже поэтому. полного демократического правления быть не может и не должно.  

Осуществление демократии

Дать возможность править державой людям самостоятельно, это все равно, что разрешить ученикам в школе самим выбирать, что им учить, какой должна быть продолжительность уроков, сколько дней в неделю нужно ходить в школу и так далее. Такое школьное самоуправление запросто приведет к тому, что сначала уроки сократят до получаса, далее, до десяти минут, а потом и вовсе отменят.   Ведь чего хотело бы большинство представителей народа? Да чтобы не нужно было ничего делать, но все было, еще и в избытке. Что попросило бы большинство? Призыв в армию отменить, налоги упразднить, коммуналка и проезд в транспорте бесплатные, золотовалютный госрезерв раздать всем поровну…. Это только в первую очередь, а уж потом…   Если кто-то хочет мне возразить, что так далеко бы дело не зашло, ведь у людей есть сознательность, могу посоветовать посмотреть, как ведут себя украинские депутаты в Верховной Раде Украины спустя всего несколько месяцев после начала работы.   Почему я привожу в пример именно этих депутатов. Большинство из них, представители фракции «Слуги народа». Люди, властью и деньгами не избалованные, чуть ли не от сохи. Безнаказанность и вседозволенность могут сделать обалдуя даже из сознательного человека. Слуг народа никто не контролирует в плане их поведения, лишь бы кнопку нужную жали, и мало-помалу они превращаются из слуг народа в очередных народных нахлебников и бездельников.   Так это люди, на которых возложена ответственность за судьбы миллионов, что уж говорить о простых смертных. Так уж мы устроены, что стремимся, как можно больше брать, и как можно меньше отдавать.   Говоря о демократии. как о способе правления. при котором правительственные решения принимаются в строгом следовании воле большинства, стоит вспомнить слова Эдгара По, которые в подобных случаях приходят мне на ум.   «Мнение большинства всегда ошибочно, ибо большинство людей — идиоты!»   То, что демократия. по своей сути слепа, это, еще полбеды. Хуже слепой демократии может быть демократия управляемая. Я говорю, может быть, потому что тут все зависит от намерения правителей. Насколько их помыслы нацелены на достижения блага для государства. Собственно говоря, управляемая демократия, эта та реальная форма правления, которая и используется сейчас в большинстве стран.   В общем, сначала, правительство решает, что и как нужно сделать, а затем начинает промывку мозгов «демократическому» обществу. В одних случаях, когда необходимо принять непопулярные в народе меры, для блага государства, в других, чтобы «объяснить» народу, что для них будет чрезвычайно полезным то, что, на самом деле принесет только вред. При помощи одного только телевизора, сейчас это особого труда не составляет.   Пара недель пропаганды идеи по всем каналам, в разных интерпретациях, и народ уже согласен делать себе харакири. По телевизору же объяснили. что это для блага людей. Мы все слышали про гипноз, а кто-то на себе его испытывал. Мало кто будет оспаривать его действенность. В состоянии гипнотического сна человеку можно вбить в голову почти любую глупость, и он начнет в нее свято верить.   Обработка пропагандой. это тот же гипноз. но растянутый во времени. Гвоздь в доску можно вбить одним ударом, так работает гипноз. Но можно достичь того же постукиванием по шляпке маленьким молоточком, так работает пропаганда. Мы будем уверенны, что это мы сами так начали думать, в то время, как на самом деле нет, это нам внушили.   И фокус в том, что почти никто сам не в состоянии определить, навязана ему некая идея. или он самостоятельно пришел к определенным выводам путем углубленных размышлений. Субъект с навязанным ему извне шаблоном, начинает выходить из себя. когда вы фактами пытаетесь показать ему, что он неправ.   И тут не помогут никакие доводы и призывы к здравому смыслу. «Лечение», только гипноз, быстрый, или медленный, внушение обратного. Гипнотизер может «вылечить» упрямца за несколько минут, телевизор, снова за несколько недель.   Я утверждаю это потому, что всю жизнь наблюдаю поразительные метаморфозы, которые происходят, время от временни с людьми. Слепое воспроизведение вбитых в голову шаблонов. Логика отсутствует напрочь.   Пример, снова Украина… Неподконтрольные территории, две половинки Луганской и Донецкой областей. До 2014 года не было никакого разграничения. Везде в Украине жили одинаковые люди, примерно с одними и теми же взглядами. И вдруг, жители одной части страны стала считать жителей другой части страны своими врагами.   Вы можете поверить, что это произошло случайно? Конечно же, нет, был разработан план, проведена обработка населения по принципам НЛП, и получен результат, получите, распишитесь. И кто тут может сказать, что все произошло не по воле народа? Это яркий пример управляемой демократии. Причем в самом отвратительном и бесчеловечном виде.  

Демократия раньше

Агора — народное собрание у греков. Право голоса имели только владельцы собственности — свободные ответственные граждане. Именно в это время народное собрание осудило на смерть Сократа, что вызвало у его ученика Платона стойкое негативное отношение к демократии.   Вспомним, Иисус был распят тоже по требованию большинства.   «Но до здравого русского вече вам, мои государи, далече» Вече, конечно, выглядело демократичнее правления Ивана Грозного, но многие историки сомневаются в том, что оно всегда было таким уж здравым и главное, демократичным.   Подсчета не велось, принятым считалось решение, за которое громче орали. Бояре и купцы нанимали профессиональных крикунов. Веча нередко заканчивались побоищами,  

Демократия в современном мире

У нас народ имеет право выбрать правителей, но влиять на их действия и решения после выборов он никак не может. Значит, главное, наобещать людям с три короба, прийти к власти, и делать со страной, что пожелаешь, до конца срока избрания.   В развитых странах все сложнее и правильнее. Данные перед выборами обещания, приходится выполнять, потому что, неоправдавшую надежды партию, на следующих выборах, избиратели могут проигнорировать.   В современной Украине властьимущие так глубоко не заморачиваются. Главное успеть красть по максимуму, пока при власти, чтобы до конца дней хватило, бизнесовые заделы организовать, и пенсия шикарная, гарантирована.   Усилению демократии, которая абсолютной быть не может, способствует свобода слова. Именно журналисты, как бы их не ругали, не дают расслабиться тем, кто поднялся наверх. Там, где нет свободы слова, демократии, не может быть в принципе.  

Демократия в СССР. Советская демократия

Демократия в Советском Союзе, это конечно что-то с чем-то. На вопрос, лучше, или хуже жилось большинству людей до распада Коммунистической империи, двумя словами не ответишь. Если брать времена Брежнева, то социальная защищенность тогда была намного выше, и управу можно было найти почти на кого угодно.   Но мы говорим о демократии. Так вот в СССР она была по факту, никакая. Партия одна, коммунистическая. На выборах в Верховный Совет один кандидат. Пришли на участок, взяли бюллетень с его фамилией, бросили в урну, все, проали. По-моему на 25 тыс. жителей один кандидат. Депутата партийные органы выдвигали.   Без партбилета ни на какую более-менее ответственную должность не поставят. Все начальники коммунисты. Но, депутаты боялись ударить лицом в грязь перед избирателями. предвыборные обещания старались выполнять. Оттого, что на всех мало-мальски значимых местах были коммунисты, никто и нигде не мог и подумать пойти против линии партии. Все, как один.   Одновременно с этим, любой гражданин всегда мог пожаловаться на кого угодно, хоть на главу области, хоть на начальника милиции, хоть на министра, и реакция была. Юридические консультации везде бесплатные. Я ими не раз пользовался, расскажут, покажут, помогут заявление написать, а если нужно, сами позвонят тут же по предмету спора, для выяснения деталей. И все бесплатно.   Парадокс, но в СССР демократии не было совсем, болтать много нельзя было, а жилось легче и спокойней, сейчас мели языком что хочешь, только от этого никому. ни холодно, ни жарко, и все остается там где было. Вот поэтому, ответить на вопрос о том, хороша демократия, или плоха, однозначно не получается.   Скорее всего, демократия нужна, но в разумных пределах, дозированная. И в заключение, несколько афоризмов на рассматриваемую тему.  

Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель — вполне практическая. Только и всего.

(В.И. Ульянов-Ленин)  

Когда народ просвещеннее властителя, он очень близок к революции.
(А. де Ривароль)

 

Свобода слова? — Мы самоубийством кончать не собираемся.
(В.И. Ульянов-Ленин)

 

Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет.
(Владимир Путин)

 

Когда на выборах одна политическая партия набирает более пятидесяти процентов избирателей, то от этого никто не выигрывает. Это «минус» всем и в первую очередь всему обществу.
(Владимир Жириновский)

 

Демократия измеряется расстоянием, которое может пройти гражданин без предъявления удостоверения личности.

Когда государство начинает убивать, оно всегда называет себя Родиной.

Источник: https://pod-zodiakom.ru/chto-takoe-demokratiya-prostymi-slovami

Демократическая республика – это какая форма правления? Понятие и виды, примеры в современном обществе

Демократия как форма правления. Демократическая форма правления

Демократия – высшая форма развития общества. Решения касательно удовлетворения общих благ и интересов принимает сам народ в коллективном порядке. Только общество является единственно легитимным источником власти.

Избрание лидеров происходит путем честных выборов.

В демократическом обществе на первом месте находятся такие ценности, как законность, справедливость, равенство, свобода, права человека, отсутствие злоупотреблений властью.

Что такое демократическая республика

Демократическая республика – это форма управления государством. Власть принадлежит органам, избранным народом или его представителями на конкретный период.

Демократическая республика – это форма построения общества, когда население всегда может самостоятельно вмешаться в процесс решения насущных вопросов. Реализация этого права происходит при помощи всенародного ания – референдума.

Демократическая республика – это равные права граждан, свобода печати и слова, манифестаций. Такой строй подразумевает контроль над властными структурами и отсутствие произвола.

Демократическая республика – это эффективная система государственной власти. Функции избранных руководителей не могут выходить за пределы выделенных полномочий.

Буржуазно-демократическая республика – особая форма построения государства, при котором официально народ имеет свободу и равенство. Но реальная власть принадлежит буржуазии. Другими словами, права и свободы людей ограничены в пользу «особых граждан». Либеральная демократия является антиподом к истинному народовластию.

Демократическая федеративная республика – разделение властных полномочий в государстве между несколькими органами. При этом в стране должно соблюдаться общее правило демократического управления со всеми сопутствующими правами и свободами граждан.

Общие признаки демократических республик

Практически все страны, имеющие в своем названии словосочетание «демократическая республика», во главе государственного строя ставят социализм.

Партийная система чаще всего состоит из одной партии. Отсутствие должной критики со стороны оппозиции в конечном итоге приводит к неизбежным злоупотреблениям властью.

Сроки правления лидеров неограниченны. Не существует реальной возможности их изменения. Существует ограничение прав человека.

Ниже представлены наиболее известные страны, в названии которых присутствует словосочетание «демократическая республика».

КНДР

Корейская народно-демократическая республика была образована девятого сентября 1948 года. Популярное неофициальное название – «Северная Корея».

Столица Корейской народной демократической республики – город Пхеньян.

Официально вся полнота власти принадлежит «Трудовой партии», а именно – крестьянам, интеллигенции, трудящимся. Ее главой, а по совместительству и руководителем государства является третий представитель династии правителей – Ким Чен Ын.

Формально существуют еще две партии. «Социал-демократическая» и «Молодых друзей религии небесного пути. Конечно же, во всех вопросах соглашались с представителями «Трудовой партии».

Корейская демократическая республика использует в построении своего общества идеологию «чучхе», это означает, что необходимо надеяться исключительно на собственные силы.

Форма правления – парламентская республика. Количество партий – одна.

Корейская народно демократическая республика имеет довольно низкое значение валового внутреннего продукта (ВВП), который составляет 1200 долларов на душу населения.

Индекс человеческого развития (уровень жизни, грамотности, долголетия и образованности) – низкий.

Столица корейской народной демократической республики, город Пхеньян, является также крупнейшим мегаполисом страны.

Население государства – моноэтническое. Более 99% жителей – корейцы.

Экономическое положение КНДР

Экономика государства – плановая. Все без исключения отрасли (экономика, промышленность, торговля) находятся под жестким контролем.

До семидесятых годов двадцатого столетия финансовое состояние республики увеличивалось. Экономика работала, происходило развитие.

Но после значительного увеличения расходов на военную промышленность показатели роста стали отрицательными. За последние тридцать лет произошло обнищание населения, дефолт, девальвация национальной валюты.

Несмотря на некоторое количество иностранных инвестиций, существенного продвижения в экономическом развитии не наблюдается.

Немалая часть затрат военной промышленности осуществляется на ядерную программу. По официальным данным первые успешные испытания прошли в 2005 году.

В начале девяностых страну охватил голод, который привел к смерти нескольких тысяч жителей. После случившегося произошли некоторые послабления в сфере развития частного предпринимательства.

Избирательное право наступает с семнадцати лет. Раз в пять лет проходят безальтернативные выборы в парламент (Верховное народное собрание).

Столица корейской демократической республики – место, откуда производится управление пятой по численности армией мира, которая составляет примерно одиннадцать миллионов человек.

ДМКР

Демократическая республика Конго – одно из крупнейших по площади государств на Африканском континенте (одиннадцатое в мире). Также в числе первых по численности населения (почти семьдесят восемь миллионов человек). С 1971 по 1997 год имело название Заир.

Огромные размеры государства и неплохой человеческий ресурс «не помешали» стране долгие годы находиться в верхнем списке беднейших стран планеты. В 2012 году этот печальный рейтинг был даже возглавлен.

Индекс человеческого ресурса низкий. ВВП на душу населения не превышает трехсот долларов.

Май 1960 года должен был стать поистине поворотным в истории страны – во главе парламента оказался известный борец за свободу Патрис Лумумба. Уже в июне государство получило независимость от Бельгии.

В сентябре того же года новоиспеченный премьер-министр был смещен президентом.

По всей стране прокатывается волна мятежей, полностью остановить которые смогли лишь войска ООН в 1963.

Вследствие переворота 1965 года был смещен и глава государства. К власти приходит Мобуту Сесе Секо.

Первым делом новоиспеченный диктатор вводит однопартийную систему – «Народное движение революции». На протяжении всего этого времени страну сотрясали восстания и мятежи. Мобуту часто практиковал публичные казни.

Ситуация в стране

Государство погрязло в коррупции и взяточничестве. И, конечно, в бедности. Глава правительства имел личные замки, современный автопарк, а также небольшую «заначку», равную внешнему долгу страны. Логичным итогом стало несколько дефолтов. Из кризиса страна за последние 60 лет ни разу и не выходила.

Демократическая республика Конго поддерживала сильный культ личности. Мобуту называли «отцом народа», «спасителем нации» и другими не менее лестными эпитетами. Повсюду были его портреты, значки, даже с денежных банкнот «сурово» наблюдал Сесе Секо.

Длительное время правитель придерживался проамериканской политики. Но после окончания холодной войны отношения между странами резко ухудшились.

Страна после ухода диктатора

Сесе Секо пробыл у руля власти до 1997, был смещен вследствие покушения. Правитель бежал из страны и в том же году умер в Марокко.

Ситуация не намного улучшилась с приходом к власти Лоран-Дезире Кабила – тот же культ личности, отсутствие выборов.

Относительная стабилизация наступила с приходом к власти его сына – окончание гражданской войны и некоторое улучшение экономической ситуации.

ДРА

Демократическая республика Афганистан – государство, которое не продержалось на политической карте мира и пятнадцати лет (с апреля 1978 по апрель 1992 г.).

Количество партий – одна.

История государства началось с революции, приведшей к власти представителей «Народно-демократической партии». Но сопротивление внутри страны лишь усилилось.

После нескольких месяцев тяжелейшего противостояния и смены нескольких лидеров к власти приходит Амин Хафизулла. Во внешней политике новый «рулевой» решил ориентироваться на США. В итоге он был убит, и к власти пришли сторонники социализма с «просоветским» курсом. В страну были введены войска СССР.

Советский период

Был заменен флаг и исключены исламские обозначения с символов государственности. Конечно же, немалая часть населения была против этих изменений и активно сопротивлялась военной силе извне.

Постоянные диверсии и атаки правительственных войск сводили на нет попытки реконструкции дорог, мостов, медицинских учреждений, жилищного сектора, школ.

Повстанцы уничтожали сторонников новой власти, инфраструктуру, урожай, автотранспорт.

Мощная помощь СССР в экономическом и военном плане позволяла государству даже понемногу развиваться. Но немалая часть территории была за «душманами».

После вывода советских войск в 1989 году, в условиях международной изоляции, Демократическая республика Афганистан просуществовала не более трех лет. В апреле 1992 года столица была захвачена повстанцами, и исламу была возвращена главенствующая роль.

Несмотря на долгие годы жизни фактически в военных условиях, данная демократическая республика вызывает ностальгию у части граждан страны – в это время произошло серьезное улучшение инфраструктуры. Такая поддержка стоила СССР восьми миллиардов долларов ежегодно, более пятнадцати тысяч погибших воинов и острой необходимости психологической поддержки бойцов в последующие годы.

САДР

Сахарская арабская демократическая республика граничит с Алжиром, Мавританией и Марокко. Это частично признанное государство.

С самых первых дней жителям, проживающим на этой территории, приходилось бороться за независимость.

С конца девятнадцатого века это была колония Испании. Местное освободительное движение и претензии на территорию со стороны Марокко вынудили испанцев отступить. В 1975 году были подписаны соглашения в Мадриде.

Испания разделила свою бывшую колонию между Марокко и Мавританией.

Освободительное движение

Конечно же, освободительное движение (ПОЛИСАРИО) такой выход из ситуации не устроил. И столкновения продолжились уже с арабскими странами.

Всесторонняя поддержка Алжира помогла вывести с арены событий Мавританию уже в 1976 году и отказаться от претензий на территории. Однако эти земли сразу же частично перешли под знамена сильной армии Марокко.

Во владении ПОЛИСАРИО осталось около 20% желаемой территории.

С тех пор конфликт находится в подвешенном состоянии. Обе стороны считают территории своими. В любой момент боевые действия могут быть возобновлены.

ГДР

Германская демократическая республика просуществовала достаточно продолжительный период времени – с 7 октября 1949 по 3 октября 1990 года.

После окончания Великой Отечественной Войны территория Германии была разделена на три зоны оккупации, впоследствии трансформированные в две.

Первая, которая была под влиянием западных капиталистических стран, впоследствии получила название ФРГ. ГДР же была ориентирована на Советский Союз.

Демократическая республика Германия своей основной целью ставила борьбу с капитализмом. Формально страна была независимой, но в реальности все существенные вопросы решались не без помощи Москвы.

Положение в государстве

На всей территории страны был создана разветвленная ветвь полиции, силовых органов, спецслужб, контрразведки. Образована устойчивая сеть осведомителей. Доносчиками нередко становились члены семьи.

Первым и единственным президентом стал немецкий коммунист Вильгельм Пик. Политических партий было несколько – консервативная, либеральная, левонационалистическая, аграрно-консервативная. Однако даже в Конституции было прописано, что правящей партией является коммунистическая.

Советский Союз вложил немало средств в восстановление страны. Нахождение рядом с капиталистическим «соседом» вынуждало идти на большие траты. В ГДР были развиты радиоэлектроника, оптика, строительство железнодорожной техники, автомобильная и химическая промышленность, судостроение. По многим позициям развитие превзошло регионы СССР.

Параллельно успехам в экономике, каждый житель чувствовал, что находится под пристальным вниманием спецслужб. Выезд за рубеж был крайне проблематичен.

Прошло более двадцати пяти лет с момента объединения Германии. Период ГДР оценивают неоднозначно. Кто-то воспоминает его с ностальгией, а кто-то с ненавистью.

РДР

Российская демократическая республика просуществовала всего несколько часов шестого января 1918 года после провозглашения Учредительным Собранием во главе с В. М. Черновым. Планировалось объединение краев и национальных автономий бывшей Российской Империи. Устройство – федеративное.

Демократическая республика Россия должна была управляться президентом, избираемым на один год. Он наделялся широкими полномочиями, вплоть до увольнения министров и руководства армией.

Главу государства планировалось избирать двухпалатным парламентом. Столицей республики стал город Петроград.

В тот же день, шестого января 1918 года, вышел декрет о роспуске Всероссийского Учредительного Собрания. Вместе с этим органом в историю ушло и федеративное образование.

Источник: https://FB.ru/article/218836/demokraticheskaya-respublika-eto-kakaya-forma-pravleniya-ponyatie-i-vidyi-primeryi-v-sovremennom-obschestve

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.5. Демократия

Демократия как форма правления. Демократическая форма правления

  • Демократия. Понятие.
  • Предпосылки демократии.
  • Признаки демократии.
  • Формы демократии.
  • Гарантии существования демократии.
  • Ценности демократии.

Демократия.

Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, реализуется правление народа, действенный контроль с его стороны за осуществление власти.

Предпосылки демократии:

  • рыночная экономика;
  • многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности;
  • значительное место среднего класса в социальной структуре общества;
  • высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам;
  • высокая степень развития общей и политической культуры, значительная социальная и политическая активность людей, добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;

Признаки демократии:

  • признание народа источником власти и носителем суверенитета;
  • юридическое равноправие граждан, их равные возможности участия в политической жизни страны;
  • наличие прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
  • принятие важнейших властных решений по принципу большинства;
  • право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
  • политический плюрализм, (от лат. множество), возможность наличия множества различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
  • гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
  • существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;
  • выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном ании;
  • развитая система органов местного самоуправления.

Формы демократии. 

Формы демократии отличаются способом осуществления народом своей власти:

  • прямая (непосредственная)
  • косвенная (представительная).

Прямая демократия – это непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни через выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Народ сам осуществляет свои права.

Представительная демократия – возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах (депутатов, делегатов, членов собраний и др.)

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Гарантии существования демократии:

  • наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц;
  • упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
  • ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;
  • существование своевременного полного политического информирования граждан.

Ценности демократии:

  • защита интересов людей,
  • возможность жить людям согласно их собственным законам,
  • гарантированность личной свободы и прав человека,
  • равенство всех перед законом,
  • моральная ответственность людей за их политические решения,
  • политическое равенство,
  • свободные и честные выборы,
  • справедливое судопроизводство,
  • толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью,
  • предотвращение деспотизма.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-47/

Демократический режим

Демократия как форма правления. Демократическая форма правления

С греческого языка демократия дословно переводится как «власть народа» (demos – «народ» и kratos – «власть»). 

Определение 1

Демократия – это форма политического устройства, когда каждый гражданин государства вправе участвовать в управлении страной

Основу управления в демократическом государстве составляет не какое-либо решение правительства, а постоянно действующий закон. Перед законом все равны: и граждане государства, и органы государственной власти в равной степени подчиняются ему. 

В настоящее время демократия является самой распространенной формой политического устройства государства и наиболее эффективным способом управления людьми. 

Характеристика демократического режима

К основным характерным признакам демократического режима можно отнести следующие:

  • Народ признается субъектом и источником власти. Граждане обладают учредительной конституционной властью, на основе которой они избирают своих представителей и формируют высшие органы управления страной.
  • Каждый гражданин обладает равными избирательными правами.
  • Многопартийность и принцип соревновательности в политической жизни, что оказывается возможным благодаря законодательно закрепленному политическому плюрализму.
  • Высшие органы власти формируются в ходе регулярных альтернативных выборов, участие в которых доступно каждому гражданину страны напрямую или через представителей.
  • Подчинение меньшинства большинству, т.е. властные органы принимают решения на основании мнения большинства, соблюдая при этом принцип законодательной защиты меньшинства от возможных посягательств и преследований со стороны победившего большинства.
  • В стране присутствуют развитые представления о правовом статусе гражданина, о защите прав и свобод личности. Помимо этого граждане вольны участвовать в различных сферах политической, социально- экономической и духовно-религиозной деятельности. В государстве обеспечивается реальная свобода слова, совести, печати, собраний и пр.
  • В государстве имеет место широкий экономический плюрализм, согласно которому в экономике могут функционировать предприятия различной формы собственности и хозяйственного уклада. Помимо этого в стране развито хозяйственное законодательство, гармонизирующее формирование и развитие такого плюрализма.

На основании рассмотренных основополагающих признаков строится демократическая система государственной власти, которая отличается следующими характерными чертами:

  • Народ вправе свободно выбирать партии и руководителей, которые наделяются им на определенных конституцией страны условиях и на установленный срок правом управлять государством.
  • У государственной власти и правящей партии (или коалиции партий) имеются оппоненты (оппозиция), которые постоянно следят и критикуют действующую политику, поскольку придерживаются альтернативных мировоззренческих позиций и представляют альтернативные пути решения вопросов государственной политики.
  • Функционирует надежный законодательно закрепленный барьер, который препятствует сращиванию структур государственной власти со структурами партийного руководства.
  • Права и свободы личности законодательно защищены.

Разновидности демократического режима

Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:

  • Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
  • Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
  • Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.

В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.

Сравнительный анализ основных политических режимов

Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.

Пример 1

В Англии разрешалось все, что не было официально запрещено. В Испании запрещалось все, что не было официально разрешено.

В СССР запрещалось все, включая то, что было официально разрешено.

Эта шутка, как и любая другая, содержит немалую долю правды. 

Демократия и диктатура

Как уже упоминалось, для всех демократических систем основной является идея верховенства воли народа того или иного государства. Являясь единственным безусловным носителем суверенитета, народ поручает управление государством специально избранным органам власти в соответствии с определенными условиями, зафиксированными в конституции.

Для диктаторских систем характерно господство элитарных идеологий, согласно которым суверенитет принадлежит лишь представителям некоторых сословий, национальностей, рас или классов. Политические системы подобного рода характеризуются такими режимами, как абсолютная монархия или различного рода диктатуры: партии, класса, военной хунты или личной власти диктатора. 

Опиши задание

При демократической форме правления формирование государственной администрации происходит за счет представителей партии или партийной коалиции, которая пользуется наибольшей поддержкой граждан. Остальные партии являются оппозицией и изо всех сил стремятся заручиться народной поддержкой, чтобы победить на следующих выборах и получить власть в государстве.

Для сохранения своих позиций действующая власть вынуждена оперативно реагировать на критику, прислушиваться к народу и корректировать при необходимости политический курс государства. Благодаря такому положению дел становится практически невозможным «накопление несправедливости» в политико-правовой системе, которая постоянно изменяется и совершенствуется.

Для диктаторских режимов, в которых власть опирается не на волю народа, а на аппарат принуждения, характерно иное политико-правовое развитие.

В данном случае субъекты политической жизни существуют в таких условиях, что они вынуждены беспрекословно соглашаться со всеми несправедливостями, поскольку малейшее проявление недовольства грозит суровыми санкциями.

Собственно, у них и нет никакой возможности заявить о несогласии с политическим курсом действующей власти, потому что в условиях диктатуры, как правило, официально запрещены все политические партии, кроме правящей, а средства массовой информации жестоко контролируются. 

В таких условиях корректировка политического курса возможна только самими представителями господствующей элиты. Однако для этого необходимо, чтобы они заметили растущее напряжение и пожелали совершить предупредительные действия, чтобы избежать народных волнений.

Если же политические коррекции не принимаются, то накапливающаяся несправедливость оборачивается такой ситуацией, когда вред от следования режиму превышает кару за неповиновение.

Начинается силовое противостояние диктатуре, которое, как правило, выливается в гражданскую войну и приводит к краху режима.

Таким образом, демократический режим, хоть и кажется мягким и либеральным, но на деле способен к постоянной эволюции, а также проявлению гибкости, которая обеспечивает устойчивость и долговечность политической системы.

Диктаторский режим, наоборот, хоть и кажется твердой, устойчивой структурой, в действительности лишен какого-либо эволюционного потенциала, не способен изменяться в соответствии с требованиями времени, и потому зачастую оказывается недолговечным.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/obschestvoznanie/harakteristika-demokraticheskogo-rezhima/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: