Федеративное государственное устройство

Содержание
  1. Форма территориального устройства государств
  2. Унитарное государство
  3. Признаки
  4. Формы унитарных государств
  5. Федеративное государство (Федерация)
  6. Виды федеративных государств
  7. Конфедерация
  8. Признаки
  9. Формы переходного типа территориального устройства государств
  10. Мнение
  11. Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ
  12. Принципы федерального устройства РФ
  13. Государственная целостность РФ
  14. Единство системы государственной власти
  15. Разграничение предметов ведения и полномочий
  16. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
  17. Равноправие и самоопределение народов РФ
  18. Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран
  19. Федеративное государство и его признаки
  20. Список стран
  21. Чем отличаются федеративные и унитарные государства
  22. Форма государственного устройства в России
  23. Отзывы и комментарии
  24. Федеративное устройство Российской Федерации
  25. Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства Российской Федерации
  26. Принципы федеративного устройства Российской Федерации
  27. Федерация — это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ
  28. Признаки федеративного государства
  29. Страны с федеративным устройством. Примеры федераций
  30. Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
  31. Принципы федерализма в РФ
  32. Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
  33. Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ

Форма территориального устройства государств

Федеративное государственное устройство

Форма территориального устройства — это способ организации территории государства, характеризует взаимодействие земель между собой и центром. Всего существует три вида формы территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Рассмотрим каждый вид в отдельности:

Унитарное государство

Унитарное государство — целостное государство, без каких либо признаков деления.

Признаки

Государственная власть сосредоточена в едином центре государства (в столице)Однопалатная структура законодательного органа государстваОдин уровень системы законодательства (т.е. не существует региональных законов, конституций и т.п.)Единое гражданство на территории всего государства

Формы унитарных государств

Простая форма характеризуется отсутствием автономных образований.Сложная форма характеризуется наличием одного или нескольких автономных образований.

Федеративное государство (Федерация)

Федеративное государство — такой вид государства, когда составным частям государства даётся автономия и суверенитет. Функции управления государством распределяются между центром и субъектами (составными частями) федерации.

Виды федеративных государств

По образованию субъектов

Национальная — субъекты образованы по национальному и языковому принципуТерриториальная — субъекты образованы по экономическим, историческим, географическим особенностямНационально-территориальная — национальный и территориальный принцип объединены в один

По образованию федерации

Договорная — по договору независимых государств, в результате их объединенияКонституционная — в результате распада унитарного государства на составные части одного государства (преобразование из унитарного в федерацию)Смешанная — когда процессы децентрализации и объединения в государстве идут параллельно

От объёма полномочий

Централизованная — высокая зависимость субъекта от центра (столицы)Децентрализованная — низкая зависимость от центра (столицы)

По характеру связи федерации и субъектов

Кооперативные — вопросы федерации и субъектов в конституции определяются совместноДуалистические — вопросы федерации и субъектов в конституции определяются отдельно

От правового статуса субъекта

Симметричная — одинаковое правовое положение субъектов федерацииАсимметричная — неравномерное распределение полномочий между субъектами федерацииСимметричная с элементами асимметрии — одинаковое правовое положение субъектов федерации, но с присутствием автономных образований

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для достижения общих целей. Цели могут быть экономическими, политическими, культурными и т.п. Это переходная форма территориального устройства государства, которая через определённое количество времени образуется либо в федерацию, либо в унитарное государство, либо во множество унитарных государств (т.е. распадается)

Признаки

Составные части конфедерации это отдельные государстваКаждая составная часть конфедерации имеет свою армию, органы власти, свою конституцию и законыНе существует единого гражданстваКаждая составная часть имеет право выхода и право дальнейшего объединения при достижении целей объединения

Формы переходного типа территориального устройства государств

Империя — колониальное государство, созданное военным путём, управляется метрополией

Содружество — объединения независимых государств, имеющих общие цели и общие признаки (культура, экономика, политика, право, язык).

Протекторат — зависимость одного (слабого) государства от сильного (государства), с частичной передачей суверенных прав на условиях сохранения государственности

Доминион — колониальная территория входящая в состав империи, имеющая определённый суверенитет и независимость, но признающая в качестве своего правителя монарха империи, в которой она состоит

Кондоминиум — совместное владение территорией по договору государств

Уния — объединение нескольких монархических государств, которыми управляет один монарх

Фузия — такая временная форма территориального устройства, при котором существует несколько государств с одним этносом ранее входившими в одно государство. Чтобы было более понятно — Северная Корея и Южная Корея

Мнение

Я считаю, что для крупных государств (где уживаются несколько культур и народностей) самое оптимальное — федерация, потому что субъекты федерации смогут более эффективно учитывать культурные различия, права и свободы, особенности развития собственных народностей, а также это снизит нагрузку на центр. Государствам у которых небольшая территория логично иметь унитарную форму территориального устройства.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5be3343f5493f600aa314b73/forma-territorialnogo-ustroistva-gosudarstv-5bfdb09af66ec500aa5c2b4c

Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ

Федеративное государственное устройство

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия.

При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация;
  • если нет — конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма.

Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами.

Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе­ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект­ности. Но такое понимание противоречило бы ст.

4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права.

Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра­вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу­дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен­ными образованиями. Возникает также ряд вопросов.

Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен­ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют­ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна­чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за­конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти­туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз­начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени­ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде­рации?

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Государственная целостность РФ

Территориальная организация государственной власти в нашей стране — одна из острейших проблем государственного строительства. Она состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между деятельностью федеральной власти по обеспечению единства государства и стремлением субъектов Федерации к большей самостоятельности.

При этом следует учесть, что РФ по количеству субъектов занимает первое место в мире. А большое число субъектов создает определенные сложности в управлении и при определенных внутренних и внешних обстоятельствах может привести к неуправляемости. Всякие перекосы здесь весьма опасны.

Безмерное, неоправданное усиление централизации и концентрации федеральной власти, неправомерность и невзвешенность ее действий в данной сфере — путь к унитаризму.

Результатом же чрезмерной самостоятельности, суверенизации субъектов Федерации могут стать сепаратизм, ослабление, разрушение государственности, распад Федерации.

Государственная целостность РФ обеспечивается:

  • целостностью и неприкосновенностью ее территории;
  • единством экономического пространства, исключающего установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • верховенством Конституции РФ, федеральных законов на всей территории РФ, единым гражданством РФ;
  • отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава РФ, ибо одностороннее решение такого вопроса представляет угрозу государственной целостности России.

Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти проявляется в конституционном закреплении определенной структуры органов государственной власти как по вертикали (от федерального центра к субъектам Федерации), так и по горизонтали — на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при непременном разграничении их предметов ведения и полномочий. Без такой четкой системы государственной власти не могут быть обеспечены государственная целостность и эффективная управляемость страной.

Разграничение предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ регламентируются ст. 71, 72 Конституции РФ.

Статья 71 Конституции РФ определила те вопросы, которые находятся в исключительном ведении РФ, а ст. 72 — вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов.

Вне пределов ведения РФ и субъектов РФ последним гарантируется вся полнота государственной власти (ст. 73).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст.

11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но равноправие субъектов РФ вовсе не означает, что нет никаких различий между ними. Они есть и легко просматриваются в самом тексте Конституции РФ.

Так, республики, в отличие от других субъектов Федерации, признаются государствами и имеют свою конституцию, а другие субъекты — устав (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции).

Другое различие — право республик устанавливать свой государственный язык наряду с русским (ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции).

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Равноправие и самоопределение народов РФ

Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.

В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность, преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Закрепляется право свободно определять свою национальность, пользоваться родным языком. Запрещается оскорбление национального достоинства.

Подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, языковую и религиозную самобытность, но и создавать условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность.

Равноправие народов проявляется и в праве народов на самоопределение.

В настоящее время в РФ 32 субъекта основаны по национально-территориальному принципу, что служит убедительным подтверждением того, что десятки народов обрели в РФ свою государственность и таким образом реализовали на практике свое право на самоопределение.

Формы осуществления права народов на самоопределение могут быть разными:

  • создание суверенного независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству;
  • объединение с ним, установление любого другого политического статуса.

Но при этом выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав и свобод человека. Это требование закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.

В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов…».

Аналогичные положения имеются и в ряде других международно-правовых актах. Следовательно, все народы России имеют право на самоопределение, но оно может быть реализовано лишь в рамках РФ либо в иной форме, но обязательно с согласия РФ.

Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.

Порядок образования и деятельности национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом » О национально-культурной автономии» (1996 г.).

Этот закон предоставляет национально-культурной автономии широкие права, в частности: создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным культурным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ и т.д. и т.п.

В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Государственной Думой 6 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».

Этим Законом предусмотрено создание различных форм самоорганизации лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающих менее 50 тысяч человек и осознающих себя самостоятельными этническими общностями.

Таким образом, путем издания федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» наше государство не только провозглашает права народов на самоопределение, но и обеспечивает их реальную реализацию и защиту.

Но, говоря об этом, не следует забывать, что преувеличениенационального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство Федерации как государства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/federativnoe-gosudarstvo-ponyatie-i-priznaki-printsipi-federativnogo-ustroystva-rf

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Федеративное государственное устройство

> Государство и право > Какие страны называются федеративными

«Федерация» с латинского переводится как «объединение», «союз». Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

  • Федеративное государство и его признаки
  • Признаки
  • Список стран
  • Чем отличаются федеративные и унитарные государства
  • Форма государственного устройства в России

Федеративное государство и его признаки

Федерацией может считаться государство, состоящее из нескольких муниципальных образований. Это могут быть:

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом. Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

  1. Территориальные. В основе формирования лежит территориально-географический признак. Примером могут служить Германия и Америка.
  2. Национальные. При формировании территории использовался национальный признаком. Признаком такой федерации может служить бывшая Чехословакия и Югославия.
  3. Смешанные или комбинированные. В основу формирования входят два предыдущих признака. Примером такой федерации может служить Россия.

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

: признаки постиндустриального общества, его основные черты.

Список стран

Список федеративных стран Азии:

  • Пакистан.
  • Малайзия.
  • Объединённые Арабские Эмираты.
  • Индия.
  • Непал.
  • Мьянма.

Список стран Африки:

  • Сомали.
  • Эфиопия.
  • Нигерия.
  • Судан.
  • Южный Судан.
  • Союз Коморы.

Государства Северной и Южной Америки:

  • США.
  • Мексика.
  • Бразилия.
  • Сент-Китс и Невис.
  • Канада.
  • Венесуэла.
  • Аргентинская.

Федеративные государства Австралии и Океании:

  • Федеративные штаты Микронезии.
  • Австралийский Союз.

Список европейских стран:

  • Королевство Бельгия.
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Австрия.
  • Российская Федерация.

Чем отличаются федеративные и унитарные государства

Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство , в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

Главные признаки унитарного государства:

  1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
  2. Высшие органы власти едины для всей территории.
  3. Система законодательства единая для все территории.
  4. Общее гражданство.
  5. Общая денежная система.
  6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

Форма государственного устройства в России

Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

В Конституции РФ сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав РФ входит 83 субъекта, которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная.

Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kakie-strany-nazyvayutsya-federativnymi.html

Федеративное устройство Российской Федерации

Федеративное государственное устройство

Определение 1

Государственное устройство представляет собой политико-территориальную организацию власти, которая определяет правовое положение субъектов государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, назначением государственного устройства является определение меры централизации и децентрализации власти.

Формы государственного устройства бывают унитарные и федеративные. Унитарным считается государство, административно-территориальные единицы которого обладают политической самостоятельностью. Государственных образований в таком государстве нет. Для большинства государств мира характерна именно унитарная форма государственного устройства.

Федеративное государство характеризуется тем, что в его состав входят государственные образования, каждое из которых имеет определенную самостоятельность. Субъекты такого союзного государства обладают одинаковым статусом и наделены равными правами.

Замечание 1

Теоретически еще одной формой государственного устройства выступает конфедерация, которая допускает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение характеризуется уже не государственно-правовым, а международно-правовым характером. Для многонационального государства очень важно определить оптимальную форму государственного устройства.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Унитарным является централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти характеризуются наличием высших органов. Эти органы осуществляют свои функции на всех частях территории.

Это не означает, что в административно-территориальных единицах не может иметь место местное самоуправление, действующее самостоятельно в пределах своей компетенции.

В унитарном государстве могут создаваться автономные образования, для которых также характерна определенная самостоятельность.

Унитарное государство характеризуется наличием одной конституции, его суверенитет является единым и неделимым для всего государства, и не ставится вопрос о наличии внутренних границ и территориальной целостности. В таком государстве гражданство признано бесспорно единственным.

Унитарное государство многонационально и обладает децентрализованным характером благодаря наличию автономных органов управления у каждого народа. Но большинство унитарных государств не имеет национальных административных образований.

Граждане отдельных национальностей образуют свои общины, но на автономию и собственную государственность не претендуют.

Федеративное государство является только общей формой государственного устройства, а ее политическое и правовое содержание является весьма неоднородным. Федерации, их правовой статус и полномочия формировались с различными целями и в разных условиях, поэтому они и не являются одинаковыми.

Федеративные государства подразумевают добровольное объединение народов, но ими предусмотрены права выхода из союза того или иного субъекта федерации. Распад федераций обычно имел место в неправовых формах, в результате революционных восстаний.

Но в спокойные времена субъекты федерации признают высшую юридическую силу законов и конституции, добровольно ограничивая свою компетенцию в пользу федерации. Несмотря на то, что внутри этих субъектов могут быть созданы автономные образования, они являются унитарными государствами.

Главной проблемой федеративного устройства является то, что при распределении компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации возникают определенные трудности.

Эти трудности связаны с тем, что иногда субъекты федерации хотят чрезмерной самостоятельности, претендуя на независимость и статус государственных образований. Но в любом случае они имеют свою конституцию, органы государственной власти и гражданство.

Федеральная власть и власть субъектов федерации определяют федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и их совместную компетенцию. Зачастую это происходит в обстановке острых разногласий, имеет сложный характер и порождает противоречия между властями федерации и ее субъектами.

Замечание 2

Исследуя мировой опыт, можно сказать, что федеративное государственное устройство прочнее в тех странах, где нет дискриминации по национальному признаку и имеет место прочно укоренившаяся национальная культура.

Успешное экономическое развитие и общий рынок служат главным фактором равенства граждан и правового регулирования.

Федерация не застрахована от кризисов и разногласий, но для успешного решения общегосударственных проблем она создает единственно возможную демократическую основу этих решений, которые были бы способны удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства Российской Федерации

Согласно Конституции РФ, наша страна провозглашена федеративным государством. Также в Конституции РФ закреплены принципы федеративного устройства Российской Федерации (рис. 1). Суть этих принципов состоит в:

  • государственной целостности;
  • равноправии самоопределении народов Российской Федерации;
  • равноправии субъектов Федерации;
  • разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • единстве системы государственной власти.
  1. Государственная целостность. Суть этого принципа заключается в единстве территорий Российской Федерации, распространении суверенитета государства на всю территорию, а также единое правовое и экономическое пространство.
  2. Принцип равноправия и самоопределения народов российской Федерации заключается в закреплении таких понятий, как: «народ», «равноправие народов», «самоопределение народов».

    Народом является совокупность людей, которые проживают на определенной территории и являются гражданами данного государства.Равноправие народов означает равное положение всех народов и право их на участие в федеративных отношениях.

    Самоопределение народа означает право народа на самоуправление и самостоятельное решение государственно-правовых вопросов.

  3. Принцип равноправия субъектов РФ означает то, что все субъекты РФ имеют равные права по отношению друг к другу и равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

  4. Принцип разграничения предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами означает, что в Конституции РФ установлены предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Конституция РФ закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, руководствуясь принципом разграничения отдельных вопросов:

    • ведения Российской Федерации;
    • совместного ведения Федерации и ее субъектов;
    • ведения субъектов РФ.

    Российская Федерация решает наиболее значимые вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, законодательной и других сфер деятельности.

    Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов состоит в:

    • защите прав и свобод человека и гражданина;
    • обеспечении законности и правопорядка в стране;
    • общественной безопасности;
    • режиме пограничных зон;
    • владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами;
    • разграничении государственной собственности;
    • охране окружающей природной среды;
    • защите семьи, материнства, отцовства и детства;
    • социальной защите граждан;
    • координации международных и внешнехозяйственных связей субъектов Федерации;
    • выполнении международных договоров Российской Федерации.

    Законы и нормативные акты, издаваемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не должны противоречить федеральному законодательству.

    У субъектов РФ есть право решать вопросы исключительного ведения. Им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование, принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны идти в разрез с федеральными законами, которые были приняты по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    В случае возникших противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, приоритет имеет федеральный закон.

  5. Принцип единства системы государственной власти говорит о единстве источника власти с целью ее деятельности, однотипной организации власти на федеральном и региональном уровнях, а также во взаимодействии различных органов власти.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Рисунок 1. Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Состав Российской Федерации закреплен в Конституции РФ и включает в себя $89$ субъектов: $21$ республику, $6$ краев, $49$ областей, $2$ города федерального значения, автономную область и $10$ автономных округов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/federativnoe_ustroystvo_rossiyskoy_federacii/

Федерация — это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Федеративное государственное устройство

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.

  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.

  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

  • Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.

  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки — федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти — двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат — орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм — один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма — способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты — Государственной Думы и верхней палаты — Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.

  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

  • Судопроизводство.

  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.

  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства — федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм — все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций — это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: