Функцией по оказанию государственных услуг обладают. Административное производство по оказанию государственных услуг. Условия, требующие оказания государственных услуг

Cтандартизация, регламентация услуг

Функцией по оказанию государственных услуг обладают. Административное производство по оказанию государственных услуг. Условия, требующие оказания государственных услуг

В целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – 210-ФЗ) в последние годы проводилась тотальная регламентация предоставления услуг (исполнения функций), в том числе и в электронном виде.

Процесс сопровождался разработкой соответствующих регламентирующих инструментов – административных регламентов по предоставлению госуслуг (исполнения функций) и стандартов по их оказанию.

Регламентация государственных и муниципальных услуг проводилась в отношении:

– государственных услуг в соответствии с определением, установленным 210-ФЗ;

– типовых государственных услуг по рассмотрению обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”;

– государственных функций по контролю (надзору) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и иными федеральными законами.

Административный регламент (далее – АР) стал основным документом, содержащим всю предусмотренную законодательством необходимую информацию по предоставлению услуги (исполнению функции), необходимую как для граждан (заявителей, получателей услуги), так и для должностных лиц:

– категории заявителей, имеющих право на предоставление услуги;

– срок оказания госуслуги;

– исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, а также документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций;

– исчерпывающий перечень оснований для отказов в предоставлении услуги;

– последовательность действий лиц, ответственных за предоставление госуслуги в составе административных процедур со сроками их проведения;

– ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц;

– контактную информацию;

– стандарт комфортности предоставления услуги и другое.

Своего рода методическими рекомендациями по разработке АР стало Постановление Правительства от 16 мая 2011 г. №373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг” .

В идеале административный регламент должен:

– обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя государственных услуг;

– предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или посредством специализированных порталов госуслуг;

– обеспечивать минимизацию количества документов и действий, требующихся от получателя услуг;

– устанавливать измеряемые параметры требований к качеству и доступности государственной услуги;

– учитывать мнение и интересы получателей государственной услуги.

Стремление к выполнению количественных показателей плана–графика по разработке и утверждению административных регламентов исполнительными органами власти субъектов РФ принесло свои результаты: к концу июля 2012 г. регламентация государственных услуг была завершена.

Было утверждено 540 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти.

На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 9000 и 15000 административных регламентов соответственно (Источник: Официальный портал Административной реформы).

Стандартизация государственных и муниципальных услуг

На практике же больше видна не количественная, а качественная сторона созданных исполнительными органами власти АР (подробнее Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций)).

Самым важным критерием оценивающим правильность создания АР является построение на основе бумажного АР четкого автоматизированного и логически правильно выстроенного алгоритма действий с указанием исполнителей, результатов, возможных исключений и т.п.

Как показывает опыт, в большом проценте случаев вновь созданные АР не пригодны  для автоматизации предоставления услуг в электронном виде, что приводит к возникновению дополнительных трудозатрат по доработке документа, либо по разработке абсолютно нового формата документа, включающего в себя основные сведения об услуге, необходимые для перевода в электронный вид.

Новым форматом документа, регламентирующим предоставление услуги (исполнение функции), является стандарт предоставления услуги. Если административный регламент является документом, носящим больше юридический характер, то стандарт – это проектный документ, необходимый для автоматизации перевода услуги в электронный вид.

Проектный документ может быть создан на основе разработанного органом власти  административного регламента. В этом случае он является “емкой выдержкой” регламента государственной (муниципальной) услуги, который содержит в себе также сведения об описании услуги в Реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае отсутствия административного регламента по предоставлению услуги или некачественного его написания, стандарт может быть использован в качестве методических рекомендаций по предоставлению услуги в электронном виде.

И уже после проведения процедур согласования с соответствующими органом власти на основе настоящего документа может быть либо создан новый административный регламент, либо внесены изменения в уже существующий АР.

Стандарт предоставления услуги является вспомогательным инструментом как для ответственных сотрудников органа власти непосредственно оказывающего услугу, так и для ответственных лиц оператора электронного правительства и интеграторов, которые осуществляют перевод услуг в электронный вид в информационной системе.

Основной описательной единицей стандарта является подуслуга. При описании подуслуги используются следующие характеристики:

–   тип заявителя (ФЛ, ЮЛ, ИП), участвующего в подуслуге;

–   состав и количество участников, имеющих право на предоставление подуслуги;

– исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления подуслуги. Альтернативные документы, подтверждающие определенный признак, сформированы в группы, для каждой из которой определены условия предоставления в разрезе как подуслуги, так и состава участников;

– перечень сведений, которые могут быть запрошены по каналам СМЭВ в ходе предоставления подуслуги, с указанием Поставщика сведений и условиями запроса в разрезе как подуслуги, так и состава участников;

–   результат предоставления подуслуги;

–  исчерпывающий перечень причин отказа в приеме документов, непосредственном предоставлении подуслуги, приостановки подуслуги со сроком;

–  общий срок предоставления подуслуги;

– входящие (заявление в орган власти, опись документов и т.п.) и исходящие технологические документы (расписка в принятии документов специалистом, решение о предоставлении подуслуги, решение об отказе в предоставлении подуслуги и т.п.);

– перечень НПА, регулирующих предоставление подуслуги.

Кроме того, разработка стандарта предоставления услуг является хорошим регламентирующим инструментом для типизации муниципальных услуг или государственных услуг, переданных на муниципальный уровень.

Типизация услуг является еще одной масштабной проблемой субъектов РФ на пути проведения административной реформы.

Субъекты РФ, имеющие своем территориальном составе с  десяток муниципальных  районов, в каждом из которых присутствует несколько муниципальных органов власти, предоставляющих один и тот же перечень услуг, могут оказывать их по-разному.

Разработка таких документов, прошедших согласование с соответствующими  муниципальными органами власти, позволит в дальнейшем растиражировать услуги в электронном виде, что, в свою очередь, сэкономит не только время на разработку услуг, но и целевые бюджетные средства субъекта РФ.

Источник: http://xn--80aale8abnoc2b.xn--p1ai/page/standartizatsiya-reglamentatsiya-uslug

Государственные услуги в России, их система и предоставление населению

Функцией по оказанию государственных услуг обладают. Административное производство по оказанию государственных услуг. Условия, требующие оказания государственных услуг

Государство в лице своих органов и соответствующих должностных лиц, в силу известной публичности рассматриваемого института, обладает монополией на предоставление гражданам и юридическим лицам отдельных видов помощи и услуг, получивших, в этой связи, наименование государственных или муниципальных услуг.

В последние годы, в связи с активно проводимой реформой предоставления таких услуг в РФ, направленной на планомерное повышение качества, доступности и эффективности предоставляемых государственных услуг, обозначенное словосочетание активно входит в обиход российских граждан, а общий объем ежегодно предоставляемых услуг исчисляется миллионами единиц.

Само понятие государственной услуги, в общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Государственная услуга – это определенная деятельность, субъектом осуществления которой выступает Правительство РФ, Федеральные министерства, службы и агентства, региональные органы исполнительной власти, различные фонды, и т.д., в процессе реализации государственных функций, предусмотренных действующим законодательством РФ.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

При этом необходимо обратить внимание на то, что обязательным условием оказания государственной услуги выступает наличие запроса заявителя-гражданина или юридического лица, поступившее в установленном порядке в компетентный орган государственной власти или местного самоуправления.

Продолжая характеристику государственных услуг в РФ необходимо также обратить внимание на то, что большое внимание в сфере их нормативно-правового регулирования, а также доктринального изучения уделяется вопросам стандартизации – то есть нормативного установления общих требований к объему, качеству и условиям предоставления государственных услуг, для целей обеспечения единообразия процесса их предоставления на всей территории нашей страны.

В свою очередь, наряду с обозначенной общей целью, задачами стандартизации процесса предоставления государственных услуг также выступают:

  • Защита законных интересов физических и юридических лиц, как потребителей государственных услуг;
  • Искоренение негативной практики навязывания государственных услуг потребителям, а равно предоставление таких услуг, которые не входят в сферу профессиональной или служебной компетенции государственного органа;
  • Обеспечение повышения качества государственных услуг, что особенно важной в условиях фактической государственной монополии на их предоставление – в отличие от сферы оказания любого иного рода услуг, на рынке предоставления государственных услуг у органов государственной власти и местного самоуправления конкуренты отсутствуют, поэтому классические рыночные механизмы обеспечения качества и конкурентоспособности оказываются неэффективны и т. д.

Система государственных услуг в РФ

Исходя из содержания приведенного выше определения, а также с учетом обозначенных признаков можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что системы государственных услуг представляет собой простую совокупность действий, которые могут быть совершены в пользу граждан или юридических лиц теми или иными органами государственной власти.

При этом следует обратить внимание на то, что подобный подход к характеристике системы государственных услуг является жизнеспособным, но не единственными – в качестве альтернативного классификационного критерия для анализа системы государственных услуг может выступать субъектный состав их потребителей.

Так, при таком подходе государственные услуги могут быть подразделены на:

  • Гос. услуги, оказываемые неопределенному кругу лиц – то есть те действия, которые сами по себе создают организационно-правовые условия для получения гражданами и их объединениями определенных преимуществ (в т. ч. иных услуг), в соответствии с интересами и потребностями последних;
  • Государственные услуги, оказываемые конкретному потребителю, в качестве которого, как было отмечено выше, могут выступать как граждане, так и их объединения – юридические лица.

Подобный подход незаслуженно оставлен без внимания в современной административно-правовой доктрине, в связи с чем, при разговоре о государственных услугах соответствующий термин, как правило, понимается именно во втором значении.

Особенности предоставления государственных услуг населению в РФ

Важной характеристикой государственных услуг выступают особенности их непосредственного предоставления населения, в качестве которых, в общем виде, могут быть названы следующие признаки:

  • Предоставление государственной услуги, в конечном итоге, всегда носит индивидуальный характер – то есть необходимо наличие запроса конкретного физического или юридического лица, которое, в свою очередь, признается потребителем такой услуги;
  • Сам по себе запрос на получение гос. услуги тоже является своеобразной особенностью процесса предоставления, поскольку выступает актом реализации прав граждан и юридических лиц на получение соответствующих услуг;
  • Государственная услуга в настоящее время может быть предоставлена потребителю как в самом уполномоченном органе государственной власти, так и дистанционно, но в любом случае – от имени компетентного органа;
  • Публично-правовой характер деятельности государства и предоставляемых им услуг обуславливают принципиальную невозможность передачи их выполнения в руки негосударственных организаций и объединений и т. д.

Иными словами, говоря об особенностях предоставления государственных услуг, представляется целесообразным обратить внимание на то, что они обнаруживаются как с точки зрения организационных вопросов предоставления таких услуг, так и с позиции экономической эффективности и целесообразности, при безусловном учете публичного характера любой государственно-властной деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennye_uslugi_v_rossii_ih_sistema_i_predostavlenie_naseleniyu/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: