Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Его самого и генпрокуратуры он

Содержание
  1. 10 фактов – как становятся прокурором: где учиться профессии, сколько зарабатывает и чем занимается
  2. Чем занимается прокурор и его функции
  3. Права и обязанности
  4. Необходимые качества
  5. Трудоустройство — где может работать прокурор
  6. Другие должности в прокуратуре
  7. Зарплата прокурора в России и за рубежом
  8. Плюсы и минусы профессии
  9. Где учиться на прокурора в России
  10. Что сдавать — какие предметы
  11. Сколько учиться на прокурора после 9 и 11 класса
  12. Генеральный прокурор РФ
  13. Назначение генерального прокурора РФ
  14. Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ
  15. Права и обязанности генерального прокурора РФ
  16. Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год
  17. Кто возглавлял российскую Генпрокуратуру
  18. Валентин Степанков (1991-1993)
  19. Алексей Казанник (1993-1994)
  20. Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)
  21. Юрий Скуратов (1995-2000)
  22. Владимир Устинов (2000-2006)
  23. Юрий Чайка (2006 – н. в.)
  24. Полгода после Чайки: как Краснов чистит надзор от коррупции
  25. Замы вне закона
  26. Центральные чистки
  27. Работа над ошибками
  28. Региональные рокировки
  29. Проверка на объективность
  30. Ручной привод
  31. Кредит доверия

10 фактов – как становятся прокурором: где учиться профессии, сколько зарабатывает и чем занимается

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Его самого и генпрокуратуры он

Прокурор сегодня – это престижная и чаще всего прибыльная профессия. Многие выпускники школ хотят пойти учиться на эту профессию, рисуя в своем воображении восстановление справедливости, почести и другие романтичные картины. Но так ли с данной профессией все радужно и романтично? Разберемся вместе в нашей статье.

Чем занимается прокурор и его функции

Прокуратура – это гос.орган, который от имени РФ осуществляет надзор за правильным исполнением правил Конституции РФ и выполнением законов всеми гражданами нашей страны, а также министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления.

Таким образом, каждый работник системы следит за тем, чтобы права человека были соблюдены и наказывают тех, кто их нарушает. Если гражданин видит, что его права не соблюдают или нарушают, он должен обращаться в прокуратуру, и там уже будут проверять факт нарушения прав и осуществлять наказание тех, кто их нарушил.

Прокурор – это главный суд.представитель стороны Обвинения. В суде он выполняет функции обвинителя. Он в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование.

Считается, что данная профессия особо опасна, так как она напрямую связана с раскрытием мошеннических и коррупционных схем, расследованием превышения полномочий чиновниками и нарушением Закона очень влиятельных людей. Нередки случаи попыток оказывания давления на государственных обвинителей влиятельными людьми, угроз и запугиваний. Это профессия, требующая стойкости и честности.

Права и обязанности

Большинство рабочего времени эти сотрудники проводят за бумажной работой в офисе, однако часто возникает необходимость выезда на место происшествия для сбора оперативной информации и доказательной базы.

В список обязанностей входит:

  • Участие в судебных процессах.
  • Контроль за исполнением судебных приговоров.
  • Сбор и проверка информации по делу.
  • Расследование административных правонарушений.
  • Работа в жалобами и обращениями физ.лиц.
  • Проведение следственных мероприятий для сбора полной и достоверной информации по делу.

Прокурор должен уметь не просто собрать улики, но и найти нужных свидетелей, так как совокупность доказательств – это самое выигрышное оружие в этой сфере деятельности.

Бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская

Стоит понимать, что данная должность накладывает серьезные ограничения на жизнь того, кто ее выберет. Во-первых, он не имеет права вести любую предпринимательскую или политическую деятельность, а также работать в коммерческих структурах. Такие ограничения связаны с тем, что это может негативно сказаться на беспристрастности сотрудника (а это одно из главных его обязанностей).

Права:

  • Беспрепятственное вхождение на территории и в помещения любых органов и структур для осуществления своей деятельности.
  • Получение доступа к любым документам и материалам для проверки исполнения Закона (при поступлении информации о фактах нарушения).
  • Вызов любых должностных лиц и граждан для пояснений по делу.
  • Освобождение своим постановлением тех лиц, которые незаконно подверглись задержанию на основании решений несудебных органов.
  • Опротестование решения суда, если оно противоречит закону.
  • Требование от должностных лиц исполнения требований прокурора.

Во время судебного процесса он состязается с адвокатом обвиняемого. Это сложный процесс, так как в российском законодательстве имеется закон о презумпции невиновности – то есть любое недоказанное правонарушение считается несовершенным до доказания обратного.

Необходимые качества

  • Пожалуй, самым важным качеством для работы в этой профессии является честность. Данная профессия очень подвержена соблазнам взяток за «закрытие глаз» на нарушения закона.
  • Острый ум и хорошая память.
  • Аналитический склад ума.
  • Умение организовывать рабочий процесс и собственный рабочий график.
  • Целеустремленность и уверенность в себе.
  • Находчивость, умение находить решение в самых нестандартных ситуациях.
  • Стрессоустойчивость.

Трудоустройство — где может работать прокурор

Начнем с того, что это должность, а не профессия. Профессией его является юрист. Стать прокурором сложно, поэтому тем, кто уже им стал – открыты дороги во многие структуры:

  • Суды
  • Органы МВД
  • Следственный комитет
  • Государственная прокуратура (территориальные органы, транспортная и природоохранная прокуратура, надзор за соблюдение законов в исправительных структурах).
  • Преподавательская деятельность в ВУЗах и колледжах.
  • Следователь.
  • Юрист в любой компании.

Другие должности в прокуратуре

Иерархия в прокуратуре следующая:

  1. Сам прокурор
  2. Его заместители (их обычно несколько, для каждого направления надзора отдельный заместитель)
  3. Старший помощник и помощник (их много)
  4. Различные должности государственно-гражданской службы (секретарь, заведующий канцелярией, архивариус, водитель).

Зарплата прокурора в России и за рубежом

Получить эту должность сразу после окончания института невозможно, первым шагом на пути к карьере станет должность помощника. А если он хорошо себя проявит и наберется опыта – тогда уже есть шанс стать полноправным и высокооплачиваемым специалистом.

Стоит приготовиться к тому, что карьера в той области строится долго, но результат оправдывает средства. Самой высшей должностью в этой сфере деятельности является Генеральный прокурор РФ.

  • Средняя зарплата прокурора в России – 50000-70000 рублей в месяц. Стоит понимать, что хорошие сотрудники могут зарабатывать намного больше.  Генеральный прокурор РФ получает примерно 500000 рублей в месяц.
  • В Америке они получают в среднем 8000 долларов в месяц.
  • В Германии (Берлине) – 5000-6000 евро.

Таблица годовых заработков прокуроров в странах Европы (в евро):

Плюсы и минусы профессии

К плюсам работы можно отнести:

  • Наличие множества полезных связей
  • Высокая зарплата
  • Востребованность на рынке труда
  • Быстрое продвижение по карьерной лестнице, при наличии необходимых качеств
  • Достаточно нормированный график работы

Минусов тоже немало:

  • Работа нервная и очень ответственная
  • Необходимо постоянно повышать свою квалификацию, проходить обучение и прокачку своих знаний
  • Необходимо быть очень общительным, много контактировать с людьми (но для кого-то это может быть и плюсом)
  • Профессия опасна – часто на них сыпятся угрозы и шантаж
  • Сразу получить эту олжность нельзя, необходим пройти карьерную лестницу
  • Высокая конкуренция
  • Предвзятое отношение со стороны общества
  • Бюрократизм.

Где учиться на прокурора в России

Для устройства на подобную должность необходимо закончить ВУЗ по специальностям:

  1. Юриспруденция.
  2. Правоохранительная деятельность
  3. Правовое обеспечения нац.безопасности.

Все эти специальности можно получить в любом институте МВД или Минобороны, а также в любом другом юридическом ВУЗе. Самыми престижными ВУЗами для получения этой профессии считаются:

  • Юр.факультет МГУ
  • Московская гос.юридическая академия
  • Юр.факультет университета Спб
  • РУДН
  • Новосибирский юр.институт
  • МГИМО.

Каждый выпускник юр.факультета имеет возможность работать на данной должности.

Что сдавать — какие предметы

Чтобы поступать на юридический факультет, выпускники школ должны сдавать ЕГЭ по математике (базовый), русскому языку (обязательный), обществознанию(обязательный), историю (профильный). В некоторые ВУЗы также требуется английский язык (профильный) — к примеру, в РУДН и т.д.

Сколько учиться на прокурора после 9 и 11 класса

Необходимо высшее юридическое образование. Значит, нужно поступить в ВУЗ после 11 класса и проучиться там 5 лет. После 9 класса можно поступить в юридический колледж, а затем уже в ВУЗ – в этом случае процесс получения высшего юридического образования займет больше времени, зато поступить в институт после колледжа гораздо проще.

Источник: https://institut-mvd.ru/useful/kak-stat-prokurorom.html

Генеральный прокурор РФ

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Его самого и генпрокуратуры он

Wise 19 мая 2015 19:31

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Назначение генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания).

Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации.

Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ.

Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».

Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ

В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры.

Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения.

Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных.

В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты.

Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.

Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.

Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры.

Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач.

Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения – акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания.

Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений.

Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании “Законность”.

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:

1. Осуществлять полное руководство системой Прокуратуры в целом и органами Прокуратуры РФ в частности. Основание – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.

3. Передавать некоторые функции прокуратуры РФ на военные прокуратуры в регионах в случае, если в них по тем или иным причинам не работает «гражданская» система прокуратуры. Кроме этого, возможна передача функций военной прокуратуре даже за пределами страны, где есть войска Российской Федерации.

4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.

5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:

– в Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;- прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;- заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);

– ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.

6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.

7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.

8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.

9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.

10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.

11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.

12. Налагать дисциплинарные взыскания на провинившихся сотрудников, задействованных в системе прокуратуры, а также давать разрешение на подобные меры наказания вплоть до увольнения сотрудников, ранее награжденных знаком «Почетный прокурор».

13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.

14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.

15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.

16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).

17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.

18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.

Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.

Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:

– раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;- проводить прокурорский надзор;- отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;

– выполнять прочие обязательства.

Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.

2. Казанник Алексей Иванович. Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ.

Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет.

Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.

5. Скуратов Юрий Ильич руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год.

В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно).

За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8875-generalnyy-prokuror-rf

Кто возглавлял российскую Генпрокуратуру

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Его самого и генпрокуратуры он

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2020 года президент РФ Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям.

В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП.

Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года.

Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти – Съезда народных депутатов и ВС РФ – неконституционным.

При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999).

В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2019), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции.

5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября – 4 октября 1993 года.

Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности “всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома”.

26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО “Лефортово” и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2019 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией.

26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о.

генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск.

8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела.

По данным следствия, нефтяная компания “Балкар-трейдинг”, которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет.

В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам.

Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ.

Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля (“дело Mabetex”) и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями.

Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля.

В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Владимир Устинов (род. 1953), окончил Харьковский юридический институт, доктор юридических наук (2003). Начинал карьеру в органах прокуратуры Краснодарского края, в 1992-1997 годах был прокурором городе Сочи.

В 1997 году стал заместителем генпрокурора РФ Юрия Скуратова, одновременно в 1998-1999 годах возглавлял Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. С 17 мая 2000 года по 2 июня 2006 года – генеральный прокурор РФ.

Руководил расследованиями терактов в Москве и Волгодонске, гибели подводной лодки “Курск”, о контрабанде мебели в торговых центрах “Гранд” и “Три кита”, дела о захвате заложников в Театральном центре в Москве и др.

Возглавлял группу государственных обвинителей в процессе над чеченским террористом Салманом Радуевым.

Под руководством Устинова Генпрокуратура инициировала судебный процесс в отношении президента нефтяной компании “Юкос” Михаила Ходорковского, а также добилась экстрадиции из Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. В 2006-2008 годах Владимир Устинов занимал должность министра юстиции. В 2008 году был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий Чайка (2006 – н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области.

В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле – августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России.

В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство – Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование.

За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов.

Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Источник: https://tass.ru/info/7562939

Полгода после Чайки: как Краснов чистит надзор от коррупции

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Его самого и генпрокуратуры он

В январе надзорные органы страны возглавил выходец из СКР Игорь Краснов. В наследство от предшественника Юрия Чайки ему досталась структура с репутацией оплота коррупции и кумовства. Чистки были неизбежны, и они начались.

Что удалось сделать новому генпрокурору за полгода и что ему пока не по силам, с какими проблемами он сталкивается и как пытается их решать, а также, как подчиненные Краснова оценивают его деятельность и чего от него ждут — в материале ПАСМИ.

Ровно полгода назад — 22 января 2020 года — Игорь Краснов официально стал генеральным прокурором РФ. Его кандидатуру, предложенную президентом России  Владимиром Путиным, единогласно утвердил Совет Федерации. Двумя днями ранее в отставку был отправлен предшественник Краснова Юрий Чайка, который возглавлял главный надзорный орган страны больше 13 лет. 

Выступая перед верхней палатой парламента России, Игорь Краснов заявил о намерении создать в стране атмосферу нетерпимости к коррупции.

Это заявление было более чем актуальным, так как от Юрия Чайки новому генпрокурору досталось тяжелое наследие: надзорное ведомство постоянно сотрясали коррупционные скандалы — от расследования Алексея Навального, посвященного бизнесу сыновей Чайки, до сообщений о продаже прокурорских погон из целого ряда российских регионов и свидетельств коррупции и клановости от сотрудников центрального аппарата надзора. 

Замы вне закона

Таким образом, Игорь Краснов встал перед необходимостью антикоррупционных чисток непосредственно во вверенном ему ведомстве. И начинать надо было с самого верха — с замов, но с кадровыми назначениями новый генпрокурор не спешил, сменив за первые четыре месяца лишь официального представителя ведомства Александра Куренного на Анну Генералову из пресс-службы президента РФ.

Возможно, решать кадровые проблемы ему мешала норма закона “О прокуратуре”, пролоббированная Чайкой еще в 2014 году, согласно которой кандидат на пост замглавы надзорного ведомства должен был иметь стаж работы в прокуратуре не менее 10 лет.

Это сильно сужало возможность Краснова  заполучить в качестве соратников проверенных товарищей из Следственного комитета России, но одного зама он у Александра Бастрыкина все же увел.

20 мая Совет Федерации назначил заместителем Краснова бывшего замначальника главного управления по расследованию особо важных дел СКР Анатолия Разинкина.

Еще один выходец из СКР —   генерал-майор Сергей Золотарев — занял в новой команде Краснова пост начальника Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью.

Еще одно анонсированное кадровое решение не состоялось — на пост первого заместителя генпрокурора прочили руководителя Главного следственного управления СКР Эдуарда Кабурнеева, но он пошел на повышение в следственных органах и стал заместителем Бастрыкина.

Центральные чистки

Между тем, Краснов планировал передать Разинкину полномочия Виктора Гриня  по надзору за следствием в центральных аппаратах СКР и МВД, а Кабурнееву — обязанности своего первого зама Александра Буксмана.

Впрочем, эти два высокопоставленных прокурора, хоть и написали заявления об отставке, но  со своих постов не ушли. По договоренности с Юрием Чайкой они отправятся на пенсию только в следующем году — по достижении предельного возраста нахождения на службе. 

Но есть и реальные отставки: в конце марта Совет Федерации принял решение освободить от должности заместителей генерального прокурора Леонида Коржинека, который курировал  уголовно-судебный и гражданский судебный главки, а также Юрия Гулягина, занимавшего пост замгенпрокурора в Уральском федеральном округе. 

Также Генпрокуратуру покинул еще целый ряд руководителей чуть ниже уровнем, среди которых начальник правового управления Артур Завалунов, начальник главного управления кадров Сергей Замуруев, начальник управления делами Сергей Сергеев.

Отдельно стоит упомянуть мгновенную реакцию Краснова на пьяный дебош, который устроил в отделении полиции замглавы управления физической защиты и обеспечения безопасности Генпрокуратуры Игорь Мыльников: высокопоставленный прокурор был уволен в тот же день, когда было обнародовано видео, на котором он оскорбляет и бьет сотрудников МВД. 

Работа над ошибками

Если перейти к кадровой политике Игоря Краснова на уровне федеральных округов и регионов России, нельзя не отметить увольнение транспортного прокурора Уральского федерального округа Александра Герасименко. Он пробыл на этом посту всего полгода, а до этого более 11 лет возглавлял надзор Ямало-Ненецкого автономного округа.

Там Герасименко был замешан в целом ряде скандалов, более того, спецслужбы дважды направляли материалы на него Бастрыкину и Чайке.

Первая история касалась заявления местного бизнесмена,  который просил возбудить против окружного прокурора  уголовное дело  по статье 169 УК РФ  — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, вторая — утечки из прокуратуры Ямала документов с грифом «совершенно секретно» и подписью заместителя генпрокурора РФ Виктора Гриня.

ФСБ выступала за лишение Герасименко статуса прокурора, такую же позицию занимала Администрация президента, но Юрию Чайке тогда удалось пролоббировать новое назначение скандального прокурора.  Приход Краснова изменил ситуацию, и 1 июня президент Владимир Путин подписал указ об отставке Герасименко. Тем же указом, кстати,  были назначены шесть новых региональных прокуроров. 

Региональные рокировки

Серьезным кадровым решением нового генпрокурора стало объединение управлений надзорного органа  в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Руководителем нового главка назначен Константин Сомов, который ранее возглавлял южное управление ведомства.

Последнего называли инициатором отставки прокурора Ростовской области Юрия Баранова. Он покинул свой пост в июне на фоне выездной проверки Генпрокуратуры после серии  скандалов с участием прокуроров. 

Громким было и увольнение прокурора Астраханской области Александра Лычагина — его Краснов отправил в отставку после жалоб подчиненных на кадровые репрессии и обнародования в сети информации о дорогостоящей недвижимости. 

Одновременно с Лычагиным в апреле текущего года из органов надзора были отправлены на пенсию прокурор Орловской области Иван Полуэктов, прокурор Забайкальского края Василий Войкин, прокурор Калининградской области Сергей Хлопушин и  прокурор Кировской области Николай Журков.

При этом руководить надзором Забайкалья и Орловской области были отправлены прокуроры с неоднозначной репутацией.

Бывшего прокурора Волгоградской области Максима Ершова обвиняла в покровительстве бизнесу его бывшая подчиненная, а бывшего первого заместителя прокурора Краснодарского края Владислава Малкина местный блогер называл идейным вдохновителем сомнительных схем ряда кубанских прокуроров.   

Если говорить о Краснодарском крае, нельзя не вспомнить  отставку прокурора Сочи Игоря Грязнова. Указ о его увольнении Игорь Краснов подписал 20 марта.

Грязнов ушел по собственному желанию, не дожидаясь результатов выездной проверки Генпрокуратуры и ФСБ.

Сочинского прокурора обвиняли в покровительстве незаконному строительству, в частности, он препятствовал проверкам пожароопасного самостроя на крыше многоэтажки.  

Понятно, что это далеко не все кадровые перестановки, осуществленные Игорем Красновым, но по ним можно судить о масштабах чистки, затеянной новым генпрокурором в начале своей службы на этом посту.

Проверка на объективность

Оценить итоги первого полугодия руководства Игоря Краснова мы попросили действующих сотрудников Генпрокуратуры. Общее мнение собеседников редакции — положительные сдвиги есть.

По их словам, прежде всего, Краснова от Чайки отличает отсутствие фаворитов внутри надзорного органа, а также нейтралитет в общении как со структурами, с которыми Генпрокуратуре приходится взаимодействовать, — МВД, СКР, ФСБ, Администрацией президента, так и с представителями российских элит.

Впрочем, серьезным экзаменом на равноудаленность Краснова от высокопоставленных должностных лиц, с которыми он неизбежно будет сталкиваться в ходе службы,  станет ситуация вокруг следователя центрального аппарата СКР Руслана Миниахметова.

Он был задержан в начале июля сотрудниками ФСБ по подозрению в получении взятки от обвиняемого по уголовному делу, находящемуся в его производстве.

Председатель СКР Александр Бастрыкин возбудил против подчиненного уголовное дело, но до ареста дело не дошло —  заместитель генпрокурора Виктор Гринь подписал постановление об отмене возбуждения дела.

Следственный комитет России обжаловал это решение в обращении на имя Краснова.

Жалоба была направлена еще 4 июля, по нормам ст. 221 УПК генпрокурор должен принять процессуальное решение в течение 10 суток, но никакой информации по этому поводу нет. Между тем, собеседники редакции считают, что необъективное решение по этому делу нанесет серьезный удар по репутации главы надзорного ведомства. 

Ручной привод

Пока же эта репутация находится на достаточно высоком уровне, сотрудники Краснова положительно оценивают кадровые решения нового генпрокурора и с пониманием относятся к его нежеланию инициировать изменение законодательства в части назначения заместителей. 

Впрочем, по их словам, кадровые проблемы Краснов испытывает и на региональном уровне. Он просто не может найти на все ключевые посты людей, на которых может опереться, которые мыслят с ним в одном направлении. Ситуацию усугубляет и огромная нагрузка на органы прокуратуры. По словам собеседников ПАСМИ, Краснов знал, что она выше, чем в СКР, но что настолько выше — не ожидал. 

В связи с огромной сферой отвественности органов надзора и отсутствием команды новому генпрокурору приходится управлять подчиненными в ручном режиме: если решение продавить, то оно будет исполнено, а если не контролировать, то завязнет и будет волокититься, пока о нем не забудут. 

В качестве примера собеседники редакции привели историю с фигурантом списка Бориса Титова,  бывшим гендиректором компании «Трансфин-М» Дмитрием Зотовым. Предприниматель вернулся в Россию под поручительство бизнес-омбудсмена и Генпрокуратуры, но был задержан прямо в аэропорту сотрудниками транспортной полиции и отправлен в СИЗО. 

Отменить арест бизнесмена удалось только после вмешательства президента России Владимира Путина, который дал поручение разобраться в ситуации Игорю Краснову. Зотов был выпущен под подписку о невыезде, но привлекать к ответственности задержавших его правоохранителей, похоже, никто не собирается, хотя, по словам собеседников ПАСМИ, Краснов мог бы инициировать соответствующую проверку.

Кредит доверия

Впрочем, повторим, общая оценка деятельности Игоря Краснова у сотрудников Генпрокуратуры положительная. Неплохой уровень веры в его способности навести порядок в надзорных органах продемонстрировали и читатели ПАСМИ. 

Четверть из почти 17 тыс. респондентов считают, что Краснов сможет снизить уровень коррупции и кумовства в Генпрокуратуре, 60% опрошенных придерживаются противоположного мнения, 16% с ответом затруднились.

Источник: http://www.19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/132988-polgoda-posle-chajki-kak-krasnov-chistit-nadzor-ot-korruptsii

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: