Государственные органы федерального уровня. Федеральные органы государственной власти. Принципы системы органов государственной власти

Содержание
  1. Субъекты власти РФ: как не напортачить в задании 14
  2. Что же в задании?
  3. Образ для запоминания?
  4. Как я до этого дошла?
  5. Как же учить, чтобы выучить?
  6. Система органов государственной власти
  7. Принципы разделения властей, его содержание и значение
  8. Государственные органы: понятие, признаки, классификация.
  9. Органы судебной власти.
  10. Государственный орган и орган государственной власти: понятие, признаки, виды
  11. Понятие государственного органа и органа государственной власти
  12. Государственные органы: понятие и особенности
  13. Государственные органы власти: понятие, признаки, виды
  14. Другие классификации
  15. Орган государства
  16. Принципы органов государства
  17. Законодательное регулирование
  18. Состав системы
  19. Требования к субъектам
  20. Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды
  21. Признаки государственного органа
  22. Виды государственных органов
  23. По основной функции
  24. По объему властных полномочий
  25. По способу формирования членского состава государственного органа
  26. По количественному составу
  27. По способу возникновения
  28. По широте границ компетенции
  29. По срокам полномочий
  30. Президент РФ
  31. Органы государственной власти: законодательная власть
  32. Законодательная инициатива
  33. Исполнительная власть в системе органов государственной власти
  34. Органы исполнительной власти
  35. Судебная власть
  36. Государственная власть в субъектах РФ

Субъекты власти РФ: как не напортачить в задании 14

Государственные органы федерального уровня. Федеральные органы государственной власти. Принципы системы органов государственной власти

Я уже писала в своей статье “Один типаж, но разные проблемы”, что задание № 14 является самым провальным на ЕГЭ.

Т.Е. Лискова в своём ежегодном отчёте отмечает:

Сриншот из отчета ФИПИ за 2018 год

Обратите внимание на статистику. Только вдумайтесь: полные ответы на задание № 14 в 2018 году дали менее 30% выпускников. Выходит, что остальные 70% вообще не знают какие полномочия имеют ветви власти в нашей стране.

Что же в задании?

Скриншот задания из демоверсии ФИПИ 2019

В целом всё очень просто. Выучите за что отвечают основные субъекты власти в РФ и будет Вам максимальный балл! Но оказывается, что именно с “выучить” и возникает самая главная проблема!

Образ для запоминания?

Для начала необходимо усвоить направления деятельности каждого субъекта власти в РФ.

Обычно школьникам эту информацию я объясняю в 7 классе и предлагаю её в виде вот такой схемы:

Схема составлена автором

Далее мы запоминаем каждый субъект, связывая его с определенным органом или частью тела Фемиды (древнегреческая Богиня правосудия).

Как я до этого дошла?

Придумала я этот приём уже очень давно, когда ещё студенткой изучала тему “Теории происхождения государства”. Наш лектор очень скептически прошёлся по органической теории Г. Спенсера.

Кратко напомню суть:Г. Спенсер уподобляет государство живому организму, каждый элемент которого выполняет определённую функцию, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность всего государства.

Мне эта идея понравилась и я её опробовала на практике с детьми. С тех пор (более 20 лет) пользуюсь этой схемой.

Но само проговаривание с ассоциациями появилось не так давно благодаря ещё одному интересному человеку Джиму Квику. СМИ называют его тренером мозга № 1. Он использует для запоминания принцип локации.

Это известный приём в мнемонике (“римская комната”), но места запоминания (т.е. лоции) – его собственное тело.

Он в детстве страдал дислексией, поэтому связывает всё, что нужно запомнить с частями своего организма.

Вот так по крупицам собираю свои приёмы обучения, которыми делюсь с Вами!

Как же учить, чтобы выучить?

1) Законодательная власть (её задача создавать законы)

Фото автора из книги “Иллюстрированная Конституция России” – М., 2013.

С помощью головы человек думает, следовательно её связываем в своей памяти с Государственной Думой. Она должна заботиться о нашем благе и создавать законы, чтобы решать проблемы и улучшать жизнь людей, которые делегировали депутатам свои полномочия (так осуществляется принцип народовластия).

Фото автора из книги “Иллюстрированная Конституция России” – М., 2013.

Верхняя палата Парламента – Совет Федерации. Слово “Совет” от “советовать”. Ещё одна запоминалка:

– Чем обычно советуют?

– Правильно, ртом!

Этот институт создан для интеграции и консолидации интересов регионов на федеральном уровне. Это своеобразная связь (коммуникация) между регионами и центром.

2) Исполнительная власть (её задача исполнять законы)

Фото автора из книги “Иллюстрированная Конституция России” – М., 2013.

Любое исполнение связано с действиями.

– А чем мы действуем или работаем?

– Правильно, руками!

С помощью специальных средств (орудий). А щит в руке Фемиды – это “орудие” исполнительной власти (Правительства РФ). Он нужен для того, чтобы защищать и оберегать свой народ.

3) Судебная власть (её задача осуществлять правосудие)

Фото автора из книги “Иллюстрированная Конституция России” – М., 2013.

Осуществление правосудия связано с определением вины обвиняемого, для этого Фемида использует весы. Она взвешивает все “за” и “против”, а потом выносит решение в соответствии с нормами законодательства.

4) Прокуратура (она осуществляет правоохранительную функцию и не относится ни к одной из ветвей власти)

Ещё Пётр Великий называл её “око государево”, поэтому создаём образную ассоциацию Генерального Прокурора РФ с глазами. Он должен следить за неукоснительным соблюдением всех правил и норм, действовать согласно букве закона.

Фото автора из книги “Иллюстрированная Конституция России” – М., 2013.

В науке бытует мнение, что прокуратура не является органом государственной власти. Это надзорный орган, имеющий свои, установленные законом полномочия.

5) Президент РФ (является главой государства и занимает особое место в системе органов государственной власти)

Фото автора из книги “Иллюстрированная Конституция России” – М., 2013.

На схеме – он сердце. Как сердце “качает” кровь по всему организму и даёт нам жизнь, так и Президент (не относясь напрямую ни к одной из ветвей власти) должен обеспечивать бесперебойное взаимодействие и деятельность всех государственных органов.

Как организм работает слажено, так и субъекты власти являясь единым организмом должны действовать эффективно. Для этого существует принцип разделения властей, а также система сдержек и противовесов.

Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Удачи на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/subekty-vlasti-rf-kak-ne-naportachit-v-zadanii-14-5cb6e4a6501dc700b417bdc3

Система органов государственной власти

Государственные органы федерального уровня. Федеральные органы государственной власти. Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти включает:

– Глава государства — Президент Российской Федерации;

– Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;

– Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

– Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ

– Судебный орган — Верховный Суд Российской Федерации

1. Президент РФ

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина.

В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Так же определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

2. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Государственная Дума избирается сроком 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

3. Правительство РФ

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

– разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

– обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

– осуществляет управление федеральной собственностью;

– осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

– осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

– осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

– осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

4. Верховный суд РФ:

– является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

– осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

– в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

– является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

– изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

– разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Принципы разделения властей, его содержание и значение

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Государственные органы: понятие, признаки, классификация.

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Признаки государственного органа:

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов гос. власти.

Государственный орган – это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.

Различают государственные органы:

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю.

В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность – принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем.

Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ – заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации.

Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти.

К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Классификация государственных органов:

1. С учетом порядка образования (формирования):

– Первичные органы – формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума);

– Вторичные органы (производные) – это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами;

2. С учетом сферы действия:

– Высшие органы – действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;

– Местные органы – это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

3. По территориальному принципу:

– Общегосударственные,

– Региональные;

– Местные.

4. С учетом принципа разделения властей:

– Законодательные органы – высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы;

– Исполнительные органы – правительство, министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов;

– Судебные органы – осуществляют правосудие.

5. По временной деятельности:

– высшие представительные органы государственной власти органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации);

– созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются).

6. По форме деятельности:

– органы, предусмотренные конституцией;

– органы, предусмотренные федеральными законами;

– органы, предусмотренные подзаконными актами.

Органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц, находящихся на подведомственной этому органу территории).

Источник: https://studopedia.ru/2_68665_vopros-sistema-organov-gosudarstvennoy-vlasti.html

Государственный орган и орган государственной власти: понятие, признаки, виды

Государственные органы федерального уровня. Федеральные органы государственной власти. Принципы системы органов государственной власти

В данной статье рассмотрим понятие государственного органа и органа государственной власти, а также признаки и разновидности представленных категорий. Сегодня правовая система РФ признает оба термина. Они используются для определения государства в лице его структур, органов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти

Важно отметить, что отсутствие единого мнения в научном обществе касательно смысла изучаемых терминов формирует основу для противоречий и споров в практике использования права, которая связана с этой коллизией. В соответствии с десятой статьей Конституции РФ власть со стороны государства реализуется на базе ее классификации.

Так, выделяют исполнительную (понятие исполнительных органов государственной власти подразумевает органы самостоятельной и независимой власти, которые несут ответственность за комплекс полномочий, связанных с управлением делами государственного характера), судебную и законодательную.

Стоит заметить, что органы всех представленных типов власти являются самостоятельными структурами.

Государственные органы: понятие и особенности

Далее целесообразно рассмотреть понятие и структуру государственных органов власти, а также свойственные им признаки. Государство реализует свою деятельность через государственные органы.

Данный термин следует трактовать как составляющую государственного аппарата (это может быть как отдельный индивид, так и целый коллектив), наделенную полномочиями государственно-властного характера.

Государственные органы являются уполномоченными государством на реализацию его функционала и актуальных задач. Они действуют строго в том порядке, который устанавливает государство.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает наделение гос. структур не только полномочиями государственно-властного плана, но и правом выпускать акты, которые являются обязательными для исполнения. Необходимо иметь в виду, что полномочия государственно-властного характера выражаются в компетенции государственных структур.

Под компетенцией здесь необходимо понимать комплекс предметов ведения и полномочий государственных органов, которыми они наделяются. Компетенция государственных структур четко определена действующей Конституцией РФ, законами федерального уровня, уставами, законодательными актами субъектов РФ, а также иными правовыми нормативными актами РФ и ее субъектов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает, что любая государственная структура формируется и функционирует в том порядке, который устанавливается государством или же правовыми нормативами. Абсолютно каждый гос. орган является уполномоченным со стороны государства на осуществление его функций и задач. При этом каждый их них – это составляющая единой системы государственного аппарата РФ.

Государственные органы власти: понятие, признаки, виды

В полной мере изучив понятие и характерные черты, которые присущи в настоящее время государственным органам управления, целесообразно перейти к их разновидностям. Максимальное значение имеет классификация государственных структур в соответствии с принципом деления властей. Так, по данному критерию выделяют следующие виды:

  • Понятие исполнительных органов государственной власти предполагает факт функционирования таких структур, как Правительство РФ, комитеты государственного характера, министерства, службы федерального значения и иные федеральные структуры исполнительного типа власти. Помимо этого, сюда следует отнести территориальные, высшие и другие органы этих структур.
  • Законодательная власть в любом случае предполагает наличие Федерального собрания, куда входит Государственная Дума и Совет Федерации. Сюда же целесообразно отнести и многоликие представительные (законодательные) структуры субъектов РФ.
  • Понятие и виды государственных органов власти предполагают функционирование структур судебной власти. Это Верховные судебные органы страны, Конституционные судебные органы, Высшие Арбитражные судебные органы, а также иные судебные органы федерального уровня и судебные органы субъектов РФ, которые включаются в судебную систему.

При рассмотрении понятия и основных признаков государственных органов власти важно учесть, что Президенту России сегодня принадлежит особое место в масштабной системе структур государственного управления. Президент – это в первую очередь глава государства, а также гарант действующей на территории РФ в настоящее время Конституции.

Он в полной мере обеспечивает непрерывную и согласованную деятельность абсолютно всех функционирующих сегодня органов государственного управления. Стоит дополнить, что он не включается ни в одну из ключевых ветвей власти вместе с органами, которые обеспечивают его работу.

Ни в одно разветвление власти также нельзя включить избирательные комиссии, органы прокуратуры и некоторые иные гос. органы, наделенные особым статусом.

Другие классификации

Как выяснилось, сегодня нет единого мнения касательно трактовок понятия органа государства и понятия органа государственной власти. Тем не менее первый термин подкрепляется целым рядом классификаций. Так, государственные органы принято делить на структуры регионального (гос. органы субъектов РФ) и федерального (государственные структуры РФ) значения.

Помимо этого, популярна классификация в зависимости от порядка создания, в соответствии с которой выделяют органы, формируемые иными гос. структурами, и органы, которые избирают исключительно граждане в процессе закрытого ания (существуют и другие варианты избрания, однако этот применяется на территории Российской Федерации чаще всего).

В соответствии с характером компетенции государственные структуры делятся на органы компетенции специального типа и органы компетенции общего типа.

Кроме того, понятие и признаки государственного органа власти предполагают деление на коллегиальные, единоличные и единоначальные органы. Правительство РФ относится к первой группе, Президент – ко второй, и Генеральная прокуратура – к третьей.

Следует дополнить, что государственные структуры единоличного плана часто рассматриваются не в роли гос. органов, а в роли должностных лиц государственного значения.

Орган государства

Далее целесообразным будет рассмотреть понятие, признаки и систему органов государственной власти. Под органом власти следует понимать отдельное звено гос. аппарата, которое работает в конкретном направлении гос.

деятельности и наделяется соответствующими властными полномочиями. Стоит отметить, что орган государства – это своеобразный канал, посредством которого народ может реализовывать свою власть, придерживаясь при этом положений действующей на территории РФ Конституции (статья 3).

Рассмотрим характерные органу государства особенности:

  • Самостоятельная составляющая государственного механизма. Неотъемлемый элемент единого гос. организма.
  • Все действия осуществляются по поручению и от имени государства.
  • Формирование и последующее функционирование на базе нормативно-правовой документации.
  • Исполнение функций и задач, свойственных лишь органу государства. Использование при этом соответствующих методик и форм.
  • Наличие в составе государственных подразделений и служащих, которые скреплены единством поставленных целей, их общностью.
  • Исполнение действий на определенном территориальном сегменте.

Принципы органов государства

Изучим понятие и принципы органов государственной власти, которые формируют единую систему. Данная система работает, выполняет свои естественные функции на базе принципов общего характера, под которыми следует понимать руководящие положения, исходные идеи, определяющие ключевые подходы к созданию и дальнейшему функционированию системы гос. органов.

Основным определяющим качеством системы государственных структур России является ее единство. Оно в первую очередь обусловлено тем, что данная система базируется на гос. целостности страны, на единстве системы власти государства. Важно отметить, что проявление единства заключается в следующих аспектах:

  • Разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственного управления на территории России и органами государственного управления субъектов Федерации.
  • Все структуры государственной управленческой системы (понятие системы органов государственной власти предполагает совокупность отдельных структур государственной власти, выполняющих разные функции в интересах государств и от его имени) функционируют совместным образом. Они взаимодействуют и связаны между собой, а также зависят друг от друга. Необходимо отметить, что в рамках, которые устанавливает государство, одни структуры единой системы назначаются или избираются другими, одни из них подотчетны или подконтрольны другим, одни руководят другими. Кроме того, между всеми структурами гос. власти есть достаточно тесная связь организационно-правового характера.

Законодательное регулирование

Дальше изучим вопрос законодательного регулирования рассматриваемой системы. Система законодательных структур гос. власти субъектов России устанавливается ими самостоятельным образом на базе действующего на территории страны конституционного строя и федеральных законов.

Конституция РФ определила основные положения, в соответствии с которыми должна формироваться деятельность структур гос. власти субъектов России.

Среди них независимость и самостоятельность органов управления субъектов РФ, которые обладают всей государственной властью, за исключением предметов совместного и федерального ведения; гос. целостность, а также единство системы структур гос.

власти; защита гражданских прав во всей России; четкое разграничение полномочий и предметов ведения между органами федерального уровня и органами гос. власти субъектов России.

Состав системы

Стоит отметить, что в систему структур гос. власти субъектов России входят следующие составляющие:

  • Законодательная структура государственного управления.
  • Высшая исполнительная структура государственного управления.
  • Другие структуры государственного управления, которые формируются строго по Конституции либо Уставу определенного субъекта РФ.

Деятельность структур государственного управления субъектов России реализуется по ряду принципов, среди которых необходимо отметить следующие пункты:

  • Целостность РФ как в территориальном, так и в государственном плане.
  • Распространение суверенитета РФ по всей территории страны.
  • Абсолютное верховенство действующей Конституции т законов федерального уровня по всей территории страны.
  • Единство системы государственного управления.
  • Классификация гос. власти на исполнительную, судебную и законодательную (данные разновидности в полной мере рассмотрены выше).
  • Разделение полномочий и предметов ведения между структурами государственного управления страны и субъектов РФ.
  • Самостоятельная реализация со стороны органов государственного управления субъектов страны и органов местного управления тех полномочий, которые им принадлежат.

Важно дополнить, что федеральные структуры исполнительного типа власти, а также структуры исполнительной власти субъектов страны в соответствии со взаимным соглашением могу осуществлять передачу друг другу той или иной доли своих полномочий.

Требования к субъектам

Следует знать, что в настоящее время посредством действующего на федеральном уровне законодательства закреплен целый ряд требований принципиального характера, которые являются обязательными к исполнению для абсолютно всех субъектов РФ.

Среди них важно отметить следующие: во-первых, это регулярность в выборе управленческих органов, функционирующих в государственной сфере и строго выполняющих установленные в законодательном порядке функции; во-вторых, запрет на установление ценз оседлости для того, чтобы избрать в управленческие органы субъекта РФ; в-третьих, строгий запрет на установление языковых ценз; в-четвертых, избрание единого возраста для реализации как пассивного, так и активного избирательного права; в-пятых, установление высшей должности субъекта России со стороны законодательной структуры государственного управления субъекта России в соответствии с представлением Президента; и наконец, установление максимально долгого периода полномочий любой структуры государственного управления субъекта РФ.

Стоит дополнить, что на сегодняшний день данный срок, как правило, равняется пяти годам. Он может быть меньше, однако не может превышать 5 лет.

Источник: https://FB.ru/article/436744/gosudarstvennyiy-organ-i-organ-gosudarstvennoy-vlasti-ponyatie-priznaki-vidyi

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Государственные органы федерального уровня. Федеральные органы государственной власти. Принципы системы органов государственной власти

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке госруководства обществом.

Признаки государственного органа

Раскрыть вышеприведенное понятие будет проще через специфические признаки, отличающие государственный орган от прочих госорганизаций. Так, всякий государственный орган:

  • исполняет функций от имени государства (страны в целом или субъекта РФ);
  • создан в порядке, предусмотренном Конституцией РФ;
  • действует на основе законодательства РФ;
  • обладает определенной компетенцией;
  • обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции;
  • исполняет функции и поставленные задачи только в пределах своей компетенции;
  • обладает организационной обособленностью;
  • осуществляет деятельность в формах и методами, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Деятельность каждого государственного органа регламентируется специальным нормативным актом: например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ или «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации…», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219.

То есть, высшие органы функционируют обычно на основе федерального конституционного закона (в регионах соответственно – регионального закона), а министерства и ведомства – на основе постановления высшего органа исполнительной власти (на федеральном уровне, т.е.

Правительства РФ или региональном – правительства и администрации субъектов РФ).

Найти все законы и постановления, регулирующие работу госорганов можно в ситсеме КонсультантПлюс – оформляйте бесплатный доступ.

Виды государственных органов

Органы государственной власти можно классифицировать по различным основаниям, и главные из них мы рассмотрим ниже.

По основной функции

Согласно Конституции РФ по месту в системе разделения власти в нашей стране выделяют 3 ветви власти:

  • Законодательную — выборные, представительные органы государственной власти, осуществляющие законотворческую деятельность, а также ряд других смежных функций. Среди них — принятие бюджета, участие в формировании Правительства РФ, контроль деятельности других госорганов и др. К этой ветви власти относится Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов.
  • Исполнительную. Исполнительные органы государственной власти реализуют исполнение законов (в т. ч. посредством издания собственных подзаконных актов). Формируются различными путями: на основе выборов, путем назначения, по конкурсу и др. К таким госорганам относятся Правительство РФ, высшее руководство субъектов РФ и др.
  • Судебную. К этой ветви власти относятся государственные органы, осуществляющие правосудие: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции различных уровней.

Обратите внимание! Особое место в структуре государственных органов занимает Президент РФ, который находится вне системы разделения властей на ветви. Глава государства координирует и согласовывает работу законодательной, исполнительной и судебной властей между собой.

По объему властных полномочий

В зависимости от широты границ, в пределах которых распространяется властное влияние государственного органа, выделяют следующие госорганы:

  • Высшие. Распространяют свою власть на всю территорию РФ и все находящиеся в пределах границ страны субъекты. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд.
  • Центральные. Их зона влияния охватывает всю территорию страны, но оно ограничено узкой сферой их компетенции. Это различные министерства и ведомства.
  • Территориальные. Их власть имеет силу на территории отдельных регионов или муниципальных образований. Это органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По способу формирования членского состава государственного органа

По этому основанию госорганы подразделяются:

  • На выборные. Назначаются путем избрания гражданами или другими выборными лицами или органами на установленный срок. Например, Госдума РФ, Президент РФ, представительные органы субъектов РФ.
  • Назначаемые. Претенденты назначаются уполномоченными лицами или госорганами. Например, уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Президентом РФ (ст. 3 закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» от 27.12.2018 № 501-ФЗ).

По количественному составу

В зависимости от численности субъектов, являющихся членами государственного органа, последние подразделяют:

  • на единоличные (например, Президент РФ);
  • коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ и др.).

Обратите внимание! В основе данной классификации лежит не столько количественный состав, сколько способ принятия решения государственным органом. Так, единоличный орган принимает решение самостоятельно, посредством императивного волеизъявления. Коллегиальные органы госвласти же обычно принимают решение путем ания.

Тот факт, что единоличный орган уполномочен принимать решение в пределах своей компетенции самостоятельно, еще не означает, что при нем не могут существовать различные совещательные структуры, вспомогательные подразделения.

Например, администрация Президента РФ — пример коллегиального подразделения при единоличном государственном органе.

По способу возникновения

По способу возникновения органы госвласти РФ дифференцируются на такие группы, как:

  • Первичные. Отличаются тем, что не созданы никакими другими государственными органами. Они появляются либо посредством избрания, либо в порядке наследования. Например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
  • Производные. Создаются первичными государственными органами, ими же наделяются и властными полномочиями. К таким госорганам относятся, например, прокуратура РФ, различные ведомства и др.

По широте границ компетенции

Данный критерий позволяет выделить:

  • Госорганы общей компетенции. В пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам. Например, Правительство РФ.
  • Госорганы специальной компетенции. Специализируются на исполнении одной определенной функции. К таким госорганам относятся министерства.

По срокам полномочий

По срокам полномочий органы государственной власти могут быть:

  • Постоянными. Создаются без ограничения срока действия. Например, министерства и ведомства действуют на постоянной основе (по крайней мере, при создании срок действия таких госучреждений обычно не ограничивается).
  • Временными. Создаются на определенный срок. Например, на основании утвержденного Президентом РФ положения на территории, где введено чрезвычайное положение, создается специальный орган управления территории — на время введения чрезвычайного положения (ст. 24 закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).

Президент РФ

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ).

Обратите внимание! Президент определяет направления внутренней и внешней политики страны, представляет страну во внутренних и внешних правоотношениях. Это единоличный орган власти, избираемый на основе всеобщего тайного ания.

Место Президента РФ в общей структуре федеральных органов государственной власти представлено на схеме.

Органы государственной власти: законодательная власть

Основная функция органов законодательной власти — осуществление правотворчества. Высший орган законодательной власти в России представлен Федеральным Собранием — парламентом (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — постоянно действующий орган, который состоит из двух палат (ст. 95 Конституции РФ):

  • Совет Федерации — верхняя палата. В его состав входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. На данный момент в РФ всего 85 субъектов. Об административно-территориальном устройстве нашей страны читайте в статье «Административно-территориальное устройство РФ». Также в состав Совета Федерации входят представители РФ, назначаемые Президентом. Число таких представителей не должно превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих субъекты РФ. Учитывая, что в настоящий момент от субъектов представлено 170 членов Совета Федерации, число представителей РФ не должно превышать 17 человек.
  • Государственная Дума — нижняя палата. Состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на 5 лет, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 96).

Важно! Один и тот же гражданин не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы.

Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер). В некоторых ситуациях палаты собираются совместно. Например, для заслушивания посланий Президента, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы, т. е. право предлагать свои поправки в действующее законодательство, новые нормы и законы, принадлежит (ст. 104 Конституции РФ):

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • Депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Высшему судам РФ (по вопросам их ведения).

Законопроекты для рассмотрения вносятся в Госдуму. Ознакомиться с перечнем проектов законов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, а также проследить их движение можно в системе «Законотворчество» по ссылке.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти

Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).

Органы исполнительной власти

Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:

  • Председатель;
  • заместители Председателя;
  • федеральные министры.

Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ по согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и распускает Госдуму, после чего объявляются новые выборы (в Госдуму, ст. 111 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см.

, например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок.

Также Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей и федеральных министров.

Общие функции Правительства РФ:

  • разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
  • обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в сфере просвещения, медицины, культуры и т. д.;
  • управление госсобственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.

Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе III закона «О правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.

Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований после роспуска прежнего состава Правительства).

Судебная власть

Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:

  • Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
  • Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).

Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:

  • суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
  • арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти представлены не только на федеральном, но и на региональном (власть субъекта РФ) и местном уровне (органы местного самоуправления).

Госорганы в субъекте РФ — это образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте РФ.

Например, система органов госвласти субъекта РФ включает:

  • высший единоличный орган управления (президент республики, губернатор или глава региона);
  • законодательный представительный орган (например, областная дума и др.);
  • орган исполнительной власти (например, правительство или администрация субъекта РФ, комитеты, департаменты, управления и др.);
  • органы судебной власти (например, областной суд и др.; в некоторых регионах есть свои верховные суды, например Верховный суд Республики Татарстан и т. д.).

Обратите внимание! Полномочия органов государственной власти РФ на уровне субъекта РФ распространяются на территорию соответствующего региона.

***

Итак, мы рассмотрели, что такое государственный орган, виды госорганов, а также устройство системы государственных органов власти РФ. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf-sistema-polnomochiya-vidy/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: