К международным источникам муниципального права относятся. Международные источники муниципального права

5. Международные правовые акты как источник муниципального права

К международным источникам муниципального права относятся. Международные источники муниципального права

Основным международным источником МП является Европейская хартия МС, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. В РФ Хартия была ратифицирована 11 апреля 1998 г. (ФЗ «О ратификации Европейской хартии МС» // «Росс. газ.» от 15.04.98). Хартия состоит из преамбулы, 3-х частей и 18-и статей.

Преамбула формулирует основные цели и основополагающие идеи. из них – то, что органы МС составляют одну из основ любого демократического государства. Право на МС может быть осуществлено на местном уровне. Каждая, вступившая в Хартию сторона должна соблюдать по меньшей мере 20 пунктов части первой Хартии.

Обязательно каждая сторона должна соблюдать положения Хартии, касающиеся

  • признания принципа МС,
  • права МС и его осуществления путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего ания, о
  • полноте свободы действия органов МС,
  • о защите территориальных разграничений органов МС,
  • о финансовой самостоятельности органов МС,
  • о праве органов МС на объединение,
  • о правовой защите МС и несколько других.

Хартией устанавливается, что помимо выборных органов МС осуществляется через формы прямого участия граждан. Важную роль играют положения Хартии об общих принципах политики государства применительно к органам МС.

Устав муниципального образования

1. Понятие Устава муниципального образования, его признаки и значение

Основным нормативным правовым актом МО является его Устав.

Он в значительной степени призван детализировать и конкретизировать всё, что касается организационно-правового статуса МО.

Признаки Устава МО:

1. обязательность

Ст.8 ФЗ «Об общих принципах…» вменяет в обязанность всем МО иметь свой Устав. Ст.4 Проекта одним из элементов правовой основы МС называет Устав МО.

2. высшая юридическая сила

Иные МПА не должны противоречить Уставу МО. Устав обладает высшей юридической силой только на территории конкретного муниципального образования.

3. прямое действие – означает, что нормы Устава действуют непосредственно.

4. Устав применяется только на территории конкретного МО

5. особый субъект принятия Устава

В соответствии со ст.8 «Об общих принципах…» Устав может приниматься либо представительным органом МС, либо населением непосредственно.

Т.о. Устав принимается непосредственно населением или от имени населения.

В соответствии с проектом ФЗ-а Устав МО принимается представительным органом МС. Исключение составляют поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, где Устав принимается населением непосредственно – на сходе граждан.

Устав можно назвать своеобразной «малой конституцией» на территории МО.

Однако сам Устав не должен противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, конституциям (уставам) субъектов и законодательству субъектов.

2. Устава муниципального образования

Основные вопросы, которые должны содержаться в Уставе, обозначены в ст.8 закона «Об общих принципах…». Существует 14 обязательных положений; касаются они элементов, из которых формируется статус МО (в Проекте их 10). Каждое из положений императивно, поскольку непременно должно содержаться в Уставе.

Однако сам перечень регулируемых Уставом вопросов не является исчерпывающим. В положениях Устава могут закрепляться иные положения, которые касаются вопросов местного значения, распределение функций внутри структуры МС и др.

Степень детализации вопросов в Уставах МО может быть далеко не одинаковой, некоторые из них могут излагаться в общей форме, создавая поле для более конкретных актов.

Вопросы, которые должны содержаться в Уставе МО, можно разделить на несколько групп:

1. наименование, территория, границы, символы.

Если в состав МО входят территориальные образования не являющиеся муниципальными (районы, города), они все должны быть перечислены в Уставе.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего МО

3. формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного МО МС на своей территории. К ним относятся: выборы, референдум, собрания и сходы граждан, опросы общественного мнения, публичные слушания и т.п.

4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц МС

5. основания и виды ответственности органов и должностных лиц МС (в том числе порядок отзыва выборных лиц МС)

6. гарантии МС на территории конкретного МО

7. экономическая и финансовая основа осуществления МС. Перечень объектов, находящихся в собственности населения. Порядок управления муниципальной собственностью. Конкретные источники финансовых ресурсов МО.

Источник: https://studfile.net/preview/6189762/page:5/

Источники и институты муниципального права

К международным источникам муниципального права относятся. Международные источники муниципального права

Процесс глубокого изучения любой юридической отрасли обязательно должен быть сопряжен с характеристикой и анализом тех юридических актов, посредством которых происходит урегулирование правоотношений, входящих в ее предмет – то есть отраслевых источников. В юридической науке соответствующую категорию в наиболее общем виде принято определять следующим образом:

Определение 1

Источники муниципального права – совокупность нормативных правовых актов различного уровня, в содержании которых закреплены обязательные для участников муниципально-правовых отношений правила поведения.

В целом проводя характеристику видов источников юридической отрасли могут быть использованы различные классификационные критерии, однако, в Российской Федерации, с учетом федеративного устройства нашей страны, данный вопрос как правило рассматривается исходя из того на каком уровне (кем) были приняты соответствующие источники правового регулирования. Таким образом, прежде всего, выделяются источники муниципального права федерального уровня, к которым следует относить:

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.
  • Конституция Российской Федерации – основополагающий нормативный правовой акт, закрепляющий основы правового регулирования не только для муниципального права, но и для всех юридических отраслей. Конкретизируя данное положение следует отметить то, что в Конституции установлены основополагающие принципы государственного и местного управления, оказывающие непосредственное воздействие на муниципально-правовое регулирование (например, положение ст. 3 Конституции РФ о принадлежности всей полноты власти в РФ ее многонациональному народу, ст. 8 устанавливающая право на существование муниципальной собственности и т.д.);
  • Федеральные законы, принимаемые в установленном порядке высшим законодательным представительным органом РФ. При этом следует отметить, что к источникам муниципального права относятся как специальные профильные федеральные законы (например – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), так и законы, регулирующие иные сферы общественной жизни, связанные с местным самоуправлением – например в сфере административного, жилищного, налогового законодательства и т.д.;
  • Указы Президента и Постановления Правительства РФ, посредством принятия и утверждения которых происходит правовое регулирование отдельных аспектов местного самоуправления или утверждаются направления государственной политики в соответствующей сфере.

Иные источники муниципального права

В соответствии с изложенным выше принципом построения отечественной правовой системы, связанной с федеративным устройством нашей страны, следующей большой группой источников муниципального права выступают акты регионального нормотворчества:

  1. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, закрепляющие основы правового регулирования и управления на территории соответствующего субъекта;
  2. Акты законодательных представительных органов государственной власти Субъектов РФ – региональные законы о местном самоуправлении, о местном референдуме, о формировании органов местного самоуправлении и т.д.;
  3. Отдельные подзаконные нормативно-правовые акты региональных органов исполнительной власти, иных органов и высшего должностного лица субъекта РФ.

Наконец, говоря о характеристике источников муниципального права на местном уровне, следует назвать в качестве таковых уставы конкретных муниципальных образований, а также принимаемые непосредственно народом (в ходе схода или референдума), или в рамках деятельности представительных органов местного самоуправления нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

Кроме того, к источникам муниципального права в соответствии с Конституционным положением о включении в отечественную систему правового регулирования общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров, относятся отдельные акты наднационального характера, устанавливающие основы местного самоуправления.

Пример 1

В качестве примера международного акта, регулирующего отношения, входящие в предмет муниципального права, можно назвать Европейскую Хартию местного самоуправления 1985 г., которая была ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г.

В результате рассмотрения системы источников муниципального права можно сделать вывод о том, что в настоящее время в нашей стране установлена достаточно широкая система юридических актов, закрепляющих основы и детализирующих порядок осуществления местного самоуправления. Тем не менее, соответствующая система несовершенна, требует дальнейшего совершенствования и развития, в том числе в связи с ее несистематизированностью и некодифицированностью.

Институты муниципального права

Определение 2

Институты муниципального права – совокупность юридических норм, регулирующих круг взаимосвязанных однородных общественных отношений в сфере муниципально-правового регулирования, и образующих, в этой связи самостоятельную обособленную группу внутри рассматриваемой отрасли.

В числе основных институтов рассматриваемой отрасли в юридической науке принято выделять:

  • Институт территориальных основ осуществления местного самоуправления;
  • Институт формирования муниципальных органов власти и правового положения их должностных лиц;
  • Институт права муниципальной собственности и местных налогов и сборов и др.

Кроме того, иногда предлагается выделять и обособлять тесно взаимодействующие с указанными выше, институты муниципального права, связанные с отправлением муниципальной службы, а также организацией и проведением местных выборов, референдумов и иных форм осуществления непосредственного волеизъявления местным населением.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_pravo/istochniki_i_instituty_municipalnogo_prava/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: