К территориям с международным правовым режимом относятся. Территория и международное право. Вопросы для самопроверки

Содержание
  1. Территория в международном праве: общие понятия, виды правового режима, государственная территория
  2. Государственная территория
  3. Анклавы
  4. Теории правовой природы государственной территории
  5. Правомерное изменение территории государства
  6. Международное право. Учебник для бакалавров
  7. § 1. Понятие и виды территории
  8. § 2. Понятие государственной границы и ее режим
  9. Международно-правовой статус Арктики. Досье
  10. Недра Арктики
  11. Статус Арктики
  12. Вопрос о границе арктического шельфа
  13. Международное взаимодействие в Арктике
  14. Высказывания первых лиц по Арктике
  15. Территория в международном праве: понятие и виды
  16. Понятие и виды территорий в международном праве
  17. Суверенное равенство
  18. Квазитерритория
  19. Территории со смешанным правовым порядком
  20. Территория с порядком международного значения
  21. Международное право территории РФ
  22. Территория в международном праве
  23. Понятие и виды государственных границ
  24. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики

Территория в международном праве: общие понятия, виды правового режима, государственная территория

К территориям с международным правовым режимом относятся. Территория и международное право. Вопросы для самопроверки

В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:

  • суверенные территории одного государства;
  • суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);
  • территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф).

Государственная территория

Определение 1

Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства.

Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы.

В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства.

Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.

К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны.

Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова.

В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.

Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.

К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.

Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.

Анклавы

Определение 2

Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.

Определение 3

Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.

Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.

В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ.

Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады.

Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании.

Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава.

Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав.

Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.

Опиши задание

Теории правовой природы государственной территории

Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства.

Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания.

Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти.

Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве.

Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом.

Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства.

Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Замечание 1

Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории.

Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.

Правомерное изменение территории государства

Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом.

Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита.

Определение 4

Плебисцит (референдум) – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Во Франции плебисцит считается более емким понятием, чем референдум. В США плебисцит и референдум – синонимы. Необходимость обязательного референдума предусмотрена конституцией или конституционно-правовыми актами. Проведение факультативного референдума зависит от воли государственного органа или избирателей. Законодательство РФ предусматривает только понятие «референдум».

Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. Развязывание войны – международное преступление, поэтому агрессор лишается части своей территории. Это мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международное право предусматривает аренду, продажу, цессию государственной территории.

Определение 5

Аренда территории – предоставление права пользования частью территории государства другому государству. Аренда территории носит временный, договорной характер.

Государство, которое арендует территорию, может пользоваться определенными правами, тем самым ограничивая права государства-арендодателя. Договор заключается с учетом интересов обеих сторон. Территория, которая арендуется, не может быть использована в целях подрыва суверенитета или безопасности государства-арендодателя.

Часто на арендованных территориях создаются военные базы. В международных правовых нормах сказано, что государство, предоставляющее свою территорию в аренду, сохраняет суверенитет над ней, но на практике это положение становится юридической фикцией.

Государства полностью контролируют арендуемую территорию (кубинская база Гуантанамо, Диего-Гарсиа).

Примером продажи территории может служить продажа Аляски Россией США в 1867 году.

Определение 6

Цессия – уступка территории, ее дарение, передача, обмен части территории по взаимному соглашению между государствами.

Так в 1951 году СССР и Польша обменялись участками государственных территорий, в 1954 году между СССР и Ираном был заключен подобный договор об обмене во взаимных интересах. В 1968 году произошел обмен территориями между Францией и Люксембургом в целях уточнения границы.

Если возникают спорные территориальные вопросы, в международном праве предусмотрено мирное урегулирование. Территории, приобретенные при помощи силы или угрозы силой, не являются законными и не признаются международным сообществом.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/territorija-v-mezhdunarodnom-prave/

Международное право. Учебник для бакалавров

К территориям с международным правовым режимом относятся. Территория и международное право. Вопросы для самопроверки

Предисловие

Введение

Глава I. Понятие, предмет, источники и система международного права. Правотворчество в международном праве

Глава II. История возникновения и развития международного права

Глава III. Основные принципы международного права

Глава IV. Субъекты международного права. Признание. Правопреемство

Глава V. Международно-правовые средства разрешения споров

Глава VI. Право международной ответственности

Глава VII. Право международных договоров

Глава VIII. Международное право прав человека

Глава IX. Право внешних сношений

Глава Х. Право международных организаций

Глава XI. Право международной безопасности

Глава XII. Международное экономическое право

Глава XIII. Территория и международное право

Глава XIV. Международное морское право

Глава XV. Международное воздушное право. Международное космическое право

Глава XVII. Международное экологическое право

Глава XVIII. Международное гуманитарное право

Глава XIX. Международное процессуальное право

Заключение

В настоящей главе рассмотрены следующие вопросы:

  • Понятие и виды территории.

  • Понятие государственной границы и ее режим.

  • Способы приобретения и отчуждения территории.

  • Правовой режим судоходства по международным рекам.

  • Правовой режим несудоходного использования трансграничных водотоков и международных озер.
  • Правовой режим Шпицбергена.

  • Международно-правовой режим Антарктики.

§ 1. Понятие и виды территории

По правовому режиму территории подразделяются на территории государств, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.

Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». В состав государственной территории входят суша, ее недра, водное и воздушное пространства.

Сушей является вся сухопутная территория, включая недра, которые могут простираться не далее центра земного шара.

Водную территорию составляют внутренние (континентальные) воды и территориальные воды шириной до 12 морских миль, как это определено в ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства на высоте до 100—110 км (такой предел признается обычной нормой международного права). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами.

Государство осуществляет над своей территорией суверенитет — верховенство, которое означает, что власть этого государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям. Над государственной властью нет и не может быть никакой другой власти.

На территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства, если иное не оговорено в его законодательстве или международных договорах. Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов.

Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации.

Международное право при определенных обстоятельствах допускает ограничения территориального верховенства, например при объединении двух и более государств.

Территории с международным режимом находятся за пределами государственных границ. Статус и режим их определен международными договорами. Таковыми являются: открытое море и морское дно за пределами континентальных шельфов (статус их определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

и другими договорами), космос (статус установлен Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., и другими договорами), Луна (статус определен Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

), Антарктика (статус определен Договором об Антарктике 1959 г.) и др.

Все эти территории открыты для использования любым государством при соблюдении норм и принципов международного права, закрепленных в соответствующих договорах общего и специального характера.

Территории со смешанным режимом. Обычно в эту категорию включают исключительную экономическую зону, континентальный шельф, прилежащую зону и международные проливы.

К территориям со смешанным режимом относятся также территории, на которые имеют права как государства, осуществляющие юрисдикцию в отношении таких территорий, так и другие государства. Например, в соответствии с Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.

Норвегия обладает полным и абсолютным суверенитетом над этим архипелагом. Вместе с тем граждане всех договаривающихся сторон имеют одинаковый свободный доступ к водам, фиордам и портам Шпицбергена для любой цели и задачи.

Они допущены на тех же условиях равенства к занятию всяким судоходством, промышленным, горным и коммерческим делам.

§ 2. Понятие государственной границы и ее режим

Под государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории государства на суше, водах, в недрах и воздушном пространстве.

Государственные границы определяются путем делимитации и демаркации.

Различие между делимитацией и демаркацией определил Международный суд ООН в своем решении по территориальному спору между Ливией и Чадом в 1994 г.

По мнению суда, делимитация границы заключается в договорном «определении», в то время как демаркация границы, предполагающая ее предварительную делимитацию, сводится к операциям по ее разметке на местности.

Делимитация границ осуществляется на картах с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных пунктов и т. д. Такие карты парафируются, скрепляются печатями и прилагаются к договорам об определении государственной границы.

Прохождение государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами. В РФ такие договоры подлежат ратификации в установленном порядке.

Установление и изменение прохождения государственной границы. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря РФ;

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвега реки; на судоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки, на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей середине, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы, к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается автоматически как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемов — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Российская Федерация заключила со многими сопредельными странами договоры о государственной границе, в которых приводится описание прохождения границы, прилагается карта госграницы.

В ряде договоров особо отмечается, что любые естественные изменения русел пограничных рек, ручьев, а также береговой линии водоемов не влекут за собой изменений границы, определенной договором о государственной границе, если стороны не договорятся об ином.

Компетентные органы содержат пограничные знаки и пограничные просеки в соответствии с положениями документов демаркации государственной границы и документов совместных проверок.

Режим государственной границы.

Он включает правила содержания государственной границы; пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных; пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Порядок пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами. Граждане одного государства въезжают (пребывают, выезжают) в течение установленного времени на территорию другого государства по действительным документам. Перечень и содержание данных документов определяются законодательством государства, на территорию которого въезжают, и международными договорами.

Граждане иностранного государства, а также их багаж и транспортные средства могут пересекать государственную границу только в установленных пунктах пропуска. Чаще всего используются международные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска.

Международный пункт пропуска — специально оборудованное место, открытое для международных сообщений, где осуществляется пограничный, таможенный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров.

Пунктом упрощенного пропуска (временный пункт пропуска) считается специально оборудованное для временного использования место, где осуществляется пограничный, таможенный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров в упрощенном виде.

Разрешение инцидентов, связанных с нарушением государственной границы. Споры между государствами по пограничным вопросам разрешаются традиционными средствами, перечисленными в ст.

33 Устава ООН, а также специально созданными органами, например, пограничными уполномоченными и пограничными представителями.

Пограничный представитель — это должностное лицо государства, назначаемое на определенные участки государственной границы для разрешения вопросов обеспечения режима государственной границы и урегулирования пограничных инцидентов.

Инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются по дипломатическим каналам.

Доктрина. Б. М. Клименко и Н. А. Ушаков отмечают, что строгое соблюдение всеми государствами принципов территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ — важнейшая предпосылка укрепления международного мира и безопасности.

Судебная практика. В феврале 1994 г. Международный суд ООН вынес решение по делу о пограничной полосе Аузу между Чадом и Ливией. Ливия в своем иске указала, что в рассматриваемом регионе никогда не было границ между ней и Чадом. Она считает себя обладателем всех титулов на всей территории севернее 15-й параллели с. ш.

Суд подтвердил принадлежность полосы Аузу Чаду и отметил, что исходя из принципа стабильности границ не может иметь значения срок действия договора, который устанавливает границу. Прекращение действия договора не отменяет установленную этим договором границу, поскольку государства не могут существовать без границ.

Поэтому только последующее соглашение сторон может отменить ранее установленную границу.

Международное право. Учебник для бакалавров

Учебник по международному праву подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «бакалавр»).

В нем с позиций современного состояния науки международного права раскрываются понятие, принципы, основные отрасли и практика применения норм и принципов международного права. Международные договоры и законодательство Российской Федерации использованы по состоянию на 1 февраля 2013 г.

Для бакалавров, преподавателей юридических вузов, а также практических работников, чья деятельность связана с международным правом и внешней политикой.
В процессе подготовки учебника использованы материалы справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Отв. ред. Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для бакалавров

Отв. ред. Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для бакалавров

Учебник по международному праву подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «бакалавр»).

В нем с позиций современного состояния науки международного права раскрываются понятие, принципы, основные отрасли и практика применения норм и принципов международного права. Международные договоры и законодательство Российской Федерации использованы по состоянию на 1 февраля 2013 г.

Для бакалавров, преподавателей юридических вузов, а также практических работников, чья деятельность связана с международным правом и внешней политикой.
В процессе подготовки учебника использованы материалы справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Внимание! Авторские права на книгу “Международное право. Учебник для бакалавров” (Отв. ред. Бекяшев К.А.) охраняются законодательством!

Источник: https://litgid.com/read/mezhdunarodnoe_pravo_uchebnik_dlya_bakalavrov/page-15.php

Международно-правовой статус Арктики. Досье

К территориям с международным правовым режимом относятся. Территория и международное право. Вопросы для самопроверки

Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь – около 27 млн кв.

км (некоторые ученые ограничивают Арктику с юга Северным полярным кругом, в этом случае ее площадь составляет 21 млн кв. км). С Арктикой “граничат” пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств – 38 700 км (максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия – 22 600 км).

Еще три государства – Исландия, Швеция и Финляндия – не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя приарктическими государствами.

Недра Арктики

По данным Геологической службы США, подо льдами Арктики залегает около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов: 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн кубометров природного газа (30% мировых неразведанных запасов), 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов). При этом 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% на сухопутной территории арктических государств в пределах Северного полярного круга.

Статус Арктики

Международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует. Правовой статус Арктики регулируется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.

В 1909 г. Канада стала первой страной, заявившей свои претензии на территории между Северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 г. Канада приняла специальный закон, закрепивший ее право на арктический сектор. На следующий год Советский Союз объявил своей всю территорию от Северного полюса до материковой части СССР.

Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется в том числе и на арктические районы. Таким образом, к середине 1920-х гг.

Арктика была фактически поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией.

Вопрос о границе арктического шельфа

В 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территория государства включает лишь шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной.

Статья 76 конвенции автоматически устанавливает границы шельфа в 200 морских миль, однако предоставляет государству право претендовать на шельф, простирающийся за эту границу.

Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган – Комиссию ООН по границам континентального шельфа (создана в 1997 г.). Прежде чем подать заявку на расширение шельфа, государство должно урегулировать спорные вопросы с другими заинтересованными странами.

Между приарктическими государствами существуют некоторые расхождения относительно арктического шельфа в Северном Ледовитом океане.

Они связаны с применением различными государствами разных принципов проведения разграничительных линий по дну океана – равной удаленности, секторального, по границам континентального шельфа.

Так, в настоящее время Россия, Дания и Канада выдвигают аргументы на принадлежность хребта Ломоносова. США не являются участником Конвенции по морскому праву.

В 2001 г.

Россия первой направила в комиссию представление о внешних границах шельфа, где указывается, что хребты Менделеева и Ломоносова, располагающиеся на океанском глубоководье, являются неотъемлемой частью евразийской континентальной платформы, то есть продолжением России (также в заявке шла речь об участке в Охотском море). В 2002 г. комиссия пришла к выводу, что представленные данные недостаточны для классификации указанных в заявке участков в качестве российского континентального шельфа, в связи с чем возникла необходимость представить дополнительное обоснование. В марте 2014 г. комиссия удовлетворила требование России по расширению 200-мильной экономической зоны за счет участка континентального шельфа в Охотском море площадью примерно 50 тыс. кв км. Эксперты расценивают этот факт как шаг к признанию российских прав на хребты Ломоносова и Менделеева, по которым Россия готовит новую заявку.

Дания (участник Конвенции с 2004 г.) выдвигает гипотезу, согласно которой хребет Ломоносова – это затонувшая часть Гренландии, которая является датской территорией. Датские власти готовят заявку на хребет Ломоносова. В целом Дания претендует на территорию более 1 млн кв. км.

Страна подала в комиссию четыре заявки по спорным участкам шельфа вокруг Фарерских островов и Гренландии (в апреле 2009 г., в декабре 2010 г., в июне 2012 г. и в ноябре 2013 г.). Если заявка от 2013 г. будет удовлетворена, Дания получит 62 тыс. кв.

км к северо-востоку от Гренландии.

Канада, присоединившаяся к Конвенции в 2003 г., считает, что хребет Ломоносова начинается с американского материка. 6 декабря 2013 г.

Канада, подав заявку на расширение шельфа в Атлантическом океане, одновременно уведомила комиссию, что позднее представит заявку с притязаниями на часть морского дна за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в Северном Ледовитом океане. 9 августа 2014 г.

Канада направила два ледокола в шестинедельную экспедицию в район хребта Ломоносова с целью сбора научных данных в поддержку будущей заявки.

В апреле 2009 г. комиссия одобрила заявку Норвегии (подана в декабре 2006 г.) на увеличение своей исключительной экономической зоны на 235 тыс. кв.

км в отдельных районах Северного Ледовитого океана, Норвежского и Баренцева морей.

Предел норвежского шельфа достиг 84 град 43 мин северной широты, эта точка находится примерно в 600 км от Северного полюса (первое подобное решение комиссии для арктического региона).

Международное взаимодействие в Арктике

В настоящее время основной дискуссионной платформой для международного взаимодействия в Арктике является созданный в 1996 г.

Арктический совет – межправительственная организация, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов (постоянные члены – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция; в апреле 2014 г.

Канада отказалась от участия в некоторых заседаниях совета в Москве из-за позиции РФ по Украине). В 2012 г. под эгидой совета стартовал проект “Арктический плавучий университет”, в раках которого организуются международные научные экспедиции в Арктику (в 2014 г. состоялись две экспедиции).

В 2011 и 2013 гг. в рамках совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтью.

Помимо документов Арктического совета, приарктические страны приняли Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике (1993), программу по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (1996; в 2003 г. к документу присоединилась Великобритания), Илулиссатскую декларацию о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права (2008).

Приарктические государства сотрудничают и вне рамок Арктического совета. Так, с 1993 г. делегации из России, Канады, США, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также представители ЕС принимают участие в конференциях парламентариев Арктического региона; с 2005 г.

проводится ежегодная Конференция по проблемам судоходства в Арктике (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, ФРГ, Канада, США); в 2008 и 2010 гг. состоялись встречи “Арктической пятерки” (главы МИД РФ, Канады, США, Дании и Норвегии). В апреле 2012 г.

на канадской авиабазе Goose Bay прошла первая встреча министров обороны и начальников генштабов, в которой приняли участие представители Канады, США, России, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии (Россию представлял начальник генштаба генерал армии Николай Макаров).

Были обсуждены, в частности, вопросы проведения поисково-спасательных операций в Арктике.

Высказывания первых лиц по Арктике

В феврале 2014 г. госсекретарь США Джон Керри заявил, что в госдепартаменте скоро появится специальный представитель по Арктике, который будет отвечать за продвижение интересов страны в регионе. По его словам, “Арктика имеет огромное геополитическое, экономическое, экологическое значение, имеет отношение к национальной безопасности США”.

В августе 2014 г. глава МИД Канады Джон Бэрд высказал озабоченность милитаризацией в Арктике и заявил о намерении защищать суверенитет Канады в регионе.

В ответ на это последовало заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что “Арктику нужно оставить за скобками военной риторики, регион не должен стать ареной противостояния”.

29 августа президент РФ Владимир Путин во время общения с участниками Всероссийского молодежного форума “Селигер-2014” заявил, что Россия должна больше внимания уделять укреплению позиций в Арктике, поскольку этот регион представляет сосредоточение интересов страны во многих сферах. Также Путин высказался за возрождение в Арктике военной и спасательной инфраструктуры с целью обеспечения безопасности торговых путей, прохождения конвоев и судов.

Источник: https://tass.ru/info/895685

Территория в международном праве: понятие и виды

К территориям с международным правовым режимом относятся. Территория и международное право. Вопросы для самопроверки

Международное право придает понятию «территория» значение всей поверхности планеты Земля. Оно охватывает сушу и водную часть, недра земного шара, воздушное пространство и космическое, а с ними и небесные тела, признанные (или открытые в будущем) в солнечной системе.

Понятие и виды территорий в международном праве

“Территория”, как понятие права, привязано к «государству», тоже как к правовому понятию. Ибо без территории не бывает государства. Собственно, заключенная в определённые границы территория, с проживающим на ней населением, являет собой базу государственности.

Опираясь на назначенные правом режимы, необходимо обособить виды территорий. В международном праве их существует три:

– территория, закрепленная за определенным государством;

– территория со смешанным правовым порядком;

– территория с порядком международного значения.

Суверенное равенство

В международных нормативных актах закреплено положение о суверенном равенстве государств. Оно дает гарантию любой из стран в пределах своих рубежей реализовывать территориальное верховенство.

Это говорит о том, что власть конкретного государства на закрепленной за ним территории всегда выше власти юридических лиц или физических, пребывающих на территории этой державы. Также здесь исключена власть любой другой страны, а законодательная, судебная, исполнительная, административная и пр.

имеет право распространяться не только на жителей страны, но и на физические лица иностранных государств, а также и юридические (если иное не предусмотрено прочими международными договорами).

Государственная территория в международном праве является достоянием национального масштаба и местом обитания жителей страны, в рубежах которой осуществляется высшая власть государства.

Квазитерритория

К этому государственному виду территориального разделения условно относятся и квазитерритории. Это земельные владения, на которых размещаются дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств.

А также к квазитерриториям относят морские, речные, воздушные суда и космические корабли. Они не подходят под понятие «территории» в международном праве, так как не проявляются главные признаки этого понятия.

И только тем, что на этих территориях распространена юрисдикция установленного государства, объясняется отождествление этих квазитерриторий с соответствующим государством.

Территории со смешанным правовым порядком

Это поверхность Мирового океана. К нему относятся притопленная морями материковая территория с прилежащими областями, а также зона, находящаяся за пределами территориального моря.

Отличительная черта этих территорий – непринадлежность ни к одному государству.

Но страны, находящие в непосредственной близости, имеют право проводить разведку и после подписания соответствующих документов, разработку этих территорий с целью сохранения и приумножения минеральных и природных ресурсов, а также животного мира.

Международные реки и проливы, каналы и острова (на которых имеют силу международные договорные отношения) тоже относятся к территориям со смешанным режимом.

Территория с порядком международного значения

Это часть суши, воздушного пространства или акватории, не являющаяся частью какого-либо государства. Все страны мира имеют равное право пользоваться этой территорией.

Территория (в международном праве) с порядком международного значения – это космос с планетами, спутниками, кометами и пр.

, Антарктика, земные глубины, выходящие на границу находящейся под морем части материковой зоны, морское дно с поверхностью над ним и воздушное пространство в границах водного.

А также это могут быть искусственно созданные острова, установки и постройки, которые может возводить на шельфе принадлежащем континенту и в зоне, попавшей под особый правой режим, любое государство, в соответствии с международным морским правом. На этих территориях не действует чья-либо национальная законная сила. На них действует только международное право.

Ряд территорий, подчиняющийся международным правовым актам, получают развитие концепции общечеловеческого наследия. Ярким образцом является Луна и еще несколько астрономических тел (1979).

Страны, руководствуясь нормативами и принципами международного права, публично исследуют космическое пространство и астрономические объекты.

В 1982 году ООН объявила территорией, подчиняющейся международному порядку, международное дно моря и его биологические ресурсы, без каких-либо привилегий для каждой из стран, подписавших Конвенцию.

Международное право территории РФ

Суверенитет Российской Федерации, согласно статье 4 Основного закона страны, распространяется на всю её территорию. А законы федерального значения вместе с Конституцией являются верховными на всей территории России.

Российская Федерация считает необходимым заботиться о неприкосновенности и неделимости своих владений.

Часть первая статьи 67 Конституции России закрепляет за территорией РФ региональные территории всех ее субъектов, территориальное море, внутренние водные объекты и воздушное пространство над всей территорией страны.

К сухопутной части РФ в том числе, относятся признанные земли, расположенные к северу от берега России в Северном Ледовитом океане, или, возможно, открытые в будущем. Они признаются международным правом, если будут находиться в пределах меридианов, которые соединяют Северный полюс и крайние точки прибрежной зоны РФ.

Источник: https://FB.ru/article/289016/territoriya-v-mejdunarodnom-prave-ponyatie-i-vidyi

Территория в международном праве

К территориям с международным правовым режимом относятся. Территория и международное право. Вопросы для самопроверки

Территория – пространство земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.

  • Государственная территория – часть земного шара с его недрами и воздушным пространством, находящаяся под суверенитетом определенного государства;
  • Международная территория – это территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства. Эта территории находится в общем пользовании государств, и на ней действуют общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • Территория со смешанным режимом– это территория, на которой действуют одновременно как нормы международного права, так и нормы национального законодательства прибрежных государств (международные реки, проливы и т.д.).

Государственная территория состоит из:

  • Сухопутного пространство – все пространство суши в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы;
  • Водное пространство – воды озер, рек, заливов, территориальные воды, экономическая зона и др.;
  • Недра – сюда входят недра как под сухопутной, так и под водной территорией;
  • Воздушное пространство – пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая территориальные воды);
  • Также государственной территорией считаются морские и воздушные суда, космические корабли, подводные кабели и трубопроводы, здания представительств и посольств.

Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством, некоторые вопросы государственной территории могут стать предметом регулирования норм международного права. Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

[reklama]

Понятие и виды государственных границ

Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства).

Виды государственных границ:

  • Сухопутные границы;
  • Водные границы;
  • Воздушные границы;
  • Государственная граница в недрах (доктринально составляет 10-15 км и связана с бурильными возможностями техники).

[reklama2]

Стадии установления государственных границ:

  • Делимитация – определение положения и направления государственной границы путем нанесения линии границы на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации;
  • Демаркация – установление линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

На пограничных реках граница, как правило, по судоходной реке – устанавливается по фарватеру, по несудоходной реке – посередине реки. Однако по соглашению государств, граница может быть установлена иным образом.

Способы изменения государственных границ:

  • Продажа территории;
  • Обмен территорией;
  • Восстановление исторических прав на территорию;
  • Санкция за агрессию (адьюдикация);
  • На основании референдума.

Международно-правовой режим Арктики и Антарктики

[reklama3]

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом.

Территория Арктики поделена между 5 прибрежными государствами на полярные сектора:

  • США;
  • Канада;
  • Дания;
  • Норвегия;
  • Россия.

Согласно концепции полярных секторов все земли и острова в пределах определенного сектора, считаются входящими в территорию данного государства.

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод.

Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств и ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод.

Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

Антарктика – регион, расположенный южнее 60-й параллели и простирающийся до Южного полюса. Правовое положение южного Антарктики основывается на Договоре об Антарктике. В Антарктике не применяется секторальное деление.

Согласно данному договору, Антарктика используется исключительно в мирных целях, запрещаются любые мероприятия военного характера, создание военных баз проведение военных маневров. Также государствам запрещается производить ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Антарктики.

В договоре закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств принцип свободы обмена информации научным персоналом и т.п.

[reklama4]

Источник: https://okrainaruneta.ru/territoriya-v-mezhdunarodnom-prave/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: