Конституционно правовые основы системы местного самоуправления. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в российской федерации. Принципы местного самоуправления

Правовые основы местного самоуправления

Конституционно правовые основы системы местного самоуправления. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в российской федерации. Принципы местного самоуправления

  1. правовые акты федерального уровня;
  2. международно-правовые документы;
  3. акты субъектов федерации (региональный уровень);
  4. муниципальное правотворчество;
  5. решения Конституционного Суда РФ.

К ним можно отнести:

  • Конституцию РФ;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ.

Во главе системы актов, представляющих собой нормативно-правовое регулирование местного самоуправления в нашей стране, стоит Конституция РФ.

Во-первых, закрепляя основы местного самоуправления как элемента конституционного строя, формы народовластия, устанавливая предназначение и главные правила организации местного самоуправления в стране, Конституция РФ не ограничивает местное самоуправление публично-властными и экономико-хозяйственными делами (хотя это очень важно), а допускает его активные позиции в гражданском обществе, в духовно-нравственном, просветительском и патриотическом воспитании личности. Сказанное означает, что Конституция РФ, как в целом и нормативные правила местного самоуправления, определяют для него правовые средства творческого выполнения своего предназначения.

Во-вторых, Конституция РФ предопределяет возможности и пределы каждого уровня публичной власти в создании нормативных основ местного самоуправления. Относя в п. «н» ст.

 72 «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и ее субъектов, тем самым Конституция РФ определяет роль РФ как центра, от которого исходят основополагающие нормы и правила для местного самоуправления на всей территории России, вместе с тем предполагая и возможности субъектов РФ в регулировании муниципальной жизни. Исходя из того, что местное самоуправление решает вопросы местного значения самостоятельно (ст. 130), Конституция РФ тем самым допускает и муниципальное правотворчество. Кроме того, Конституция РФ допускает возможность существования в качестве нормативной основы местного самоуправления международно-правовых документов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. ее исходные положения получили развитие в в ряде федеральных законов, сыгравших в тот период важную роль в целом в организации публичной власти в РФ и непосредственно в деятельности местного самоуправления. Это, в частности, Федеральные законы:

Существенным вкладом в нормативное правовое регулирование в сфере местного самоуправления стали Указы Президента РФ
Федеральными законами и указами Президента РФ ставились определенные задачи перед Правительством РФ в части обеспечения организации и деятельности местного самоуправления. Соответственно постановлениями Правительства РФ утверждались федеральные целевые программы, порядок решения отдельных вопросов в интересах местного самоуправления, определялся перечень мер, направленных на решение конкретных проблем, реализацию отдельных законов и указов.

Федеральное нормативное правовое регулирование в целом обеспечило формирование основ муниципального права и становление институтов местного самоуправления.

Однако это законодательство трудно назвать совершенным, оно было внутренне противоречивым и несистемным, что особенно касалось федерального налогового и бюджетного законодательства в части, устанавливающей доходные источники и принципы финансовой обеспеченности местных бюджетов.

Международно-правовые документы

При характеристике источников муниципального права отмечалось, что к ним относятся международные документы:

При применении Хартии в деятельности и в процессе совершенствования современного российского законодательства о местном самоуправлении возникают некоторые проблемы.

В частности, несовпадение различных переводов Хартии вызывает споры о трактовке ею местного самоуправления как части государственных дел на соответствующем уровне управления или как отделенных от государства вопросов местного значения (иначе говоря, идет ли речь о децентрализации государственного управления или о передаче вопросов на муниципальный уровень с одновременной утратой такими вопросами государственного характера). Соответственно от этого зависит, одобряют ли или критикуют различные авторы меру включенности местного самоуправления в решении вопросов государственного значения.

Прямое применение положений Хартии порой затруднительно, поскольку она сама предполагает установление сфер компетенции местного самоуправления, условий осуществления полномочий на местном уровне, необходимость предоставления финансовых ресурсов органам местного самоуправления, соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления. Хартия исходит из того, что следует применять довольно популярный на Западе принцип субсидиарности, а в России есть проблемы понимания его содержания. Казалось бы, субсидиарность надо толковать так, что местное самоуправление преимущественно само решает вопросы, отнесенные к его ведению, а государственная власть дополнительно (субсидиарно) ему помогает; но только неясно, где проходит «водораздел», какие вопросы отдать местному самоуправлению «насовсем», что оставить в ведении государства тоже «насовсем», что

Региональный уровень

Акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления являются частью его нормативных правовых основ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по многим позициям предусматривал существование актов субъектов РФ.

Законодательство субъектов РФ, адресованное местному самоуправлению, до недавнего времени было весьма разветвленным, включало их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципального образования, о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, об их отзыве, о местных референдумах, о территориальном общественном самоуправлении, о статусе выборного должностного лица местного самоуправления, о муниципальной службе и многие другие.

С появлением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы полноты, качества, а то и необходимости регионального регулирования относительно местного самоуправления приобрели новые ракурсы:

  1. поскольку само федеральное законодательствонаходится в динамике и постоянно подвергается корректировкам, трудно требовать совершенства от законодательства субъектов РФ;
  2. ведению субъекта РФ отнесены вопросы его административно-территориального устройства, и субъект призван согласовать с ним организацию местного самоуправления;
  3. каждый субъект должен определять в своем законодательстве порядок выборов депутатов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований, а также их отзыва, несмотря на подробное регулирование в федеральном законодательстве избирательного процесса;
  4. на уровне субъектов РФ регулируется порядок проведения региональных, а также местных референдумов;
  5. в наши дни допустимо говорить и о том, что сужается, а то и отпадает необходимость в регулировании ряда вопросов, связанных с местным самоуправлением, на уровне субъектов РФ(например,федеральные нормы урегулировали порядок создания, преобразования и ликвидации муниципальных образований, то же самое можно сказать о государственной регистрации уставов и о ведении реестра муниципальных образований — соответствующие полномочия возложены на региональные подразделения федеральных органов исполнительной власти — системы Министерства юстиции РФ).

В Федеральном законе «О муниципальной службе в РФ» в ст.

3 записано, что правовые основы муниципальной службы в РФ составляют наряду с федеральными актами также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Однако трудно представить, что может быть содержанием актов регионального и местного правотворчества в данной сфере, тем более что в той же статье Закона сказано: на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Муниципальное правотворчество

Нормативную правовую основу местного самоуправления на местном уровне составляют муниципальные правовые акты.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.

 2) муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Из приведенного определения следует, что муниципальный правовой акт может быть:

  • нормативным (как известно, нормативным является правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения);
  • индивидуальным.

Закон (ст. 4) включает муниципальные правовые акты в правовую основу местного самоуправления наряду с федеральными и региональными правовыми актами. Муниципальные акты относятся к числу источников муниципального права, но таковыми могут быть только нормативные правовые акты муниципальных образований.

Статьи 2 и 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» четко обозначают пределы местного правотворчества: муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, причем во втором случае муниципальные правовые акты могут приниматься на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

В любом случае муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Естественно, такие акты не должны противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Решения Конституционного Суда РФ

Решения Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления, зачастую имеют ключевое значение, выявляют смысл положений Конституции РФ о местном самоуправлении, вытекающих из его конституционного статуса, обозначают параметры их наполнения. Конституционному Суду РФ приходится выступать в качестве защитника интересов местного самоуправления, определять объем конституционных его гарантий.

Решения Конституционного Суда РФ, его правовые позиции как неотъемлемая часть решений, являются общеобязательными. Это своеобразные носители части нормативных начал институтов местного самоуправления.

Нормативное значение для формирования и деятельности местного самоуправления могут иметь и решения других судов РФ, в особенности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovie-osnovi-mestnogo-samoupravleniya

Конституционно-правовые основы местного самоуправления

Конституционно правовые основы системы местного самоуправления. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в российской федерации. Принципы местного самоуправления

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 6 октября 2003-го г., посвященном общим принципам организации местного управления в России (далее – Закон о местном управлении от 2003-го г.

), конституционно-правовыми основами местного самоуправления выступают общепризнанные международно-правовые принципы и нормы, международные договоры России, Конституция, федеральные конституционные законы.

Кроме этого, сюда относятся иные федеральные законы, которые издаются согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации (указы и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, прочие нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной ветви власти), конституции/уставы, законы и другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принимаемые на местных референдумах и общественных сходах, и другие муниципальные нормативные правовые акты.

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление как термин впервые юридически закреплен в Законе СССР от 9 апреля 1990-го г., посвященном общим началам местного управления и местного хозяйства в Советском Союзе.

В данном Законе установлена система местного управления, включающая местные Советы народных депутатов в качестве ключевого ее звена, органы территориального управления общества, а также местные референдумы, собрания, общественные сходы, прочие формы непосредственной демократии.

Местное управление проводилось в границах административно территориальных единиц. Основой местного хозяйства закреплена коммунальная собственность.

Согласно данному Закону основан Закон РСФСР от 6 июля 1991-го г.

касаемо местного самоуправления в РСФСР, в котором появился термин «муниципальная собственность», а также в соответствии с ним Советы и соответствующие органы управления наделены собственной компетенцией, заменены исполнительные комитеты местными администрациями, возглавляемые главой, действующим на основании единоначалия, а также подведомственные местным Советам и вышестоящим исполнительным органам власти в пределах их компетенции.

Замечание 1

В Законе подробно регламентируются формы организации и функционирования органов местного управления и их компетенция. Республики в составе России получили право принятия законодательных актов по вопросам местного управления.

31 марта 1992-го г. был подписан Федеративный договор, который позволил отнести установление общепринятых принципов организации местного самоуправления к совместному ведению органов госвласти Российской Федерации и ее субъектов, правом на собственное правовое регулирование местного управления были наделены и другие субъекты России.

Нормы Закона касаемо местного управлении в РСФСР, в котором регламентируются полномочия местной администрации (статья 49-76) и вопросы организации территориального общественного управления, актуальны в части, которая не противоречит Конституции, и после вступления в юридическую силу Закона о местном управлении от 2003-го г.

Конституционное регулирование органов местного самоуправления

Определение 1

Важнейший документ, регламентирующий осуществление местного управления в Российской Федерации – это Конституция, которая впервые закрепила ключевые начала организации и работы местного управления, определила его место и значение в государственно правовой структуре общества России.

У конституционного регулирования местного управления нет аналогов в заграничных федеративных государствах, в которых его регламентация относится к ведению субъектов федерации.

Необходимость прямого, активного воздействия федеральных органов госвласти, а также федерального законодательства на процесс становления и работу местного управления в Российской Федерации определена специфическими условиями возрождения и развития местного управления.

Потому согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции установление общепринятых принципов организации местного управления относится к совместному ведению России и ее субъектов.

Вывод 1

Итак, в Конституции установлены пределы правового регулирования организации местного управления для федеральных органов госвласти: определение единых, общепринятых для всей территории российского государства основ формирования и функционирования местной власти.

В Конституции закреплен целый комплекс правовых норм и институтов муниципального значения:

  1. институты местного управления в качестве основы конституционного строя, одной из форм народовластия (статьи 3, 8, 9,12);
  2. институты правового положения личности в системе местного управления (статьи 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43,46);
  3. институты организации и деятельности местного управления в качестве особой публичной (местной) власти (статьи 130-133).

Опиши задание

Европейская хартия местного самоуправления

Определение 2

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции общепризнанные международно-правовые принципы и нормы международного – это составная часть правовой системы России.

На основе данной нормы правовой базой местного управления в России стала Европейская хартия местного управления от 1985-го г., подписанная законодательными органами России в 1996-м г. и ратифицированная в 1998-м г.

Определение 3

Европейская хартия признает местное управление как одну из основ любого демократического строя, также в ней закрепляются общепринятые принципы построения местного управления, права и гарантии его защиты.

Государства, подписавшие Хартию, обязаны применять основные принципы, которые гарантируют политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ при децентрализованной власти.

Хартия раскрывает понятие местного управления, предусматривая свободу действия местного управления по каждому вопросу из своей компетенции, полноту и исключительность полномочий местного управления, самостоятельность установления собственной внутренней административной структуры.

В соответствии с Хартией статус местных должностных лиц обеспечивает свободную реализацию полномочий, а административный контроль применяется исключительно с целью обеспечения законности и принципов Конституции.

За местным управлением закреплено право на обладание своими финансовыми ресурсами и право на свободное распоряжение ими.

Замечание 2

Согласно Европейской Хартии местного управления в Конституции закреплены главные основы организации местного управления, в первую очередь, положения о признании и равноценной защите муниципальной собственности совместно с иными формами собственности (статья 8); о возможности органов местного управления самим управлять муниципальной собственностью, образовывать, утверждать и исполнять бюджет на местном уровне, определять величину местных налогов и сборов (статья 132).

Конституция признает право граждан на местное управление, тем самым гарантируя его реализацию в городских, сельских населенных пунктах и прочих территориях, учитывая исторические и иные местные традиции посредством формы прямой и представительной демократии (статьи 130, 132). В Конституции также определена сфера деятельности местного управления: вопросы местного уровня при допущении возможности делегирования органам местного управления отдельных госполномочий (статьи 130, 132).

Помимо этого, в Конституции установлены важные гарантии прав местного управления:

  • самостоятельность установления структуры органов местного управления (статья 131);
  • необходимость принимать во внимание мнение населения в случае изменения границ территории местного управления (статья 131);
  • обязательная передача органам местного управления соответствующих материальных и финансовых ресурсов в случае наделения их отдельными гос. полномочиями (статья 132);
  • возмещение дополнительных затрат местного управления, возникающих в ходе решений, принимаемых органами госвласти (статья 133);
  • запрет на ограничение прав местного управления, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и судебная защита данных прав (статья 133).

Не менее важными являются нормы, установленные второй главой Конституции, которая посвящена правам и свободам личности:

  • в соответствии со статьей 18 права и свободы личности определяют работу местного управления;
  • статьей 32 за российскими гражданами закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного управления, принимать участие в референдумах;
  • согласно статье 33 граждане вправе обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в адрес органов местного управления;
  • в соответствии со статьями 40, 41 и 43 определяются направления работы органов местного управления в области жилищного строительства, медицинской помощи, общего и среднего образования.

Замечание 3

Вопросы местного управления непосредственно затронуты в 19 статьях Конституции и выступают нормами прямого воздействия, подлежат незамедлительному применению, в т.ч. судебными органами.

Особенную роль в системе конституционно-правовых основ местного самоуправления в РФ играют постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Этот судебный орган не правотворческий, но его решения обладают общеобязательным характером.

В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации содержится целый комплекс положений нормативного характера, которые относятся к порядку установления и изменения территориальной базы местного управления, и определяют:

  • структуру органов местного управления;
  • взаимоотношения муниципальных и государственных властных органов;
  • порядок делегирования гос. полномочий органам местного управления;
  • осуществление гос. (административного) контроля за органами местного управления;
  • порядок приватизации конкретных объектов муниципальной собственности;
  • защиту муниципальных избирательных прав людей;
  • порядок отзыва должностных лиц местного управления;
  • бюджетное устройство и т.д.

Замечание 4

Одновременно с этим, признание за решениями Конституционного Суда Российской Федерации нормативного значения не ведет к их отождествлению с законами и прочими нормативно правовыми актами.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennoe-upravlenie/konstitutsionno-pravovye-osnovy-mestnogo-samouprav/

Конституционные основы местного самоуправления

Конституционно правовые основы системы местного самоуправления. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в российской федерации. Принципы местного самоуправления

Замечание 1

Местное самоуправление — это форма власти, подразумевающая самостоятельное решение населением территориальной единицы (под свою ответственность) вопросов локального значения, касательно развития территории, а также владения, пользования, управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Одним из главных способов выражения власти, согласно конституционного строя РФ, является формирование органов самоуправления. В Конституции РФ ст. 12 местное самоуправление признается и гарантируется, в гл.

8 предусмотрены более конкретные принципы. В РФ органам местного самоуправления предоставлено право на урегулирование вопросов местного значения населением самостоятельно, что регламентируется ст.

130 Конституции РФ.

Осуществление местного самоуправления происходит посредством самих граждан с помощью референдума или иных видов прямого волеизъявления, с помощью выборных органов местного самоуправления.

Основные принципы местного самоуправления:

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.
  1. Независимость решения местным обществом вопросов местного самоуправления, перечень этих вопросов устанавливается ФЗ.
  2. Координационная индивидуальность местного самоуправления, всех его органов в процессе управления государством в реализации общих задач и принципов.
  3. Соразмерность полномочий органов местного самоуправления с материальными и денежными ресурсами.
  4. Обязательство органов местного самоуправления перед общественностью, которое осуществляется закреплением в Конституции института отзыва должностных лиц, избранных населением в органы местного самоуправления.
  5. Различие видов реализации местного самоуправления, которое необходимо при многообразии типов поселений.
  6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
  7. Соблюдение конституционных норм в процессе деятельности местного самоуправления, заключающееся в соответствии этого процесса, а также обособленных “местных” нормах, соответствующих требованиям законодательства.
  8. Публичность деятельности органов местного самоуправления, которая заключается в доведения до сведения населения о всех принятых решениях и их принятие с максимальным общественным участием.
  9. Национальные гарантии местного самоуправления: экономические, гарантии судебной защиты, признание и защита муниципальной собственности, как одной из равноправных форм собственности.

Основные функции местного самоуправления

Согласно современных норм и правил, предусмотренных в Конституции РФ, нельзя представить государство без местного самоуправления.

Функции местного самоуправления помогают охарактеризовать Россию, как правовое, демократическое государство, политика которого ориентирована на индивидуальность каждого гражданина, его права и свободы.

Функция местного самоуправления является очень ценной, так как обеспечивает реализацию населением своей власти, т.е. права каждого гражданина на содействие в управлении делами государства (ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ) и других предусмотренных прав и свобод.

Основным достоинством функций местного самоуправление является реализация права каждого члена Российского общества владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, а также самостоятельно решать социальные и другие задачи с учетом местных потребностей. Расширение полномочий местного самоуправления позволяет объединить общество, человека и государства, содействует укреплению РФ в целом, и ее субъектов индивидуально, является основным видом решения национально-культурных вопросов.

Функции местного самоуправления – главные задачи муниципальной деятельности:

  • гарантирование населению участия в решении вопросов местного значения, осуществляется через выборные органы и существующие институты прямой демократии;
  • распоряжение муниципальной собственностью, денежными средствами местного самоуправления;
  • гарантирование комплексного социально-экономического развития местных образований;
  • гарантирование удовлетворения нужд муниципального общества в социальных, культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно-важных сферах;
  • обеспечение общественного порядка, осуществляемого во взаимодействии с органами МВД.

Основные организационные формы осуществления местного самоуправления

Правовые основы муниципального управления предусмотрены в Законе о местном самоуправлении (п. 2 ст. 1).

Согласно ему местное самоуправление в РФ – это форма власти, осуществляемая народом, реализуемая в пределах, установленных государственными и федеральными нормами и правилами, решение населением (непосредственно либо через муниципальные органы) вопросов и проблем местного значения с учетом интересов, исторических и иных местных традиций населения.

Согласно всем общепринятым нормам и правилам, местное самоуправление — это право и способность местного общества в различных федеральных субъектов осуществлять власть под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел в рамках закона.

Формы непосредственного изъявления воли народом:

  • выборы в местные органы власти;
  • референдум;
  • общественные собрания и сходы;
  • федеральное общественное самоуправление;
  • народная правотворческая инициатива, сотрудничество с местными органами самоуправления.

Муниципальные органы, осуществляющие власть от имени государства, установлены законодательством, к ним относятся: местная администрация, глава органов местного самоуправления, контрольный орган местного самоуправления, избирательная комиссия орган местного самоуправления.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/konstitucionnye_osnovy_mestnogo_samoupravleniya/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: