Конституционные принципы устройства российской федерации. Конституционные основы государственного устройства РФ. Функции, права и обязанности Президента РФ. Понятие и формы государственного устройства

Содержание
  1. Конституционные основы государственного устройства РФ
  2. Россия — демократическое государство
  3. Россия – правовое государство
  4. Россия – федеративное государство
  5. Конституционные характеристики российского государства
  6. Федеративное государство
  7. Правовое государство
  8. Социальное государство
  9. Светское государство
  10. Республиканская форма правления
  11. Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ
  12. Принципы федерального устройства РФ
  13. Государственная целостность РФ
  14. Единство системы государственной власти
  15. Разграничение предметов ведения и полномочий
  16. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
  17. Равноправие и самоопределение народов РФ
  18. Общая характеристика Конституции РФ
  19. 1. Юридическая (правовая) функция
  20. 2. Учредительная функция
  21. 3. Организационная функция
  22. 4. Политическая функция
  23. 5. Стабилизирующая функция
  24. 6. Воспитательная функция
  25. В структуру конституции рф входят:
  26. Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления

Конституционные основы государственного устройства РФ

Конституционные принципы устройства российской федерации. Конституционные основы государственного устройства РФ. Функции, права и обязанности Президента РФ. Понятие и формы государственного устройства

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом.

ТЕМА: «Конституционные основы государственного устройства РФ».

Дата: _____

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) Конституции, в которых отражены наиболее важные и принципиальные черты государства (см. схему 1). Ни одна норма права не может противоречить основам конституционного строя. Не могут противоречить им и решения должностных лиц, государственных органов и граждан

Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в стране. «Российская Федерация, — отмечается в статье 1 Конституции, — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Россия — демократическое государство

Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (путем референдумов и свободных выборов),а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Эти исходные положения выражают суть демократии как «власти народа».

Демократизм Российского государства проявляется в признании прав и свобод человека высшей ценностью, в обязанностью государства соблюдать и защищать их, в формировании и функционировании эффективного механизма прямого воздействия населения на деятельность государственной власти; в надежной защищенности личности от произвола и беззакония; в политическом и идеологическом многообразии; в использовании демократических методов государственного управления, в признании и защите равным образом всех форм сфере экономической деятельности и предпринимательской.

Демократизм проявляется и в признании России как светского государства. Религиозные объединения отделены от него и равны перед законом ст. 14 Конституции РФ гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Россия – правовое государство

Это предполагает установление и поддержание взаимоотношений с гражданами и их различными объединениями на основе норм закона, права. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории России без ограничения и изъятия каких-либо положений.

Законы и иные акты должны исходить из Конституции, верховенство которой обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны.

Среди основных направлении формирования правового государства можно отметить следующие: развитие экономики рыночного типа; обеспечение стабильности государственной власти; недопущение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня политическом, правовой и нравственной культуры.

Непременным условием формирования правового государства в России является распространение на ее территории норм международного права. С этой целью Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы.

Россия – федеративное государство

На ее территории сегодня проживает около 130 национальностей и этнических групп. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение союза, мира и согласия между ними, сохранение целостности страны.

Этому в наибольшей степени соответствует федеративное устройство нашего государства Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов Федерации

Все они обладают определенным государственно-правовым положением (статусом). Разграничение полномочий между ними и федеральными органами власти осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами. Регулирование взаимоотношений между самими субъектами Российской Федерации осуществляется путем заключения договоров и соглашений.

При этом Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.  Россия – государство с республиканской формой правления. Верховная государственная власть и местное самоуправление в ней осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

 Это представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

Важнейшей гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебною.

Таким образом, современное Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления.

Важнейшей его обязанностью является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

(6 4,33 из 5)

Источник: https://shtab.su/konspekt/ogp/konstitucionnue_osnovu_gosudarstvennogo_ustroystva_rf.html

Конституционные характеристики российского государства

Конституционные принципы устройства российской федерации. Конституционные основы государственного устройства РФ. Функции, права и обязанности Президента РФ. Понятие и формы государственного устройства

Российское государство принято понимать в двух смыслах:

  1. в качестве определенного территориального образования, где осуществляется суверенная власть многонационального народа Российской Федерации;
  2. в качестве специального аппарата государственной власти, распространяющего свое влияние на территорию, определенную государственными границами.

Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства (рис. 1):

  • демократическое;
  • федеративное;
  • правовое;
  • социальное:
  • светское;
  • с республиканской формой правления.

Рисунок 1. Конституционные характеристики российского государства

Демократическую природу Российской Федерации составляют:

  1. народовластие – непосредственное и представительное;
  2. федеративное устройство на основе равенства субъектов;
  3. политическое и идеологическое многообразие.

Определение 1

Под народовластием понимается процесс осуществления народом своей власти в ходе принятия решений на референдумах либо в результате избрания органов законодательной власти и через органы местного самоуправления. Территория Российской Федерации представлена совокупностью территорий ее отдельных субъектов, равных перед Российской Федерацией.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

К основным признакам демократического государства принято относить:

  • реальную представительную демократию;
  • обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Суть представительной демократии состоит в возможности народа осуществлять свою власть через представляющие интересы граждан выборные учреждения, которые наделяются правом принятия законов. Представительные органы имеют право решать наиболее важные вопросы жизни народа.

В нашей стране представительную демократию обеспечивают:

  • выборность Государственной Думы;
  • конституционно обусловленное формирование Совета Федерации, законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Демократические институты тесно взаимодействуют с политическим режимом в вопросах обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы могут быть полноценно реализованы только при демократическом режиме, в условиях законности и при полном прекращении произвола государственных силовых структур.

В Конституции РФ закреплены все права и свободы человека и гражданина, но чтобы они реализовывались, необходимо создать определенные условия.

Федеративное государство

Основными принципами, на основе которых строится федеративной устройство Российской Федерации, являются территориальная целостность и единство.

Суть принципа федерализма состоит в том, что в состав государства входят несколько равноправных субъектов, некоторым из которых в соответствии с Конституцией РФ присвоено название «государство». Но все субъекты РФ не являются независимыми государствами.

Конституционный строй Российской Федерации в сфере государственного устройства имеет определенные особенности:

1) В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;2) республики характеризуются наличием своей конституции, а другие субъекты — уставом и законодательством;3) федеративное устройство государства характеризуется государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием и самоопределением народов и разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов;4) взаимоотношения с федеральными органами государственной власти основаны на принципе равноправия.

Федерация состоит из следующего вида субъектов:

  • областей;
  • автономной области;
  • республик;
  • краев;
  • городов федерального значения;
  • автономных округов.

Замечание 1

Понятию «федерация» противопоставляется понятие «унитарное государство», в котором управление осуществляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют государственности, а характеризуются лишь наличием местного самоуправления. В составе Российской Федерации из субъектов РФ унитарными являются только республики.

Правовое государство

Правовым считается государство, подчиняющееся во всей своей деятельности праву и считающее главной своей целью обеспечение прав и свобод человека.

Правовое государство отличается высоким уровнем авторитета государственности, реальным господством права, которое обеспечивает все права человека и гражданина и верховенство закона во всех сферах жизни и деятельности.

Российская Федерация имеет социальный характер, потому что в ней общество господствует над государством.

Определение 2

Право в Российской Федерации представляет собой объективное следствие исторических процессов и закрепляет определенные рамки справедливости и свободы, обеспечивается государственным аппаратом и находит свое выражение в международных нормах, в Конституции РФ, законах и подзаконных актах.

Правовое государство подразумевает светский характер. В таком государстве не может быть обязательным ни одно вероисповедание, никто не принуждается к принятию или отказу от религии и не допускается дискриминация по признаку принадлежности к какой-либо религии.

В Российской Федерации гарантированы права и свободы личности, что является способом реализации принципов демократии, потому что только то государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может говорить о том, что в нем установлена власть народа.

Социальное государство

Социальным считается государство, политика и деятельность которого направлены на создание обеспечивающих достойную жизнь условий.Социальное государство характеризуется наличием определенных обязанностей:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • гарантированный минимальный размер оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • выплата пенсий и пособий;
  • иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

Светский характер государства заключается в том, что официальным лицам государства разрешается исповедовать любую религию, но они не имеют права предоставлять какие-либо привилегии той или иной конфессии и не вправе допускать влияния этих конфессий и религиозных взглядов на принятие государственных решений.

Значение светского государства заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют отдельно друг от друга, взаимно не вмешиваясь в дела друг друга.

Замечание 2

В России традиционно отведена сильная роль религии и Русской православной церкви в жизни российского общества. Но Конституцией РФ установлено, что никакая религия в нашей стране не является государственной или обязательной, а закон отделяет все эти объединения от государства и говорит о равенстве их перед законом.

Принцип светского характера образования находит свое нормативное закрепление в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозным организациям разрешается обучать детей религии в таких учреждениях не в рамках общеобразовательной программы, учитывая просьбу родителей, согласие детей и согласовав данный вопрос со специально уполномоченным органом местного самоуправления.

Республиканская форма правления

Российская Федерация является республикой, что подразумевает выборность главы государства.

Суть республиканской формы правления состоит в том, что:

  1. во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;
  2. органы государственной власти в Российской Федерации – выборные или назначаемые;
  3. срок полномочий органов власти не может быть пожизненным – он устанавливается федеральными законами.

Российская Федерация является смешанной республикой, где власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sistema_konstitucionnogo_prava_v_rossii/konstitucionnye_harakteristiki_rossiyskogo_gosudarstva/

Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ

Конституционные принципы устройства российской федерации. Конституционные основы государственного устройства РФ. Функции, права и обязанности Президента РФ. Понятие и формы государственного устройства

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия.

При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация;
  • если нет — конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма.

Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами.

Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе­ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект­ности. Но такое понимание противоречило бы ст.

4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права.

Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра­вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу­дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен­ными образованиями. Возникает также ряд вопросов.

Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен­ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют­ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна­чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за­конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти­туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз­начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени­ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде­рации?

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Государственная целостность РФ

Территориальная организация государственной власти в нашей стране — одна из острейших проблем государственного строительства. Она состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между деятельностью федеральной власти по обеспечению единства государства и стремлением субъектов Федерации к большей самостоятельности.

При этом следует учесть, что РФ по количеству субъектов занимает первое место в мире. А большое число субъектов создает определенные сложности в управлении и при определенных внутренних и внешних обстоятельствах может привести к неуправляемости. Всякие перекосы здесь весьма опасны.

Безмерное, неоправданное усиление централизации и концентрации федеральной власти, неправомерность и невзвешенность ее действий в данной сфере — путь к унитаризму.

Результатом же чрезмерной самостоятельности, суверенизации субъектов Федерации могут стать сепаратизм, ослабление, разрушение государственности, распад Федерации.

Государственная целостность РФ обеспечивается:

  • целостностью и неприкосновенностью ее территории;
  • единством экономического пространства, исключающего установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • верховенством Конституции РФ, федеральных законов на всей территории РФ, единым гражданством РФ;
  • отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава РФ, ибо одностороннее решение такого вопроса представляет угрозу государственной целостности России.

Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти проявляется в конституционном закреплении определенной структуры органов государственной власти как по вертикали (от федерального центра к субъектам Федерации), так и по горизонтали — на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при непременном разграничении их предметов ведения и полномочий. Без такой четкой системы государственной власти не могут быть обеспечены государственная целостность и эффективная управляемость страной.

Разграничение предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ регламентируются ст. 71, 72 Конституции РФ.

Статья 71 Конституции РФ определила те вопросы, которые находятся в исключительном ведении РФ, а ст. 72 — вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов.

Вне пределов ведения РФ и субъектов РФ последним гарантируется вся полнота государственной власти (ст. 73).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст.

11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но равноправие субъектов РФ вовсе не означает, что нет никаких различий между ними. Они есть и легко просматриваются в самом тексте Конституции РФ.

Так, республики, в отличие от других субъектов Федерации, признаются государствами и имеют свою конституцию, а другие субъекты — устав (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции).

Другое различие — право республик устанавливать свой государственный язык наряду с русским (ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции).

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Равноправие и самоопределение народов РФ

Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.

В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность, преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Закрепляется право свободно определять свою национальность, пользоваться родным языком. Запрещается оскорбление национального достоинства.

Подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, языковую и религиозную самобытность, но и создавать условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность.

Равноправие народов проявляется и в праве народов на самоопределение.

В настоящее время в РФ 32 субъекта основаны по национально-территориальному принципу, что служит убедительным подтверждением того, что десятки народов обрели в РФ свою государственность и таким образом реализовали на практике свое право на самоопределение.

Формы осуществления права народов на самоопределение могут быть разными:

  • создание суверенного независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству;
  • объединение с ним, установление любого другого политического статуса.

Но при этом выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав и свобод человека. Это требование закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.

В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов…».

Аналогичные положения имеются и в ряде других международно-правовых актах. Следовательно, все народы России имеют право на самоопределение, но оно может быть реализовано лишь в рамках РФ либо в иной форме, но обязательно с согласия РФ.

Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.

Порядок образования и деятельности национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом » О национально-культурной автономии» (1996 г.).

Этот закон предоставляет национально-культурной автономии широкие права, в частности: создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным культурным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ и т.д. и т.п.

В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Государственной Думой 6 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».

Этим Законом предусмотрено создание различных форм самоорганизации лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающих менее 50 тысяч человек и осознающих себя самостоятельными этническими общностями.

Таким образом, путем издания федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» наше государство не только провозглашает права народов на самоопределение, но и обеспечивает их реальную реализацию и защиту.

Но, говоря об этом, не следует забывать, что преувеличениенационального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство Федерации как государства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/federativnoe-gosudarstvo-ponyatie-i-priznaki-printsipi-federativnogo-ustroystva-rf

Общая характеристика Конституции РФ

Конституционные принципы устройства российской федерации. Конституционные основы государственного устройства РФ. Функции, права и обязанности Президента РФ. Понятие и формы государственного устройства

Конституция — это Основной Закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. 

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. В то же время — это политический документ, ибо она оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе2.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.

К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.

Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе.

Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное ание, причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15.10.1993 г.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное ание по проекту Конституции Российской Федерации.

Голосование проводилось на основе Положения о всенародном ании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета и определения результатов всенародного ания.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет, ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», она обходит молчанием вопрос о разновидности российской республики.

То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой, — настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления.

Особое положение Президента РФ в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п.3 ст.

80, согласно которому: «Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Здесь коренится юридическое основание всесилия Президента Российской Федерации. И, наконец, особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г.

является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия), либо на отношениях, лишенных национального содержания (Соединенные Штаты, Германия, Бразилия)3.

Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принцип построения федеративной организации государства.

При этом декларируется равноправие политических образований и административно-территориальных единиц, или, как гласит ст.

5 Конституции, «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».

Представляется, что вести речь об их равноправии весьма проблематично, ибо, к примеру, республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают своей конституцией, системой органов, парламентом, правительством.

Таковы особенности Основного Закона Российской Федерации, отражающие перипетии политического противоборства различных сил и сложившейся обстановки в государстве.

1. Юридическая (правовая) функция

В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразим это значение в системе конкретных тезисов.

Конституционные нормы – высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.

Наличие в тексте конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).

Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом преимуществу, т. е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.

Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соот­ветствующие общественные отношения урегулированы именно конституцион­ными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права4.

2. Учредительная функция

Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становилась затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.

Конституция 1918 года закрепила завоевания социалистической революции. Конституция 1937 года зафиксировала построение основ социализма. Конституция 1978 года отразила построение развитого социализма.

Новая Конституция РФ 1993 года не содержит указаний на характер общественного строя, закрепляет основы конституционного строя. Конституционные положения впервые конституируют переход к действительному разделению властей, системе самоуправления и общепринятым стандартам основных прав и свобод человека и гражданина, к юридическому статусу самой Конституции.

3. Организационная функция

Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов.

Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства РФ и т. д.

Таким образом, конституция регулирует механизм власти, упорядочивает политический процесс и социально-политические институты, устанавливая нормы поведения субъектов конституционного права.

4. Политическая функция

Выражает роль конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия.

Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насиль­ственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

5. Стабилизирующая функция

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами конституции. Стабильность институтов власти, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение, является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консерва­тивностью в самом хорошем смысле этого слова.

Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает «остановки», «омертвления» конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно.

Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, нежели «неконституционная пустота», лучше, нежели отсутствие основ конституционной законности.

Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

6. Воспитательная функция

Воспитательная роль конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел.

От уровня правосознания во многом зависит – все ли положения конституции принимаются.

Задача сложная: не просто написать конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству.

Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни. Думается, новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.

Основные законы 1906 года не смогли выполнить интегративную функцию и обеспечить поступательное конституционное развитие государства6.

Таким образом, роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

В структуру конституции рф входят:

Глава 1«Основы конституционного строя» –отражение качественного изменения характеристики строя.

Глава 2«Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются:

  1. принципы правового положения человека и гражданина в России;
  2. принципы гражданства в России;
  3. система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;
  4. гарантии прав и свобод;
  5. основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют:

  1. полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации;
  2. взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления

Глава 4«Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: 

  1. статус Президента как главы государства;
  2. порядок вступления в должность Президента РФ;
  3. полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения;
  4. порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: 

  1. статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;
  2. порядок формирования Федерального собрания и его структуру;
  3. компетенцию Совета Федерации и Государственной думы;
  4. нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6«Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены:

  1. порядок формирования, структура Правительства;
  2. компетенция Правительства;
  3. порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7«Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: 

  1. судебная система в России;
  2. статус судей, принципы судопроизводства;
  3. порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8«Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: 

  1. систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации;
  2. функции местного самоуправления;
  3. гарантии местного самоуправления.

Глава 9«Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции.

В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

, устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ Введение
Этапы развития Конституции РФ
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.1
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.2
Конституция РФ Заключение

Источник: https://vitrina.world/zakon/obshchaya-kharakteristika-konstitutsii-rf/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: