Правила дорожного движения в жилой зоне водителю. Все преимущества – пешеходам. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются

Содержание
  1. Пдд для жилой зоны и дворовой территории
  2. Требования правил, предъявляемые к движению в жилой зоне
  3. Что запрещено в жилой зоне?
  4. 1. В ЖИЛОЙ ЗОНЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ
  5. 2. В ЖЗ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА УЧЕБНАЯ ЕЗДА
  6. 3. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА С ЗАВЕДЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
  7. 4. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С РАЗРЕШЕННЫМ МАКСИМАЛЬНЫМ ВЕСОМ БОЛЕЕ 3500 КГ ВНЕ МЕСТ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗНАКАМИ И/ИЛИ РАЗМЕТКОЙ
  8. ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ЖЗ
  9. Является ли жилая зона прилегающей территорией?
  10. Жилая зона и дворовая территория
  11. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД В ЖЗ
  12. Жилая зона в ПДД в 2020 году – определение, знак, скорость, пешеход, правила парковки, стоянка, что запрещено
  13. Определение
  14. Жилая зона в правилах ПДД
  15. Дворовая территория в ПДД
  16. Какие знаки обозначают и их действие
  17. Что запрещено в жилой зоне для транспортных средств
  18. Скорость движения
  19. Благоустройство дворовых территорий – обязанности и отвественность
  20. Дворовая территория многоквартирного дома определение
  21. Кому двор, а кому и придомовая территория…
  22. Правила дорожного движения для — жилой зоны и дворовой территории
  23. Определение придомовой территории многоквартирного дома: что это такое и какие права имеют собственники участка
  24. Как определить прилегающую территорию, и действуют ли ПДД на таких участках
  25. Парковка автомобилей во дворах жилых домов
  26. Выезд из двора или из жилой зоны
  27. Сквозной проезд через двор
  28. Приоритет пешеходов
  29. Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах
  30. Что такое жилая зона и дворовая территория
  31. Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС
  32. Скорость движения в жилой зоне
  33. Сквозной проезд через жилую зону
  34. Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории
  35. Штраф и ответственность
  36. Движение во дворах и жилых зонах
  37. Приоритет пешехода
  38. Автомобиль — велосипед : приоритет во дворе
  39. Проезд пересечений во дворах
  40. Встречный разъезд во дворе
  41. Остановка и стоянка во дворе
  42. Выезд из двора (жилой зоны)
  43. Обязан ли пешеход пропустить автомобиль в жилой/дворовой зоне?
  44. Какие ситуации бывают
  45. Жилая зона и двор: статус пешехода
  46. Преимущество пешехода: что это значит?
  47. Есть ли судебная практика?
  48. Дело № 12-451/2016 Свердловского районного суда г. Перми
  49. Дело № 12-259/2018 Индустриального районного суда г. Хабаровска
  50. В заключение

Пдд для жилой зоны и дворовой территории

Правила дорожного движения в жилой зоне водителю. Все преимущества - пешеходам. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются

Что такое «жилая зона» (далее — ЖЗ)? ПДД не определяет понятия ЖЗ в чистом виде. Но водитель может самостоятельно – в рамках толкования права – дать понятие этому участку. Так, п.17.1 ПДД гласит, что жилая зона – это территория, которая на своем въезде имеет установленный знак «Жилая зона» (5.21), а на выездах – знак «Конец жилой зоны» (5.22).

Таким образом, ЖЗ – это не застроенная территория с компактным проживанием и высокой плотностью населения. Это участок, на въезде в который стоит одноименной знак. Соответственно, конец ЖЗ – это место установки одноименного же знака. Очень часто оба указанных знака размещаются на одной опоре, устанавливаясь изображениями в противоположные друг другу стороны.

Требования правил, предъявляемые к движению в жилой зоне

Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?

1. Максимально допустимая скорость в жилой – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.

2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что ЖЗ – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.

3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.

К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.

Что запрещено в жилой зоне?

В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).

1. В ЖИЛОЙ ЗОНЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ

К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения  — это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.

2. В ЖЗ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА УЧЕБНАЯ ЕЗДА

Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.

3. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА С ЗАВЕДЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.

Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:

  1.  Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
  2.  Не нарушить ПДД.

Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.

4. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С РАЗРЕШЕННЫМ МАКСИМАЛЬНЫМ ВЕСОМ БОЛЕЕ 3500 КГ ВНЕ МЕСТ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗНАКАМИ И/ИЛИ РАЗМЕТКОЙ

Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:

  • с одной стороны, большими габаритами таких ТС;
  • с другой, — ограниченностью пространства в ЖЗ, которого недостаточно даже для многочисленных легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, проживающим в жилой зоне.

Следовательно, для стоянки большегрузов  жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ЖЗ

Всегда, выезжая из ЖЗ, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра,  уступить дорогу иным участникам движения.

Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.

Является ли жилая зона прилегающей территорией?

Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная  прилегающая территория.

Каковы аргументы в пользу такой позиции?

  1.  Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
  2.  Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
  3.  Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках  действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.

Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.

Жилая зона и дворовая территория

А как быть  с дворовой территорией?

Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.

На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.

Здесь запрещено (отметим еще раз):

  •  сквозное движение;
  •  стоянка с запущенным силовым агрегатом;
  •  учебная езда;
  • стоянка «настоящих» грузовых ТС вне спецплощадки, обозначенной разметкой/знаками.

Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД В ЖЗ

КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.

Источник: https://neauto.ru/zhilaja-zona-chto-oznachaet-i-pravila-dvizhenija/

Жилая зона в ПДД в 2020 году – определение, знак, скорость, пешеход, правила парковки, стоянка, что запрещено

Правила дорожного движения в жилой зоне водителю. Все преимущества - пешеходам. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются

ПДД в последней редакции № 55 от 30 мая 2020 года (редакция вступила в юридическую силу с 1 июля 2020 года), утвержденные Постановлением Правительства России № 1090 от 23 октября 1993 года “О правилах…” (далее – Правила), регламентируют особый порядок движения пешеходов и автомобилистов в определенных зонах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

К таким зонам относятся автомагистраль, железнодорожные пути, жилые зоны и придворовые территории.

Определение

Определение, что считается жилой зоной по ПДД, представлено в п. 17.1. Правил.На основании нормативных положений данного пункта, таковой признается территория, обозначаемая 2-мя знаками особых предписаний (о них далее).

Соответствующие знаки устанавливаются, как правило, в местах, где необходимо обеспечить дополнительную безопасность движения для пешеходов и ограничить возможные действия водителей.

Обычно это спальные районы города или территории, прилегающие сразу к нескольким многоквартирным домам.

Однако жилые зоны могут быть также в деловых и торговых частях города – там, где обычно находятся объекты инфраструктуры для родителей с детьми.

Обращаем внимание, что п. 17.4. Правил приравнивает все жилые территории к дворовым. А это значит, что соблюдать требования Раздела 17 Правил нужно не только в случае обнаружения соответствующих знаков 5.21. и 5.22., но и вообще на территории всех дворов многоквартирных домов.

Специального знака для обозначения придомовой территории Правила не устанавливают, поэтому водителю следует ориентироваться на косвенные признаки – например, смену покрытия с асфальтового на грунтовое, наличие в непосредственной близости детских площадок и др.

Жилая зона в правилах ПДД

Мнение эксперта

Романов Андрей Федорович

Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Жилая зона — это территория, границы которой обозначаются дорожными знаками 5.21 и 5.22. Раздел 17 правил дорожного движения требует выполнения ряда правил внутри этой зоны. На дворовых территория эти правила также обязательны.

Дворовая территория — это пространство внутри периметра, образованного жилыми домами, или между домов, на котором расположены клумбы, газоны, зоны отдыха, детские и спортивные площадки.

Автомобиль обязан их пропускать (заезд и выезд не исключение). Без необходимости пешеходам (велосипедистам) не нужно создавать помехи движению машин. Скорость движения ограничена 20 км/ч. Запрещается: учебное вождение; сквозное движение; стоянка грузового транспорта категории «С»; стоянка с работающим мотором.

Административным кодексом и правилами дорожного движения на территориях дворов и жилых зон запрещается:

  • парковать грузовые машины массой более 3,5 тонн (если нет специальной парковки);
  • парковаться: на клумбах, газонах или участках с насаждениями;
  • парковаться: на детских или спортивных площадках;
  • парковаться: на тротуарах.

Внутри жилой зоны пешеход имеет законные преимущества перед автомобилем. Жилая или дворовая территория не предназначена для транзита автомашин.

Заезжать на неё следует только если это необходимо:

  • вы живёте в этом месте;
  • приехали к кому-то по делу;
  • вы там работаете;
  • намереваетесь купить что-то;
  • необходимо высадить пассажира или выгрузить груз (забрать пассажира, загрузить груз).

Дворовая территория в ПДД

Дворовая территория (определение) – это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр.

Официального определения термину «Дворовая территория» в ПДД нет. Но дворы (жилая зона, не обозначенная знаком 5.21) относятся к прилегающей территории, на которой действуют настоящие Правила.

Какие знаки обозначают и их действие

Правила устанавливают 2 знака, которые обозначают начало и конец действия ограничений, связанных с жилыми зонами:

5.21обозначает начало территории, на которой водители и пешеходы обязаны руководствоваться требованиями Раздела 17 Правил
5.22обозначает окончание жилой зоны и, соответственно, окончание действия всех ограничений, наложенных Разделом 17 Правил

Что запрещено в жилой зоне для транспортных средств

Приведем перечень запретов, которые установлены Правилами относительно движения ТС в жилых зонах:

  1. В жилых зонах нельзя осуществлять сквозное движение. Под сквозным движением понимается использование жилой зоны в целях проезда к объектам, находящимся вне пределов этой зоны. К примеру, нельзя объезжать через жилую зону образовавшуюся на дороге общего пользования пробку и др.
  2. Запрещено осуществление учебной езды. Инструкторы по вождению обязаны проследить, чтобы учебная езда не осуществлялась на автомагистралях (п. 16.1. Правил), в жилых зонах и на иных территориях, где это запрещено.
  3. Нельзя стоять с запущенным автомобильным двигателем. В п. 17.2. Правил прямо указано – в жилых зонах и, соответственно, придомовых территориях, нельзя стоять с работающим двигателем. Запрет распространяется именно на стоянку, то есть, как сказано в п. 1.2. Правил, на намеренное прекращение движения ТС на срок более, чем 5 минут. При этом предусмотрено исключение – если необходимо посадить или высадить граждан, либо же загрузить или разгрузить транспортное средство, и указанная процедура будет длиться хотя и более 5 минут, но нарушения Правил при этом не будет.
  4. Не допускается стоянка грузовиков с массой более 3500 кг за пределами специально отведенных разметкой мест.

Скорость движения

Как следует из п. 10.2. Правил, в населенных пунктах автомобилисты могут двигаться со скоростью не свыше 60 км/ч.

Разумеется, представленное ограничение действует, если нет запрещающего указателя 3.24. Если такой знак есть, гражданину нужно ехать со скоростью не выше той, которая указана на знаке.

А вот для жилой зоны данное общее правило не действует. Тот же п. 10.2. Правил регламентирует – в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/ч.

Отметим, что в отношении жилой зоны действуют и иные правила, предъявляемые Разделом 10 Правил.

Например, п. 10.1. указывает, что автолюбитель обязан вести машину со скоростью, учитывающей состояние ТС, груза, дорожные, погодные условия, видимость и др.

При этом выбранный скоростной режим должен соблюдать возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил.

Источник: https://regalos.ru/shtrafy/znak-zona.html

Благоустройство дворовых территорий – обязанности и отвественность

Правила дорожного движения в жилой зоне водителю. Все преимущества - пешеходам. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются

Придомовые территории, как и любые другие земельные участки, должны иметь определенные границы. Единого размера для таких территорий законом не устанавливается.

Все дома имеют разные размеры, расположение, условия застройки, поэтому площадь земельного придомового участка определяется индивидуально. Для ее вычисления используется такие показатели, как:

На общем собрании они могут договориться о строительстве на участке детских или спортивных площадок, стоянок, установке скамеек, посадке растений, размещении рекламы, иных объектов. Они также вправе заключать с другими лицами договоры об использовании данной территории на платной основе.

Распоряжаться своей землей жильцы должны разумно в соответствии с требованиями закона. Следует иметь в виду, что они не вправе ограничивать движение иных лиц по придомовому участку.

Дворовая территория многоквартирного дома определение

Приватизация придомовой территории многоквартирного дома проходит бесплатно и не нуждается в регистрации каждым владельцем. Исходя из анализа законодательства, когда владелец покупает квартиру, он покупает и часть общего имущества, которая не подлежит выделу, поэтому можно считать, что регистрация доли проведена в момент регистрации права на квартиру.

Дворовая территория это территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями.

На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

Кому двор, а кому и придомовая территория…

Дом № 15 по улице Космонавтов представляет собой огромную подкову с множеством подъездов – жителей в нем больше, чем в иной деревне. Однако по-настоящему своим этот дом считает только 86-летний ветеран Великой Отечественной войны Николай Еловой.

У входа в пятый и шестой подъезды он разбил настоящий сад, в то время как другие жильцы «оформляют» фасад разве что выброшенными оконными рамами и крупногабаритным мусором.

— Разумеется, все это дело не одного дня. Саженцы прижились не все, нам их мужчина из соседнего дома привозил.

Нескольким деревцам дворник не дал вырасти – скосил вместе с травой. Зимой машины на площадку загоняют, ломают посадки, так что надо будет подсаживать еще.

Обидно, что в этом году конкурсная комиссия не оценила наших стараний. Не знаю, будет ли у людей стимул на будущий год продолжать эту работу.

Правила дорожного движения для — жилой зоны и дворовой территории

При этом знак «Дворовая территория» не существует. Кстати, понятие дворовая территория в правилах дорожного движения вообще не расшифровывается. Остается предположить, что законодатели подразумевают под дворовыми территориями участки земли, непосредственно прилегающие к жилым домам и находящиеся между ними.

Итак, как уже отмечалось выше, правила раздела 17 распространяются и на дворовые территории, и на жилые зоны. Что касается пунктов из других разделов правил, то они распространяются только на ту территорию, которая непосредственно указана в выбранном пункте.

  • постоянную уборку всей территории;
  • беспрепятственный доступ к смотровым колодцам источников водоснабжения и других инженерных сетей;
  • сбор и вывоз твёрдых отходов любой категории;
  • озеленение;
  • уход за зелёными насаждениями;
  • ремонт малых архитектурных форм;
  • доступность подъездных путей для любых видов транспорта по всему периметру дома;
  • отделение пешеходных зон от проезжей части;
  • благоустройство зон отдыха, в том числе и детских площадок;
  • наличие оптимального количества парковочных мест.

За состояние любых территорий отвечают их владельцы. Если с частными домовладениями всё ясно, то зона ответственности многоквартирных домов не всегда понятна. Определить границы придомовой территории очень просто, достаточно ознакомиться с кадастровым паспортом на земельный участок, выделенный для строительства данного дома.

Определение придомовой территории многоквартирного дома: что это такое и какие права имеют собственники участка

  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Именно в документах этого органа должно быть зафиксировано целевое назначение участка, а также описаны его границы и положение.

Если это не сделано, то де-факто у данного дома придомовой территории не существует.

Особенно эта проблема стоит остро для домов старой постройки, которые возводились на основании других норм (Закон № 189 ФЗ, ст. 16).

Как определить прилегающую территорию, и действуют ли ПДД на таких участках

Рассмотрим признаки перекрёстков: светофоры и дорожные знаки. Следуя стандартам, светофоры устанавливают исключительно на регулируемых перекрёстках и таких же пешеходных переходах.

На местах выезда из прилегающих зон их не ставят. Дорожные знаки 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают только перед перекрёстками.

Прилегающая территория, ни какими знаками или указателями не обозначается.

На таких участках не запрещено движение, как таковое, не запрещён въезд или выезд из неё. Движение по данной территории регулируется правилами дорожного движения, ими же и определяется.

Итак, «прилегающая территория» — это территория, которая близка к дороге, но не ориентирована на сквозное передвижение по ней ТС. К такому определению относятся парковки, жилые зоны, дворовые территории, АЗС и др.

Парковка автомобилей во дворах жилых домов

Рассмотрим пункты правил, регламентирующие парковку во дворах жилых домов. Естественно, на дворовых территориях действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:

  • Стоянка с работающим двигателем запрещена.
  • Запрещена стоянка грузовых автомобилей.

В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. В статье «Различия понятий остановка и стоянка» подробно рассматриваются признаки остановки.

Здесь лишь хочу напомнить, что если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно осуществляет стоянку.

Обратите внимание, что если в холодное время года водитель прогревает автомобиль в течении 5 минут или более, то он нарушает требование правил и может получить штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже.

Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).

Обращаю внимание, что на дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).

Выезд из двора или из жилой зоны

Существуют особые требования, относящиеся к выезду из двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

При этом не имеет значения, в каком направлении движутся пешеходы и транспортные средства, всем им следует не создавать помех.

Сквозной проезд через двор

Сквозной проезд механических транспортных средств через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен.

Что касается немеханических транспортных средств (например, велосипедов), то они имеют право проезжать сквозь жилые зоны.

Приоритет пешеходов

При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.

Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает учебную езду.

Следующая

Источник: https://sudsoveti.ru/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-zhiloj-zony-i-dvorovoj-territorii/

Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах

Правила дорожного движения в жилой зоне водителю. Все преимущества - пешеходам. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются

В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.

Что такое жилая зона и дворовая территория

Знак жилая зона

Жилая зона — область в населенном пункте, в которой размещены жилые дома, прачечные, химчистки, бани, поликлиники, школы, культовые сооружения, автомобильные стоянки, гаражи и другие объекты, связанные с проживанием людей.

Границы жилой зоны определены знаками:

  • знак жилая зона 5.21 указывает на въезд в жилую зону,
  • знак жилая зона 5.22 — на выезд из нее.

Территории дворов и протяженные жилые поселки также относятся к жилым зонам, и соответственно, на них будут также распространяться все правила, связанные с жилыми зонами.

Такие территории могут не быть жилыми. Знаки въезда и выезда могут стоять на конкретных улицах или их участках в торговой части или даже деловом центре, так как в этих местах нужно создать подходящие условия для прохожих, ограничив скорость движения, не устанавливая полный запрет на движение ТС.

Дворовая территория — это территория, окруженная зданиями, которая окружает:

  • детские площадки;
  • зеленые насаждения;
  • места для отдыха;
  • местные проезды к домам, школам, детским садам и т. п.

Отметим, что жилая зона и дворовая территория – не всегда тождественные понятия. Границы жилой зоны очерчиваются дорожными знаками, а определения «дворовая территория» ни в каких законодательных актах нет вообще. Однако, знаки установления жилой зоны в городах стоят крайне редко, поэтому чаще всего под такими зонами понимаются дворовые территории.

Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС

В жилых зонах запрещается:

  1. сквозной проезд (по этим территориям без снижения скорости);
  2. учебная езда;
  3. остановка на более чем 5 минут с включенным двигателем;
  4. стоянка грузовиков больше 3,5 тонн.

Зимой автомобилистам негласно разрешается отступать от этих предписаний, когда необходимо прогреть двигатель, почистить машину от снега или расчистить выезд после ночного снегопада.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч. (Пункт 10.2 ПДД)

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.

Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.

Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории

Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.

Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.

: Правила дорожного движения в жилой зоне

Штраф и ответственность

Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.

Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:

  • 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
  • 1500 рублей для регионов.

На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.

Источник: https://pddgarazh.ru/pravila/dvizhenie-v-zhilyx-zonax.html

Движение во дворах и жилых зонах

Правила дорожного движения в жилой зоне водителю. Все преимущества - пешеходам. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в разделе 17 ПДД «Движение в жилых зонах» есть строки:

«В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в разделе 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Приоритет пешехода

В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.

В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части. Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.

Что такое «необоснованные помехи» для движения ТС? Понятно, что водитель не может наехать на человека, когда тот упорно не хочет уйти с дороги в сторону. Ни объехать, ни проехать. Подобные беспричинные действия и являются необоснованными помехами.

Автомобиль — велосипед : приоритет во дворе

Как уже рассмотрено выше во дворе или жилой зоне раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, т.е. велосипедист — не пешеход. Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда он «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.

А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется общим Правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист НЕ имеет того приоритета, какой есть у пешеходов. Подробнее — в статье Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе.

Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.

Проезд пересечений во дворах

Порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Если знаки приоритета отсутствуют, то пересекаемые дороги считаются равнозначными, и на подобных дворовых «перекрестках» действует правило «помеха справа». Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.

Реальность такова, что многие водители по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.

Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами. Имея преимущество, и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Встречный разъезд во дворе

Поскольку во дворах и жилых зонах действуют настоящие Правила, встречный разъезд должен осуществляться в соответствии с пунктом 11.7. В общих случаях уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. В роли «препятствия» во дворе может оказаться что угодно, затрудняющее проезд по своей стороне дороги, в том числе припаркованный у ее края чей-то автомобиль.

Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.

Остановка и стоянка во дворе

Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно вопросов не вызывает, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало). Но сейчас речь не о частных спорах и претензиях на машино-места, а вопрос о соответствии ПДД стоянки именно во дворе. Автомобиль можно поставить у края дороги, не загораживая проезд (въезд/выезд).

Во дворах и жилых зонах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест. Стоянка для таких ТС обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

Выезд из двора (жилой зоны)

Выезжая со двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), как и с прилегающей территории, Правила обязывают уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Источник: https://avtonauka.ru/voghdenie/dvizhenie-vo-dvorax-i-zhilyx-zonax.html

Обязан ли пешеход пропустить автомобиль в жилой/дворовой зоне?

Правила дорожного движения в жилой зоне водителю. Все преимущества - пешеходам. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются

Оказывается – да. Вопреки заблуждениям и имеющемуся преимуществу. Проблема взаимодействия пешеходов и водителей вызывает массу эмоций как на дорогах, так и при разрешении правовых проблем. Первые всегда правы (в чем уверены), а вторые рискуют получить тюремный срок из-за неосторожности первых. Так и существуют в постоянном напряжении и стрессе водители и пешеходы.

Один из сложных вопросов – как должен вести себя пешеход и водитель в жилое зоне, например – во дворе многоквартирного дома?

Всем знакомы случаи, когда проезд к парковке столь узок, что там не то что два автомобиля не разъедутся, но даже автомобиль с детской коляской не разминется!

Такие ситуации сплошь и рядом возникают у водителей и пешеходов ежедневно, о чем даже иногда спрашивают у нас по горячей линии.

Какие ситуации бывают

Вопрос 1: Добрый день! Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда при проезде по жилой зоне идущий посередине дороги пешеход отказывается меня пропускать. Просто идет посередине и все тут.

Ни просьбы, не уговоры не помогает – в лучшем случае кинут что-то вроде «учи правила, у меня преимущество» и будут нарочито медленно идти вразвалочку. Нашел в ПДД только пункт 17.

1, где говорится, что пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, но не должны создавать помехи для движения автотранспорта. Что понимается под необоснованными помехами?

Вопрос 2: Раздражают идущие посередине дороги пешеходы. Заезжаешь во двор, и если попадется кто-то упрямый – метров 100 будешь ехать 10 минут, пока Его Величество неспешно бредет.

Говорят, что Правила на их стороне, но я не уверен – где это написано, чтобы один могу умышленно мешать другому? И ведь никакого труда сделать шаг в сторону, у нас проезды во дворе широкие, почти две машины разъедутся, но ни в какую! Кто прав? Есть ли у пешехода такое преимущество?

Попробуем разобраться с этим непростым вопросом.

Жилая зона и двор: статус пешехода

Движение транспортных средств в жилой зоне и на дворовых территориях регламентировано разделом 17 ПДД.

Ошибочно данный раздел полагают регулирующим только «жилую зону», т.е. зону, отмеченную специальными знаками, но п. 17.4 указывает, что  все изложенные правила касаются и дворовых территорий.

По правилам в п. 17.1 пешеход имеет преимущество, но не вправе создавать необоснованные помехи в движении транспортных средств. При этом ни в данном пункте, ни в самих ПДД понятие «необоснованной помехи» не раскрывается.

Пункт 1.2 определяет преимущество как право на движение первым в выбранном направлении по отношению к прочим участникам движения.

Таким образом, под необоснованной помехой следует понимать любое создание неудобств другим участникам движения без наличия на то объективных причин.

Еще один довод не в пользу пешехода – это часть 2 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения», который запрещает ограничивать или нарушать права иных участников движения, при реализации своих. Выдержка ниже.

Преимущество пешехода: что это значит?

Обыватель уверен – если пешеход идет посередине дороги во дворе, по которой он на основании правил имеет двигаться и имеет преимущество, то пропускать собравшиеся сзади автомобили не надо. У него же преимущество!

Как мы уже цитировали определение преимущества, оно подразумевает право участника движения двигаться первым.

В случае с пешеходом это, к примеру, будет ситуация, когда пешеход хочет пересечь дорогу – водитель обязан пропустить, так как у пешехода преимущество. Но лишь если пешеход заблаговременно и безопасно для себя начал движение, а не выскочил из-за машины;

Но из перечисленных норм не следует, что пешеход, имея объективную возможность отойти в сторону или пропустить автомобиль, имеет право этого не делать. Еще раз вернемся к ст. 24 ФЗ «О БДД», если есть сомнения.

А ФЗ, как мы понимаем, будет повыше ПДД в иерархии законодательства, тем самым очевидно подтверждая – пешеход не может препятствовать движению транспортных средств в жилой зоне.

Кроме того, в силу разности скоростей движения пешехода и автомобиля, если пешеход продолжит движение перед автомобилем, не пропуская его, то это повлечет нарушение и ограничение прав автомобилиста, имеющего право двигаться по жилой зоне со скоростью до 20 км/ч.

Есть ли судебная практика?

Судебных дел на уровне высших судов, где давалась бы оценка понятию «необоснованной помехи» найти не удалось. Была попытка признать недействующим пункт 17.1 в части, касающейся «необоснованных помех», но Верховный суд (Дело № КАС08-592) не нашел оснований для отмены, разъяснений никаких не давал.

Но вот в решениях судов инстанций уровнем пониже этот вопрос периодически рассматривается и подтверждает сказанное выше – пешеходы, конечно, обладают преимуществом, но не вправе чинить помех другим участникам движения. И штрафы пешеходам выписывают регулярно, а точнее – подтверждают уже оформленные в порядке апелляции.

Несколько наиболее ярких примеров дел ниже.

Дело № 12-451/2016 Свердловского районного суда г. Перми

Апелляционный суд рассмотрел постановление ГИБДД, которым пешеход был оштрафован за то, что двигался по правому краю проезжей части в жилой зоне, но решила сместиться влево и посмотрела налево лишь после первых пары шагов.

Получила удар в бок ехавшим до 20 км/ч автомобилем.
ГИБДД оштрафовало пешехода на 1000 рублей, обвинив в создании необоснованной помехи и игнорировании требований ПДД убедиться в безопасности движения перед маневром.

Суд поддержал, оставил постановление ГИБДД в силе.

Выдержка ситуации на скриншоте ниже, само дело можно найти на bsr.sudrf.ru

Суд признал необоснованной помехой невнимательное движение пешехода по проезжей части в жилой зоне! Само движение без оглядки по сторонам! Даже при условии наличия преимущества.

Дело № 12-259/2018 Индустриального районного суда г. Хабаровска

Заявитель обжалует постановление ГИБДД о привлечении по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ – нарушение ПДД пешеходом. Ситуация классическая – женщина с коляской и мужем двигалась по территории жилой зоны, когда их нагнал автомобиль.

Не желая уступать ему дорогу и мотивируя свой отказ тем, что кругом были припаркованы машины, и ей было неудобно прерывать свое движение, женщина продолжила идти вперед.

В дальнейшем ощутила несильный толчок бампером по ногам сзади и вызвала ГИБДД.

В итоге была оштрафована за нарушение ПДД пешеходом.

Апелляционный суд согласился с постановлением инспектора, но отменил штраф, заменив его предупреждением.

Выдержка из выводов суда ниже.

В данном решении суд очевидно подтвердил, что отказ уступить дорогу автомобилю в жилой зоне путем создания помех его движению незаконен, что опровергает все домыслы о том, будто пешеход имеет право не пропускать движущиеся по двору автомобили.

В заключение

Как бы не старались пешеходы доказать, что они имеют право двигаться посередине проезжей части в жилой зоне и никого не пускать  — увы, это не так.

При приближении автомобиля пешеход обязан при первой возможности принять меры к устранению всех помех в его движении, что следует как из законодательства, так и из судебной практики. Преимущество не дает права ограничивать права других участников движения.

Помимо безопасности себя и других участников движения не стоит забывать и о главном – о вежливости. О ней на написано в ПДД, но уважая остальных участников движения многих происшествий вполне можно было избежать.

Источник: https://1DTPhelp.ru/shtrafy-gibdd/obyazan-li-peshehod-propustit-avtomobil-v-zhiloj-dvorovoj-zone/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: