Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений. Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений. Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности – нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Опиши задание

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Правонарушение: понятие, признаки, виды

Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений. Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Замечание 1

Правонарушение – это противоправное, виновное деяние дееспособного лица, которое выражается в действии или бездействии и наносит вред обществу.

К правонарушениям не относятся помыслы, чувства, мысли, так как не подпадают под регулирующую функцию права.

Бездействие будет выступать правонарушением только тогда, когда человек обязан был совершить предусмотренные нормами права определенные действия, но сделал этого.

Согласно ст. 14 УК РФ преступление является общественно опасным деянием, которое запрещено Уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступлением может считаться приготовление к его проведению.

Преступниками признаются граждане, достигшие 16 лет, а в 14 – в особых случаях, таких как убийство, терроризм, умышленное причинение вреда физическому и психическому здоровью, похищение человека, кража, грабёж, угон транспорта, вымогательство, захват заложника, ложное сообщение о теракте.

Следует помнить, что наказание не призвано мстить совершившему преступление. Наказание призвано – перевоспитать правонарушителя и восстановить социальную справедливость.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Проступок – это виновное, общественно опасное противоправное деяние, прямо не оговоренное Уголовным кодексом РФ. Он отличается меньшей тяжестью возможных последствий, но является общественно опасным деянием. Например, пьянка, дебош, мелкое хулиганство, порча имущества, прогулы, самоволка, провоз неоплаченного багажа, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение авторских прав.

За совершение проступка может быть просто вынесено предупреждение или определен штраф, например, за переход дороги в не положенном месте. Водитель, злостно нарушивший правила дорожного поведения может лишиться водительских прав.

Молодой человек, который был уличен в порче имущества, когда он рисовал граффити, может быть привлечен к исправительным работам. За более серьёзный проступок человек может получить наказание в виде заключения под стражу на 15 суток.

Признаки правонарушения

Правонарушение, как деяние, может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. Например, врач не оказал помощь больному, полицейский проявил пассивность в ситуации совершения преступления, гражданин не уплатил налоги – это примеры правонарушений в форме бездействия, когда человек должен был сделать, но не сделал.

Примерами правонарушения в форме действия являются кража, убийство, вымогательство и т.д.

Если человек только задумал совершить что-то плохое либо противоправное, но действий никаких не совершал, значит это его действие не будет считаться противоправным, ибо не могут считаться правонарушением чувства, мысли, политические и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях.

Любое правоотношение характеризуется достаточно сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объекта и содержания. К субъектам относятся организации и физические лица, являющиеся участниками правоотношений.

Объект – то, из-за чего лица вступают в правоотношения (духовные и материальные блага, которые отражают общественный или личный интерес).

правоотношений представляет собой юридические обязанности и субъективные права, отображающие взаимосвязь между участниками правоотношений.

Признаки правонарушений:

  • действие, бездействие;
  • виновность деяния – неправомерное поведение, умышленное и неосторожное;
  • противоправность деяний – нарушение общепринятых правил поведения (если правонарушитель не знает требований закона, это не освобождает его от ответственности);
  • причинение вреда гражданам, обществу, государству, создание угрозы причинения вреда;
  • способность субъекта отвечать и нести юридическую ответственность за правонарушение, то есть совершение неправомерного деяния дееспособным лицом.

Не всякое причинение вреда выступает правонарушением, может иметь место крайняя необходимость, необходимая оборона и т. д.

Виды правонарушений

Замечание 2

По степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления представляют собой одни из самых опасных правонарушений, которые запрещены уголовным законодательством. Общественная опасность преступлений заключается в том, что они наносят значительный вред условиям существования всего социума (ограбление, нанесение тяжелых физических увечий, убийство и т.д.). Все эти противоправные деяния могут повлечь опасные формы ответственности.

Разновидности преступлений: хулиганство, вымогательство, грабеж, умышленное причинение вреда здоровью, терроризм, изнасилование, убийство и т.д. Это все деяния, запрещенные уголовным законодательством и предусматривающие строгие наказания за их совершение.

Общественная опасность – любое действие, которое приводит к разрушению знаковых основ. Правонарушения наказуемы и влекут за собой юридическую ответственность. Юридически и морально гражданин должен уметь предвидеть последствия своих поступков, он знает, что будет отвечать за них. Это умение является результатом воспитания и само организованности.

Проступок несет меньшую социальную опасность, чем преступление. За проступки предусмотрены наказания не уголовного характера (возмещение ущерба, предупреждения, штрафы).

В зависимости от объекта нарушения, объема и характера причиненного вреда проступки бывают:

  • административные;
  • деликты;
  • дисциплинарные;
  • гражданско-правовые.

Административные проступки представляют собой посягательство на общественный или государственный порядок, законные интересы и права граждан, собственность, все, что предусмотрено нормами административного, земельного или финансового права.

Гражданско-правовые проступки являются действиями, направленными на посягательство на имущественные и личные, связанные с ними неимущественные отношения (представляющие духовную ценность), регулируемые нормами гражданского, семейного, трудового, земельного права.

Дисциплинарные проступки представляют посягательство на внутренний распорядок работы предприятий, учреждений и других организаций. Они связаны с ненадлежащим исполнением или неисполнением трудовых обязанностей, возложенных на работника, нарушение порядка отношений подчиненности и др.).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravonarushenie_ponyatie_priznaki_vidy/

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений. Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ.

– Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1.Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение.

Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения.

Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е.

личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения – это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

– объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

– объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

– субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

– субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью.

Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Источник: https://studopedia.ru/9_214083_administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-priznaki-sostav.html

Понятие и признаки правонарушений

Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений. Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Правонарушение – это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Деяние может осуществляться в виде как действия, так и бездействия.

Признаки правонарушения:

Юридический состав правонарушения – совокупность необходимых и достаточных с точки зрения дейст­вующего законодательства условий или элементов (и их призна­ков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

Элементы юридического состава правонарушения:

    • объект правонарушения (то, чему причинен вред);
    • субъект правонарушения (праводееспособное лицо);
    • объективная сторона (что, где, когда и как);
    • субъективная сторона (психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям).

Объект правонарушения – предусмотренные за­коном охраняемые им разнообразные интересы, ценности (в более широком смысле – общественные отношения), которым проти­воправными деяниями причиняется ущерб.

Субъектами правонарушения являются физические и юриди­ческие лица, обладающие способностью нести юридическую ответственность за противоправные деяния, то есть обладающие «деликтоспособностью».

Объективную сторону правонарушения образует противо­правное деяние, выраженное вовне в форме фактических проти­воправных действий либо в противоправном несовершении пред­писанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законо­дательством объектом преследования.

С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных слу­чаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой и проч.) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам.

Не при­знается правонарушением и так называемая рефлекторная актив­ность – нецензурная брань в болезненном бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяе­мым, и проч.

К элементам объективной стороны правонарушения относят­ся причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред.

В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени послед­ствию и является главной и непосредственной причиной, неиз­бежно вызывающей данное последствие. Вред выражается в со­вокупности отрицательных последствий правонарушения, пред­ставляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение како­го-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стес­нение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Вред может иметь материальный, физи­ческий и иной характер, посягать на специфические или общие интересы.

Характер деяния и причиняемый при этом вред являются объ­ективными основаниями для определения степени общественной опасности, отграничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

Субъективная сторона правонарушения или психическое со­стояние лица в момент совершения правонарушения воплощена в понятии вины правонарушителя. Это означает, что правонару­шением признается лишь виновное деяние, т.е.

такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли – возможности вы­брать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменя­емости, малолетнего возраста, физического или психического воз­действия и проч.

– являются юридическим условием, при кото­ром деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия. Кроме вины, элементами субъективной сто­роны в случаях, специально указанных в законе, признаются также цель и мотивы совершения преступления.

Это факульта­тивные, или дополнительные элементы, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как преступление (см. ст. 14 УК РФ).

Вина:

    1. умышленная (прямой и косвенный умысел);
    2. неосторожная (самонадеяность и легкомыслие; небрежность и халатность).

Виды правонарушений по степени общественной опасности:

    • преступления (УК);
    • проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Преступления – наиболее опасные для общества правонарушения.

Дейст­вующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 14) дает следующее определение преступления: «виновно совершенное общественно опасное де­яние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Гражданское правонарушение (деликт) в литературе определяется как «причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противоза­конной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав» (проф. О.Э. Лейст). Здесь следует подчеркнуть винов­ность неправомерного поведения правонарушителя.

Административные правонарушения можно поделить на два вида:

    1. неисполнение позитивных юридических обязанностей, вытекающих из норм административного права;
    2. нарушение административно-правовых запретов, установленных Ко­дексом об административных правонарушениях.

Различие их в том, что первые являются «чисто» административными пра­вонарушениями, а вторые по своей природе аналогичны уголовным правона­рушениям и отличаются от них лишь меньшей степенью общественной опас­ности.

Дисциплинарные проступки представляют собой нарушения юридических обязанностей, связывающих правонарушителя трудовой, служебной, воин­ской, учебной дисциплиной.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-priznaki-pravonarusheniy

Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус

Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений. Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

05 сентября 2018 43697 Сергей Алексеев

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также о других вопросах в области административных правонарушений рассказано в этой статье.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое. 

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.

От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.

Однако, некоторые деяния могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

 Признаки административных правонарушений: 

  • действие или бездействие физического или юридического лица;
  • виновность деяние может быть признано административным правонарушением только если оно совершено умышленно или по неосторожности;
  • противоправность деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  • наказуемость деяния наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия: 

  • объект посягательства собственность, общественный порядок, нравственность и т.д;
  • направленность деяния на отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы: 

  • административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
    • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
    • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
    • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
    • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
    • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
    • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
    • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
    • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
    • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
    • оборот либо хранение, равно как и употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
    • самовольная добыча янтаря;
    • самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда;
    • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
    • пользование без разрешения водными объектами;
    • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
    • порча земель;
    • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
    • искажение экологической информации;
    • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных.
  • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
    • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
    • повреждение электрических сетей;
    • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.
  • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
    • нарушение правил карантина животных;
    • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
  • Административные правонарушения на транспорте, например:
    • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
    • нарушение правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
    • безбилетный проезд.
  • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
    • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
    • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
    • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
    • невыполнение требований об остановке транспортного средства.
  • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
    • самовольное строительство, установка или проектирование радиоэлектронных высокочастотных устройств;
    • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
    • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
  • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
    • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
    • нарушение порядка ценообразования;
    • ограничение свободы торговли;
    • обман потребителей;
    • фиктивное банкротство;
    • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю.
  • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
    • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
    • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
    • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
  • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
    • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
    • недекларирование товаров и транспортных средств;
    • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты гос. власти, например:
    • незаконное ношение государственных наград;
    • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
    • невыполнение законных требований прокурора и другое.
  • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
    • нарушение иммиграционных правил;
    • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
    • незаконный провоз лиц через границу РФ;
    • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и т.д.
  • Административные правонарушения против порядка управления, например:
    • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
    • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
    • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
    • подделка документов, печатей и бланков, их использование.
  • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
    • мелкое хулиганство;
    • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе сроков постановки его на учет;
    • нарушение требований режима чрезвычайного положения;
    • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
    • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
  • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
    • уклонение от медицинского обследования;
    • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
    • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
    • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете.

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются: 

  • штраф денежное взыскание в пользу государства;
  • предупреждение выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  • лишение специального права лишение лица специального права, ранее предоставленного ему на законных основаниях, например, управлять транспортным средством;
  • приостановление деятельности организации временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  • конфискация принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  • дисквалификация лишение права занимать должности в органах организаций.
  • обязательные работы выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  • арест содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае.

Сергей Алексеев, Автор

В 2012 году окончил СЮА с квалификацией магистра. Уже несколько лет пишет тексты для Pravovedus.ru.

Другие статьи этого автора

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: