Правоохранительные органы и их система. Министерство чрезвычайных ситуаций. Понятие правоохранительных органов

Тема 1. Понятие и система правоохранительных органов рф

Правоохранительные органы и их система. Министерство чрезвычайных ситуаций. Понятие правоохранительных органов

Предметом изученияучебной дисциплины «Правоохранительныеорганы Российской Федерации» выступаютгосударственные и негосударственныеобразования, деятельность которыхсвязана с охраной правовой системыгосударства, а также с защитой прав,свобод и законных интересов граждан.Цель данной учебной дисциплины –информировать студентов о ключевыхмоментах деятельности и регулирующихее нормативных правовых актах.

Структурнодисциплину «Правоохранительные органыРоссийской Федерации» можно представитьв виде трех органически связанных междусобой разделов.

Первый раздел включаетследующие основные понятия: понятиеправоохранительных органов, их система,принципы, нормативные основы деятельностии т. д.

Без их тщательного изученияневозможно составить системноепредставление о правоохранительныхорганах России и основных тенденцияхи закономерностях их развития.

Второй разделсодержит информацию о судебной системеРоссийской Федерации: о действующих встране судах, их задачах, компетенции,структуре, а также о правовом статусесудей и органов судейского сообщества.

Третий разделохватывает все иные правоохранительныеорганы, выходящие за рамки судебнойсистемы. Так же как и в предыдущемразделе, рассматриваются задачи, принципыдеятельности, компетенция, структураи особенности формирования кадровойполитики в этих правоохранительныхструктурах.

Освоение студентамиучебной дисциплины «Правоохранительныеорганы Российской Федерации» способствуетлучшему пониманию положений специальныхюридических дисциплин: уголовного праваи уголовного процесса, административногоправа и административной деятельности,оперативно-розыскной деятельности,гражданского процесса, конституционногоправа и др.

|1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав исвобод гражданина и человека –конституционная обязанность государства.Полномочия по их охране возложены наспециальные созданные государственнойвластью структуры, именуемыеправоохранительными органами.

Что же следуетсчитать правоохранительными органами?Сам термин «правоохранительные органы»в последнее время активно используетсязаконодателем. Однако ни в одномнормативном акте данное словосочетаниене расшифровывается. В связи с этимперед авторами настоящего пособия стоитзадача сформулировать свое собственноеопределение данного термина.

Прежде всегорассмотрим признаки, которые выделяютправоохранительные органы из общеймассы социальных образований.

Первый признак связан сцелью деятельности правоохранительныхорганов. Цель эта вытекает из наименованияорганов. Это охрана права.

Охрана праваподразумевает: а) восстановлениенарушенного права; б) наказаниеправонарушителя; в) одновременноевосстановление нарушенного права инаказание правонарушителя. Как явствуетиз данного толкования, охрана праваследует за нарушением права.

Инымисловами, право охраняется лишь тогда,когда оно нарушено. По общему правилутак действительно и бывает: нельзяникого осудить до преступления. Однакопредставляется, что суть охраны праватремя приведенными выше задачами неисчерпывается.

Гражданину важно нетолько, чтобы его нарушенное правооперативно восстанавливалось, анарушители карались по справедливости,но чтобы его права не нарушались вовсе.В этой связи целесообразно в суть охраныправа добавить еще такую составляющую,как создание условий, препятствующихнарушению права.

Цель деятельностиправоохранительных органов включаеттакже охрану правовых устоев, обеспечивающихнормальное функционирование личности,общества, государства, а также другихобъектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное правопорождает обязанность государствапроявить соответствующую реакцию ввиде осуждения или санкции. Право наэто возникает лишь в случае установлениявсех обстоятельств правонарушения.

Выяснением реальной картины противоправныхсобытий и занимаются уполномоченныегосударством правоохранительные органы.

Они выявляют нарушения, констатируютфакты совершения правонарушенийконкретными лицами, создают условиядля принятия правосудных решений.

Отсюда вытекаетвторой признак правоохранительныхорганов: правоохранительные органы –это государственные органы. Всеправоохранительные органы создаютсяи финансируются государством.

Комплектуютсяспециалистами, отвечающими определеннымтребованиям, имеющими специальнуюподготовку и образование (как правило,юридическое).

Приведенный признакпоглощает собой целый ряд черт, которыеотдельные авторы выделяют в качествесамостоятельных признаков правоохранительныхорганов, как то: осуществлениеправоохранительной деятельностиспециальными лицами; обязательностьпринимаемых этими лицами решений.

Требования кспециалистам правоохранительных органови пределы их полномочий закреплены взаконе.

Отсюда третийпризнак: правоохранительные органы осуществляютсвою деятельность на основании законаи в соответствии с ним. Деятельностьправоохранительных органов регулируетсяспециальными законами.

В качествепримера можно привести законы «Омилиции», «О Прокуратуре РоссийскойФедерации, „О Федеральной службебезопасности“ и т. д.

Для своегонормального функционирования государствовынуждено прибегать не только кположительному стимулированию физическихи юридических лиц, но и к негативнымрычагам воздействия. Поэтомуправоохранительные органы наделеныправом применения мер принуждения. Вэтом заключается четвертыйпризнак, отделяющий их от иных государственныхструктур.

Названные признакиприсущи всем без исключенияправоохранительным органам. Их можнообозначить как признакипервой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает,что орган не может быть отнесен кправоохранительным.

Вместе с тем естьпризнаки, которые принадлежат лишьнекоторым правоохранительным органам.Это так называемые признакивторой очереди. При наличии хотя бы одного такогопризнака можно говорить, что перед намиправоохранительный орган. Однако дажепри отсутствии всех признаков второйочереди невозможно сделать противоположныйвывод.

К признакам второйочереди относятся:

– право применениянорм уголовного закона;

– осуществлениеполномочий в строго определеннойпроцессуальной форме. Для деятельностисудов, например, характерны различныевиды судопроизводств: уголовное,гражданское, арбитражное, конституционное,административное.

Опираясь наприведенные выше признаки, можносформулировать определениеправоохранительных органов.

Правоохранительныеорганы –это специальные органы, созданныегосударством в целях охраны права,действующие на основании и в соответствиис законом, наделенные правом применениямер принуждения, а в ряде случаев правомприменения уголовного закона иобязанностью соблюдения определеннойпроцессуальной формы.

Под приведенноеопределение подходит большинствоправоохранительных органов, в частностимилиция, прокуратура, органы безопасностии т. д. Однако у отдельных образованийявно правоохранительной направленностимогут отсутствовать некоторые признаки.

В качестве примера можно привести такуюорганизацию, стоящую на позиции охраныправ граждан, как адвокатура. Изприведенных признаков к адвокатуреподойдут лишь два: цель деятельности ифункционирование на основе закона.Таким образом, формально такие органынельзя назвать правоохранительными.

Однако они, бесспорно, являютсяправоохранительными по сути и, главное,по целям своей деятельности.

Для того чтобывыделить правоохранительный характердеятельности этих органов и в то жевремя показать, что в узком пониманииони не являются правоохранительными,представители нижегородской школыпроцессуалистов (в частности, В. Т.

Томин)ввели особый термин «квазиправоохранительныеорганы». Этот термин образован при помощилатинской приставки «квази-», имеющейдва значения: а) мнимый, ненастоящий; б)почти, близко.

В данном случае указаннаячастица применена во втором значении.

Таким образом,квазиправоохранительные органы – этогосударственные органы, общественныеорганизации и частные институты,оказывающие содействие правоохранительныморганам в выполнении их функций, а такженепосредственно обеспечивающие правовуюпомощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительныморганам кроме названной уже адвокатурыможно отнести нотариат, органы частнойдетективной и охранной деятельности;юридическую службу предприятий иорганизаций.

Источник: https://studfile.net/preview/6725135/page:2/

Правоохранительные органы РФ

Правоохранительные органы и их система. Министерство чрезвычайных ситуаций. Понятие правоохранительных органов

К содержанию

Правоохранительные органы – это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Признаки правоохранительных органов

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов – это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

  • Конституционный контроль;
  • Прокурорский надзор;
  • Расследование правонарушений;
  • Обеспечение безопасности;
  • Исполнение судебных решений;
  • Оперативно-розыскная деятельность;
  • Охрана общественного порядка;
  • Оказание юридической помощи;
  • Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций.

Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры.

Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой.

Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Система правоохранительных органов Российской Федерации

В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются:

  • суды,
  • прокуратуры,
  • адвокатуры,
  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
  • органы дознания и следствия,
  • таможенные органы,
  • органы обеспечения безопасности,
  • общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

Таким образом, в настоящее время в систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  • Суды (конституционные, общей юрисдикции и арбитражные);
  • Органы прокуратуры (территориальные, военные и специализированные прокуратуры);
  • Министерство внутренних дел и его органы и подразделения;
  • Министерство юстиции и его органы;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций и его органы;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Следственный комитет РФ;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Органы адвокатуры;
  • Нотариат;
  • Общественные организации.

Следующая тема

К содержанию

Источник: https://crimlib.info/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%A0%D0%A4

Понятие и признаки правоохранительных органов

Правоохранительные органы и их система. Министерство чрезвычайных ситуаций. Понятие правоохранительных органов

Понятие правоохранительных органов тесно связано с термином «правоохрана». Между тем, правоохрана рассматривается в 2-х аспектах.

Понятие «нрав» и «права человека»

Определение 1

Нрав – это совокупность важнейших правил поведения, установленных государством и охраняемых от нарушений посредством специальных мер воздействия.

Но есть и другая категория.

Определение 2

Права человека – это возможности личности поступать по собственному усмотрению во всех ситуациях, в которых отсутствует прямой законодательный запрет.

Суть деятельности правоохранительных органов

Так как в статье 2 Конституции России провозглашается приоритет прав и свобод личности, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, то правоохранительная деятельность, прежде всего, ориентирована на обеспечение прав личности. Однако конкретизированная законодательная регламентация отношений, образующихся между государством, с одной стороны, и личностью/обществом – с другой, порождает необходимость соблюдать и охранять соответствующие правовые положения.

Потому правоохрана в России протекает по 2-м направлениям:

  • охрана прав личности;
  • охрана закрепленных в законодательстве правовых предписаний.

Причем 1-е направление находится в приоритете, а 2-е обладает социальной значимостью только тогда, когда эта деятельность не нарушает права и свободы человека и гражданина.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только правоохранительными органами в общем, но и их руководителями, которые в процессе правовых отношений образуют весь орган, а также подчиненными им должностными лицами, обладающими определенными полномочиями.

В случае нарушений, допускаемых при осуществлении деятельности правоохранительных органов, ущерб возмещается лицу в полной мере вне зависимости от вины конкретного должностного лица, а в дальнейшем это должностное лицо привлекается к различной юридической ответственности.

Вывод 1

Так, несмотря на то что под правоохранительным органом понимается коллективное образование, в случае нарушения законодательных положений несет ответственность как орган в целом, так и конкретные должностные лица, виновные в нарушении личностных прав.

Отсюда вытекает следующее определение.

Определение 3

Правоохранительные органы являются государственными органами или негосударственными образованиями, осуществляющими правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе общества и страны от противоправных посягательств и остальных правонарушений.

Опиши задание

Правоохранительные органы и судебная система

Правоохранительные органы и их система. Министерство чрезвычайных ситуаций. Понятие правоохранительных органов

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс.

Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно.

Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Какие правоохранительные органы существуют в РФ?

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  1. Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы юстиции;
  4. ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  5. Служба судебных приставов;
  6. Служба исполнения наказания;
  7. Федеральная служба национальной гвардии;
  8. Органы внутренних дел;
  9. Налоговые и таможенные органы;
  10. Адвокатура.

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  • Охрана государственного строя;
  • Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  • Обеспечение законности решений и правопорядка;
  • Охрана интересов всех субъектов права;
  • Борьба с преступлениями.

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов.

Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства.

Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля – проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России. 

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.

Основной задачей прокуратуры является, осуществление  надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде). Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму. 

В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  1. В области защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  3. В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.

В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций.  Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты

Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов). 

Судебная система России

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта.

Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти.

Районные, городские и военные гарнизонные,  а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения. 

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам.

Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства.

Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции. 

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств.

В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы.

Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.  

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела.

МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны).

Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий.

В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория.

Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. 

Смотрите также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/238/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: