Преподобный старец порфирий кавсокаливит. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит. Дети и молодежь

Содержание
  1. Читать книгу «Дети и молодежь: по сочинениям Афонского старца Порфирия Кавсокаливита» онлайн — Порфирий Кавсокаливит — Страница 1 — MyBook
  2. Раз вы не любите друг друга…
  3. Они тоже сироты!
  4. Ты ранишь, даже если молчишь
  5. Беспокойный ребенок
  6. Он мал, но… многое понимает!
  7. «Я чувствую, будто щека лежит на раскаленной сковороде»: Порфирий Кавсокаливит | Милосердие.ru
  8. Щека на сковороде
  9. Разговоры по душам
  10. Чтобы умным понятней было
  11. Почему стоит уважать технический прогресс
  12. Кому лучше не спорить о «религии»
  13. Душевные травмы отступают
  14. Про «чувства»
  15. Микробы неврастении везде летают
  16. Почему мы требуем от других «хорошести»
  17. Болит одно место, а причина-то в другом
  18. Слова часто лишь ударяют в уши
  19. Почему не состоялось усыновление
  20. Если дадим волю гневу
  21. Смиренный не нервничает
  22. Будем как соловьи
  23. Благодарный козел
  24. Одушевленный попугай
  25. Капли любви
  26. Порфирий кавсокаливит — древо
  27. Оценки и почитание
  28. Критика
  29. Молитвословия
  30. Литература
  31. Использованные материалы
  32. Житие Порфирия Кавсокаливита
  33. Житие старца
  34. Детство
  35. Пребывание на Афоне (1818-1925 гг.)
  36. Возвращение в мир
  37. Последние годы жизни
  38. Чудеса
  39. Дар нахождения воды
  40. Дар прозорливости
  41. Дар исцеления
  42. Просветительские труды

Читать книгу «Дети и молодежь: по сочинениям Афонского старца Порфирия Кавсокаливита» онлайн — Порфирий Кавсокаливит — Страница 1 — MyBook

Преподобный старец порфирий кавсокаливит. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит. Дети и молодежь

– Геронда, сейчас, пока я еще в начале беременности, все советуют мне пройти предродовое обследование. Это делается для того, чтобы быть уверенной, что у тебя нормальный ребенок, без каких-либо физических отклонений.

– А что ты будешь делать, если у ребенка есть отклонения? – спросил меня отец Порфирий. – Сделаешь аборт? Если ты сделаешь аборт, то лучше и не спрашивай у меня никаких советов. Тогда мне уже будет нечего тебе сказать.

Раз вы не любите друг друга…

Одни молодым супругам Старец сказал: «Поскольку вы не любите друг друга, у ребенка, который скоро должен родиться, будут проблемы». Это пророчество отца Порфирия в точности исполнилось.

Старец считал, что отсутствие любви между супругами непременно станет причиной проблемного характера у ребенка.

Отец Порфирий показал действенность педагогической теории, согласно которой «воспитание ребенка начинается с момента его зачатия».

Они тоже сироты!

Однажды мы сидели вместе с отцом Порфирием и беседовали. Он говорил нам о трагическом тотальном недостатке в наше время любви в мире. Это, по его словам, вызывает у людей чувство одиночества, подавленности, страха, неуверенности в себе и неуверенности в завтрашнем дне.

«Вы сходите, – сказал он, – в детский дом, посмотрите там на несчастных маленьких сирот. Они, как ягнята, потерявшие свою мать, ищут, кто же из посетителей окажет им хоть немного любви. Дети просто льнут к такому человеку, и их уже тяжело от него оторвать. Сходите, посмотрите, как они жаждут любви.

А чем отличаются от них дети, которых родители не любят? Они точно такие же сироты».

Ты ранишь, даже если молчишь

Отец Порфирий говорил: «Когда люди гневаются и негодуют, то, даже если они сдерживаются и ничего не говорят, от них, то есть от того зла, которое находится у них внутри, исходит некая злая сила, которая пагубно воздействует на окружающих.

Родители оказывают отрицательное влияние на своих детей, когда, видя, что те их не слушаются, раздражаются, но сдерживают себя и ничего не говорят. Они думают: “Чтобы не травмировать ребенка, я ничего не буду ему сейчас говорить”».

Откуда им знать, что их сдерживаемое негодование на самом деле является мечом, наносящим смертельную рану! Ты слышишь, что я тебе говорю? Смертельную рану! Ты, даже не произнося ни слова, можешь насмерть сразить своего ближнего.

Наша душа не материальна, и поэтому на нее реально воздействуют различные духовные силы, как добро, так и зло».

Когда один человек спросил Старца о сложностях общения у себя на работе, тот дал ему такой совет:

«Никогда не думай о других плохо. Своей молитвой, своим обращением ко Христу ты оказываешь благоприятное воздействие на своих ближних. Думая плохо о людях, ты влияешь на них отрицательно».

Беспокойный ребенок

– Как нам быть, Геронда? Наш ребенок очень беспокойный и пугливый.

– В этом целиком и полностью виноваты вы сами. Еще когда он находился во чреве матери, вы своим плохим отношением друг к другу нанесли ему душевные травмы, следы которых он будет носить на себе всю жизнь.

Он мал, но… многое понимает!

Отец Порфирий говорил, что родители должны всегда следить за своим поведением, даже в присутствии грудных детей. Не следует думать: «Он мал и ничего не понимает».

Посмотрите, с каким вниманием младенец, который еще даже не умеет ходить, разглядывает каждого нового человека, входящего к нему в детскую.

За считанные секунды, когда вы не успеете даже еще ни о чем подумать, малыш сделает заключение о том, что вы за человек, и даст вам свою психологическую оценку.

Когда отец Порфирий был настоятелем храма при городской больнице в Афинах, многие работающие там врачи осознавали, что он наделен от Бога выдающимися дарованиями, и оказывали ему особое уважение. Они часто просили его помолиться перед сложной операцией или же, когда сами затруднялись с определением диагноза, спрашивали его мнение.

Как-то раз врачи позвали блаженного Старца, чтобы узнать, что он думает относительно одного необычного случая, с которым они столкнулись. Женщина в больнице родила уродливого ребенка. У младенца на щеке был нарост темного цвета, по форме напоминающий баклажан.

Прежде чем высказать свое мнение, отец Порфирий захотел встретиться с матерью ребенка. Из разговора с ней он узнал, что по соседству с ее семьей жил один молодой человек, который имел на лице точно такое же родимое пятно, как у только что родившегося младенца.

Женщина часто, поскольку они были соседями, на улице встречалась с ним и, естественно, его жалела. Когда она вышла замуж и уже была в положении, лицо ее соседа стало для нее каким-то кошмаром. Видя этого молодого человека, она думала: «Какой ужас для матери иметь такого ребенка.

Если бы я была на ее месте, то как бы я это вынесла?»

Печальные мысли, которые часто терзали женщину в период ее беременности, повлияли на плод. В результате родился младенец со столь же страшным лицом, как и у соседа этой женщины. Так отец Порфирий объяснил этот феномен врачам больницы и матери новорожденного младенца. Все с ним согласились.

Старец советовал одному врачу педиатру:

– Говори женщинам, что они должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь.

Пусть они разговаривают с младенцем, ласкают его, поглаживая свой живот. Ребенок неким таинственным образом все это чувствует.

Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь.

Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия.

Все, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже.

Источник: https://MyBook.ru/author/porfirij-kavsokalivit/deti-i-molodyozh-po-sochineniyam-afonskogo-starca/read/

«Я чувствую, будто щека лежит на раскаленной сковороде»: Порфирий Кавсокаливит | Милосердие.ru

Преподобный старец порфирий кавсокаливит. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит. Дети и молодежь

Старец Порфирий. Изображение с сайта gerontesmas.com

В 14 лет будущий о. Порфирий (1906-1991) ушел на Афон. Через несколько лет афонские отцы постригли его в монахи.

Вскоре о. Порфирий заболел и перешел с Афона в монастырь святого Харалампия в Авлонари. Там болезнь прошла, и позже о. Порфирий большую часть жизни проживет монахом в миру, среди людей – видно, об этом и была Божия воля.

В 22 года о. Порфирия рукоположили в священника и сразу поставили духовником (!) монастыря св. Харалампия, — случай небывалый в Греции, где даже мирян разрешают исповедовать не всем священникам.

Но большую часть жизни (с 1940 по 1973 год) о. Порфирий служил в Афинах, в церкви Святого Герасима при поликлинике. За это время он помог тысячам людей. И лишь незадолго до смерти старец попросил увезти его «домой», на Афон, где вскоре и умер.

Святой Паисий Святогорец, лично знавший о. Порфирия, так говорил о его удивительных духовных дарах: «У о. Порфирия цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

Всего через 22 года после смерти старца Порфирия Синод Константинопольского патриархата прославил его в лике святых. В 2014 году его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Щека на сковороде

Иеромонах Порфирий. .com/kavsokalivit

По молитвам о. Порфирия Господь исцелил множество людей, но за свое здоровье старец никогда не молился, терпел.

Врач отца Порфирия, доктор медицинских наук Георгий Папазахос говорил: «У старца было множество болезней: он перенес инфаркт, почти не действовала печень, он страдал от язв, которые часто кровоточили, от опоясывающего лишая на лице, дерматита на руках, хронического бронхита и прочего.

Как-то на вопрос, что он чувствует, отец Порфирий ответил: “Я чувствую, как будто моя щека лежит на раскаленной сковороде”. Он был совершенно спокоен и его страдания ни в чем внешне не выражались, от него никогда не было слышно даже малейшего стона».

Разговоры по душам

Изображение с сайта popsci.com

У о. Порфирия было 2 класса образования. Но никто не жаловался на неученость старца.

Однажды профессор астрономии с мировой известностью пришел к отцу Порфирию по какому-то неастрономическому вопросу. Разговорились. И вскоре профессор поймал себя на мысли, что уже обсуждает с «батюшкой» профессиональные вещи так, как сделал бы только со своим коллегой: «Он действительно знал то, о чем говорил, и ни в чем не допустил ошибки!»

В другой раз директор Афинского госпиталя, известный хирург, был не менее удивлен, когда отец Порфирий обсуждал с ним ход, медицинские нюансы и перспективы очень сложной операции, которую врачу предстояло сделать.

Храм преподобного Герасима, где служил отец Порфирий, часто посещали профессора Афинского университета.

Никос Зиас, профессор кафедры философии, меломан, рассказал случай: «Как-то мы торопились на концерт в Адриановом Колизее.

Велико было мое изумление, когда старец сказал, что  знает композитора и дирижера и завел речь о классической музыке. Он говорил: хорошая, добрая музыка приносит душе пользу».

Чтобы умным понятней было

О. Порфирий нередко и свои духовные советы облекал в научные термины, чтобы умные поняли. «Весь мир пронизывают электромагнитные волны, но мы их обычно не ощущаем. Но если включим свой приемник, тогда слышим их. То же самое происходит, когда мы входим в духовный мир.

Если мы настроены на добро, мы «ловим» добро. И наоборот, если наш приемник перестроился на зло, мы будем ловить волны зла».

Почему стоит уважать технический прогресс

Изображение с сайта lims.ac.uk

Отец Порфирий положительно относился к современным технологиям и вовсю пользовался ими для своих пастырских нужд. Он восхищался тем, что Господь дал человеку способности познавать мир и советовал не гнушаться «техническим прогрессом»: «Господь помог человеку сделать множество открытий, почему дьявол может ими пользоваться, а мы, христиане, не смеем?!»

Кому лучше не спорить о «религии»

В одной горной деревушке не было воды. Ее жители обращались в разные инстанции, платили деньги, но безрезультатно. Было сказано, что в этом районе нет подземных вод. Пошли к о. Порфирию.

О. Порфирий сказал, что в деревне много хорошей воды, и сначала показал на чертеже место, где она протекает и на какой глубине. А после того, как мелиораторы ему не поверили, пришел в деревню и ткнул туда, где нужно копать. Стали копать и на указанной о. Порфирием глубине нашли воду, которая била из-под земли чистейшим ключом.

С трудом вырвавшись из объятий жителей деревни, о. Порфирий сел в автобус. Кондуктор, человек неверующий, стал громко высмеивать «религию» и «всякие чудеса».

Старец Порфирий. .com/kavsokalivit

Атмосфера накалялась. Пассажиры разделились на два лагеря: одни за батюшку, другие — против. Перебранка грозила рукопашной.

Отец Порфирий расстроился, но участие в «споре» не принял. На остановке он подошел к кондуктору и тихонько, чтобы слышал лишь он, сказал: «Я, быть может, и не умею находить воду, но знаю, что ты страдаешь сифилисом. Будь осторожен, не женись теперь, потому что можешь заразить жену и детей. Продолжай лечиться, ты поправишься, а потом женишься».

Кондуктор онемел и больше за всю дорогу не произнес ни слова. Доехали в полной тишине. (Через много лет человек, работавший тогда кондуктором, рассказал о том, что сказал ему о. Порфирий).

Душевные травмы отступают

Старец обладал даром видеть в душах людей то, что открывал ему Бог. Об одном моем знакомом он сказал: «Я вижу у него в душе, правда, нечетко, очень нехорошую вещь. Это старая душевная травма, нанесенная бесами. Я точно не знаю, что это такое. Может быть, Бог откроет мне это позже».

Через несколько недель о. Порфирий вернулся к разговору: «Нехорошая вещь, которую я увидел в душе твоего друга, может уйти, но только в том случае, если он начнет стремиться к святости. Такое стремление меняет человека, и душевные травмы уходят. Сейчас врачи называют эти травмы психическими заболеваниями, тогда как на самом деле это бесовские нападения, порой попущенные и за грехи».

Про «чувства»

Р.Вьюгова, «Исповедь». Изображение с сайта pemptousia.com

«Иногда мы должны проходить полную исповедь, — говорил отец Порфирий, — потому что различные психологические травмы, самые разные события в нашей жизни становятся действительной причиной наших телесных недугов.

На исповеди, кроме грехов, мы должны рассказывать и о своих помыслах и чувствах: страха, скорби, уныния, тревоги, которые посещают нас из-за переживаемых событий и являются следствием греха — нашего маловерия, надежды на себя, а не на Бога».

Микробы неврастении везде летают

Близкому родственнику одного нервнобольного человека о. Порфирий посоветовал быть осторожным, чтобы не заразиться. На вопрос, как это может произойти, ведь эта болезнь не заразная, о.

Порфирий ответил: «Это не совсем так, как ты говоришь. Нематериальные микробы неврастении летают, подобно комарам, нападают на душу и заражают ее. Хорошо помогать нервнобольному человеку.

Но, оказывая помощь, ты должен благодатью Христовой защитить свою душу от заражения».

Почему мы требуем от других «хорошести»

Старец Порфирий. .com/kavsokalivit

«Один из видов нашего выказывания себя — в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и чем меньше хороши сами, тем больше требуем этого от других».

Болит одно место, а причина-то в другом

Изображение с сайта monastiriaka.gr

Отец Порфирий рассказывал: «Когда я был настоятелем больничного храма, то часто сталкивался со следующими случаями. Врач, проводящий обследование больного, неожиданно заявлял, что поражено не то место, которое болит, а другое. Он говорил: «Ты можешь чувствовать боль в одном месте, но на самом деле то, что ее вызывает, может находиться где то рядом».

Так бывает и в духовной жизни. Мы видим все под одним углом. А на самом деле причины происходящего внутри нас могут быть совсем ”в другом месте»”. Поэтому так важно обсуждать свое внутреннее со священником, которому доверяешь».

Слова часто лишь ударяют в уши

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но часто не умеют молиться. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце».

Почему не состоялось усыновление

У молодых супругов не было детей, которых они очень хотели. У женщины постоянно случались выкидыши, ей сделали операцию, и в конце концов врачи сказали, что она не сможет иметь детей.

Тогда супруги решили усыновить ребенка. Посредник в усыновлении пошел к о. Порфирию. Старец выслушал и вдруг сам стал подробно рассказывать ему о характере супругов.

У женщины были психологические трудности.

– Я правильно говорю? – спросил старец.

– Да, Геронда. Вы говорите так, как будто видите их перед собой.

– Да, они стоят передо мной. Поэтому-то Бог и не дал им ребенка — чтобы он не был несчастен. Перестань выступать посредником в деле усыновления.

Усыновление не состоялось.

Если дадим волю гневу

Изображение с сайта mindful.org

«Когда кто-то нанесет нам обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим.

Но если мы дадим волю гневу, враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими».

Смиренный не нервничает

«Смиренный человек осознает свое внутреннее состояние и, каким бы плохим оно ни было, не теряет себя, ровности духа, уравновешенности. Смиренный – не «нервничает». Для него всегда есть завтрашний день.

Будем как соловьи

«Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим».

«Соловей дивно поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно».

Благодарный козел

Отец Порфирий помогал не только людям, но и животным. И животные его понимали.

Однажды девушка, пасшая стадо коз, попросила его помолиться о ее животных, которые стали болеть. Отец Порфирий встал перед стадом, поднял руки к небу и начал молиться словами псалмов, где говорится о разных животных.

За все время молитвы ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только о. Порфирий закончил и опустил руки, из стада вышел козел, подошел к отцу Порфирию, ткнулся мордой старцу в руку и тихо отошел назад.

А козам стало легче.

Одушевленный попугай

В Раю человек был призван Богом «возделывать сад», то есть заботиться не только о возрастании своей души, но и об окружающем мире и всех его тварях. До грехопадения тварь и Адам понимали друг друга, могли общаться. Адам был призван к дальнейшему «одушевлению» твари, передаче ей части своей разумности.

Когда в человеке восстанавливается «новый человек», новый Адам, он уподобляется Адаму в Раю – способен понимать зверей, те перестают его бояться, слушают. Так было со многими святыми.

Так было и с о. Порфирием. У него одно время жил попугай, которого отец Порфирий научил говорить и иногда играл с ним. Старец научил его и словам Иисусовой молитвы. Однажды к о. Порфирию пришел гость. Попугай стал говорить что-то старцу, и отец Порфирий попросил гостя: «Не смотри на моего попугая, а то он стесняется. Отвернись, и тогда он скажет».

Капли любви

Изображение с сайта dailymail.co.uk

«Все вокруг нас — это капли любви Божией; и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, через которую мы приходим к Любви великой, ко Христу.

У цветов, например, своя красота. Они учат нас своим благоуханием, своим величием. Они говорят нам о любви Божией. Они распространяют свой аромат, свою красоту и на грешных, и на праведных».

При подготовке статьи использованы книги:

Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Цветослов советов»

Митрополит Лимасольский Афанасий «Открытое сердце Церкви»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Житие и слова»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Дети и молодежь»

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/ya-chuvstvuyu-budto-shheka-lezhit-na-raskalennoj-skovorode-porfirij-kavsokalivit/

Порфирий кавсокаливит — древо

Преподобный старец порфирий кавсокаливит. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит. Дети и молодежь

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит (1906 — 1991), архимандрит, преподобный

Память 19 ноября (Греч. [1], Румын.) и в Соборе Эвбейских святых

В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне.

Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде.

В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему.

В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре.

На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.

Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами.

Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови.

Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита [2].

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться.

Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига.

Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 21 года [3] был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В 1938 году был возведён в сан архимандрита.

В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня — большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно [4].

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова [5].

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила.

В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино» (Ин. 17:21).

Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Оценки и почитание

Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст. [6]. Синодальным решением от 4-5 июля 2017 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви.

Критика

Изданная в 2006 году на русском языке книга «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» [7] подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова [8]. Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:

два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы…

Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло… Не нужно ни диавола бояться, ни ада — ничего. Должна царствовать любовь ко Христу…

Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Нехорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти…

Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!» [9]

Далее проф. Осипов отмечает:

Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43-47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения…

Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется «легкому пути» посредством любви.

Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин. Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла:

«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит.

Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога…

И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия [10]. В частности, в нем говорится:

…старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми.

В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине…

Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь.

Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой.

Непосредственная борьба с тьмой вводит в центр жизни «крестоносца» тьму, с которой, как предполагается, он сражается!..

Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина…

Старец Порфирий, очевидно, не был общественным богословом. Он был, как я сказал, садовником, делающим прививку, т.е. окулировщиком; и как таковой он привносит ключевые критерии. Его трезвая кротость радикально отличается от почти оскорбительного бреда ревностной агрессивности, которая процветает в наше время под предлогом защиты веры.

«В нашем миссионерском усердии, – говорил он, – будем ненавязчивы… Немного слов… Лучшая миссия – это наш добрый пример, наша любовь, наша кротость». Свидетельства показывают, что старец Порфирий не вторгался в личное пространство человека.

Он не говорил о Боге, если его не просили, и не спешил окроплять святой водой всех присутствовавших, когда не был уверен, что они этого хотят…

Старец испытывал глубочайшее уважение к литургической жизни и к ее освящающей силе.

Однако совсем по-детски однажды выразил свое несогласие со святым Андреем Критским, поскольку в его главном творении, Великом Каноне, преобладает скорбный взгляд, обращенный в преисподнюю, к смерти, в то время как сам Порфирий предпочитал обращать свой взор к любви Христовой.

Когда его собеседница привела в противовес его словам пример из Канона, где святой Андрей повествует о св. Игнатии Богоносце (святом, который выразил пламенную любовь ко Христу), отец Порфирий сказал замечательную фразу: «О, это уже не Канон, это огонь. В этом Каноне пропал Песнописец! Его поглотил, снес святой Игнатий».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Апо́cтольскою ре́вностию жи́тельствуя / и Христо́во имя непреста́нно призыва́я, всем любо́вь Бо́жию пропове́дуя, / вы́ну в той пребыва́л е́си, мно́гия дyши исцеля́я и ко Воскре́сшему приводя́. Те́мже, насле́довавый селе́ния святы́х, / потщи́ся и наста́ви нaс, да прии́дем и мы во объя́тия Божия, / ра́достно вопию́ще ти: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Порфи́рие.

Кондак, глас 3

Ра́дуйся, Афо́на смире́нное овча́, / Порфи́рие, Любве пропове́дниче, / мона́хов сла́во, святы́х удобре́ние. Óвому бо Духом даде́ся сло́во прему́дрости, // другому же слово ра́зума и де́йствия сил, тебе же ку́пно вся откры́шася яко таи́ннику Бо́жия благода́ти.

Литература

  • Elder Porphyrios, Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2001.
  • Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия, Изд-во Саратовской епархии, 2004.
  • Цветослов советов, Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.

Использованные материалы

[1]  «Όσιος Πορφύριος ο Καυσοκαλυβίτης ο διορατικός και θαυματουργός», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, http://www.saint.gr/4347/saint.aspx [2]  Так по ст. «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm.

По заметке «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013, http://www.sedmitza.ru/text/4278798.

html — в то время был пострижен в рясофор.

[3]  Так по ст. «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm.

По заметке «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013, http://www.sedmitza.ru/text/4278798.

html — в возрасте 20 лет.

[4]  «Старец Порфирий Кавсокаливит», частный туристический сайт Лидии Левандовской, http://1pk.gr/starets-porfirij-kavsokalivit [5]  Официальный сайт Каламосского монастыря преп. Симеона Нового Богослова, http://www.agsymeon.com/index.php [6]  «Канонизирован афонский старец Порфирий Кавсокаливит», портал Православие.Ru, 28 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/news/66196.htm [7]  Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006 [8]  Алексей Ильич Осипов. Об очень важном — http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=446 [9]  Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006. Стр. 204 [10]  Доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный выдающейся личности старца Порфирия Кавсокаливита. Материал был представлен на XVIII Международной богословской конференции в Бозе (Италия) (8–11 сентября 2010 года); тема форума – «Общение и уединение» — http://www.bogoslov.ru/text/1710327.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/26016.html

Житие Порфирия Кавсокаливита

Преподобный старец порфирий кавсокаливит. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит. Дети и молодежь

Порфирий Кавсокаливит является одним из наиболее почитаемых старцев 20-го века. Жил в Греции, какое-то время на Афоне, и нес обычный подвиг священника-монаха. Старца отличало то, что любил людей всех без исключения. Принимал, исцелял, несмотря на то, что сам до конца жизни страдал от тяжелых болезней.

Житие старца

Весь жизненный путь старца был наполнен служением и любовью к Богу, людям. С самого раннего детства встал на стезю монашеского подвига и не сходил с нее до самой смерти.

Старец Порфирий Кавсокаливит

Детство

Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года. Сам родом из небольшой деревни Айос-Иоаннис в Греции, в провинции Эвиа.

Родители были бедняками, поэтому отцу мальчика пришлось уехать на заработки в Америку в качестве простого рабочего на строительство Панамского канала.

Евангелос, так назвали при рождении, вместе с другими крестьянскими детьми трудился в поте лица с малых лет. Присматривал за скотиной, ухаживал за садом, огородом, выполнял поручения взрослых.

Мальчик с самого раннего возраста пас овец в горах. Был застенчивым и наивным ребенком. В школу ходил очень мало, всего лишь один класс. Почти ничему там не научился, так как учитель часто болел и пропускал занятия. Там, высоко в горах, Евангелос по слогам прочитал житие св. Иоанна Каливита, и у него впервые появилось сильное желание покинуть мир и стать монахом.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отправили в другой город на работу в магазин. Там всегда толпилось много народу, и однажды зашли два старичка. Они разговорились о Святой горе Афон, и один из них предался воспоминаниям о том, как хорошо там было служить монахом. Старик сокрушался, что когда-то сделал большую ошибку и ушел из монастыря обратно в мир.

Интересно! Желание посвятить себя монашеской жизни с новой силой вспыхнуло в сердце мальчика. Он очень хотел подражать св. Иоанну Каливиту, житие которого перечитывал время от времени, мечтал стать пустынником.

Евангелос сделался грустным и задумчивым. Хозяин подумал, что мальчик скучает за своей матерью и отправил его на несколько дней домой, проведать семью.

Мальчика посадили на корабль, который шел через его родные места до самой Святой Горы. Его мечта начинала сбываться. В дороге Евангелоса охватил страх и беспокойство, сомнения терзали душу. Мальчик не знал, правильно ли он делает, бросая свою семью. В результате Евангелос пересел на другой корабль и вернулся к своим хозяевам в магазин.

О других старцах:

  • Илий Ноздрин
  • Старец Гавриил Ургебадзе
  • Старец Серафим Тяпочкин

Но мысль о монашеской жизни не оставляла мальчика, и вскоре он предпринял новую попытку добраться до Святой Горы. Также, как и в первый раз, отпросившись проведать свою мать, Евангелос сел на корабль и вновь, испугавшись, вернулся. Лишь на третий раз цель была достигнута.

Мальчик вместе со своим дядей, который стал и одновременно и его духовником, попал на Афон.

Несмотря на то что запрещалось детям приезжать сюда, Евангелос, благодаря заступничеству своего старца чудом оказался на Святой Горе и остался подвизаться в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.

Пребывание на Афоне (1818-1925 гг.)

С тех пор у мальчика началась совершенно иная, благодатная жизнь во Христе, — ежедневные посещения храма, послушания.

Благодаря частому чтению псалтыри, молитв Евангелос хорошо стал читать, многое выучил наизусть.

Первое время молодого подвижника искушали мысли о родителях, брате, которого он хотел привезти на святую гору, чтобы тот также приобщился этой счастливой равно ангельской жизни.

От мучивших его мыслей мальчик весь, побледнел, осунулся. Но исповедуя их своему духовнику, получил освобождение, радость и мир в душе. Он продолжал лишь молиться о спасении своих родных, не предаваясь мучительным переживаниям, как раньше. Если до этого Евангелос скучал за ними, то теперь он испытывал те же чувства по отношению к своему старцу. Так было пройдено первое искушение.

Молодой послушник весь горел духовной ревностью. Он стал больше поститься, подвизаться. Теперь одним его желанием было неотлучно находиться в церкви и исполнять все послушания, данные старцами, чтобы доставить им радость.

Евангелос ходил в сад, полол, поливал, обучался рукоделию (резьбе по дереву), читал псалтырь, учился, как смиряться, как укрепляться в любви к Богу. Жизнь его была молитвой, радостью, послушанием старцам. Вскоре принял монашество с именем Никита.

Никогда не хотел юноша уехать со Святой горы, но Божья Воля была иной.

Святой Порфирий Кавсокаливит

Как-то раз после дождя молодой монах, как и другие святые отцы, пошел собирать улитки. Набрал полный мешок и уже двинулся в сторону келии, как тут незаметно для себя попал в осыпь.

В борьбе со смертельной опасностью юноша очень вспотел, а так как был уже вечер, холодный ветер продувал насквозь его тело. После этого случая он заболел гнойным плевритом и ему становилось все хуже.

 Старцы приняли решение отправить юношу в мир, чтобы тот мог избежать смерти и поправить свое здоровье.

Возвращение в мир

Так, в 19 лет молодой монах покинул Афонскую гору и вернулся в свою деревню. Одним из первых кого он увидел, был его отец. Встреча была радостной и очень умилительной.

К сожалению, мать так и не простила сына за то, что тот стал монахом, и юноша поселился в монастыре святого Харлампия. Когда почувствовал себя лучше, вновь поспешил на Афон.

Но через две недели юноше стало хуже и его благословили снова вернуться в монастырь св. Харлампия. Итак повторялось три раза.

С тех пор молодой монах окончательно поселился в монастыре св. Харлампия. Ходил на послушания, молился. Его мать изменила к нему отношение и теперь гордилась своим сыном. В 21 год юноша по благословению Владыки Синайского Порфирия III был рукоположен во иерея, хотя и не стремился к этому. Ему больше нравилась уединенная монашеская жизнь, наполненная тишиной и молитвой.

О молитве в православии:

Теперь же он исповедовал людей, приходящих в монастырь, и порой исповедь длилась по двое суток без перерыва. Людям нравился молодой батюшка и они вновь и вновь возвращались, ища исцеления от грехов и душевных ран. Вскоре был назначен, несмотря на юный возраст, монастырским духовником.

Вереницей потянулись люди, и священник без устали принимал их, утешая, врачуя, наставляя на пути к Богу. Это послушание он выполнял до 1940 года, а в 1938 году за неустанный и тяжелый труд духовником был присвоен сан архимандрита. Затем старец был переведен в Афины, где прослужил приходским священником при больнице, в церкви св. Герасима, целых тридцать три года.

Интересно! За это время исцелил от различных болезней, наставил на путь спасения множество людей. Уйдя на пенсию, старец Кавсокаливит не перестал служить Богу и людям.

До 1978 года, пока не случился инфаркт, выполнял обязанности священника в заброшенном храме св. Николая (район Пендели). Отлежавшись несколько месяцев после болезни у своих друзей, переехал жить в район Милеси.

Там он вновь занялся активной деятельностью и выстроил большой храм с подворьем в честь Преображения Господня.

Последние годы жизни

Все это долгое время старец не оставлял надежды вернуться обратно на Святую гору. В 1984 году его мечта осуществилась и последние два года своей земной жизни он провел на Афоне. Узнав, что последний обитатель свято-Георгиевской келии ушел жить в монастырь, старец поспешил отправиться в родные ему места.

Недалеко от келии, по его просьбе, была выкопана могила. Старец чувствовал приближение своей смерти.

В последнюю ночь он исповедовался, а собравшиеся ученики стали читать канон на исход души, затем по четкам схимническое правило. Светлая душа старца покинула этот мир 2 декабря 1991 года.

А в 2013 году, 1-го декабря, о. Порфирий Кавсокаливит был прославлен в лике святых Синодом Константинопольского Патриархата.

Чудеса

Господь наградил отца Порфирия Кавсокаливита обилием духовных дарований. Кротость, любовь к людям и Богу, прозорливость, сила молитвы об исцелении души и тела, — все это было присуще старцу. От одного его прикосновения многие избавились от тяжелых недугов, мучающих их годами.

Дар нахождения воды

Старец был очень близок к природе и чувствовал ее красоту и глубину как никто другой. Он понимал язык птиц, а недра земли и бездны морские мог читать как раскрытую книгу.

Однажды жители одной горной деревушки обратились к нему за помощью, так как не могли найти место, где можно было бы выкопать колодец. Обращались в различные инстанции, но все в один голос твердили, что в этих местах подземных вод нет.

Для обеспечения своих нужд жителям деревни приходилось собирать осадки после дождя, чем и перебивались.

Икона святого Порфирия Кавсокаливита

Один человек, который был духовным чадом старца Порфирия и знал о его удивительных способностях, в том числе находить воду глубоко под землей, обратился с просьбой помочь в этой ситуации.

Старец, не задумываясь ответил, что в местности, где расположена деревня, очень много хорошей воды, и сразу же указал на карте, где следует искать.

По просьбам людей он сам сходил на это место и точно определили, где следует бурить скважину.

Дар прозорливости

Мать о. Порфирия очень болела и уже несколько дней находилась в Афинской больнице. Врачи давали хороший прогноз и уже через несколько дней обещали выписать. Брат, навестивший мать, позвонил о.

Порфирию с радостной вестью о скором выздоровлении. Но тут через короткое время раздался обратный звонок, на этот раз от отца Порфирия.

Он сказал своему брату, что нужно торопиться, мать вот-вот умрет и они не успеют взять у нее благословение.

То вначале не поверил, но послушал старца, и оба поспешили в больницу. Случилось то, о чем предупреждал о. Порфирий. Братья едва успели попрощаться с матерью, как та умерла. Так Господь в очередной раз подтвердил дар прозорливости у своего избранника.

Дар исцеления

Однажды к старцу за духовным советом зашел один доктор со своей женой. Поговорив с батюшкой, семейная пара стала вскоре прощаться.

Старец, по-отечески улыбаясь, взял женщину за руку, как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Он не знал об этом, так как ему об этом не рассказывали.

Женщина долго лечилась уколами, различными противовоспалительными лекарствами, но ничего не помогало.

Когда старец прикоснулся, по телу больной разлилось тепло, от которого ушла боль из ее тела. У женщины на глазах выступили слезы радости и благодарности старцу за оказанную милость. С того дня она больше не прибегала к помощи лекарств и докторов.

Просветительские труды

Афонский старец написал ряд книг духовного содержания. В «Автобиографии» о. Порфирий сам рассказывает о своем детстве, монашеской жизни на Афоне и в других местах, где ему доводилось подвизаться.

Он передает переживания, духовный опыт, полученные на земном пути, делится воспоминаниями о людях, близких ему.

Читая книгу, мы можем непосредственно прикоснуться внутренним зрением к монашескому бытию, получить представление о его сути и цели.

Книга Порфирия Кавсокаливита

«Цветослов советов» — сборник духовных поучений, наставлений старца Порфирия Кавсокаливита. Старец старается разобраться не только в духовных проблемах человека, но и материальных в том числе. В книге можно встретить его размышления на темы:

  • монашество;
  • брак;
  • семья;
  • исповедь;
  • причастие;
  • молодежь;
  • дети;
  • одежда;
  • многое другое.

Интересно! Старец всегда учитывал духовный уровень того, кому давал он советы, а также семейный, общественный статус, физическое состояние. Его отличали неформальный подход к людям, часто парадоксальный, нетрадиционный.

Его богословие также несколько отличается от общепризнанного. Например, главное внимание он уделял не тому, чтобы бороться со страстями, а тому, чтобы неотступно пребывать рядом со Христом, — тогда, считал старец, и страсти отступят сами собой. Для отца Порфирия Христос всегда был всем, — радостью, светом, жизнью истинной.

Поучение старца Порфирия Кавсокаливита

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-porfiriya-kavsokalivita.html

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: