Психологическая теория государства. Сфера распространения концепции. Патриархальная теория происхождения государства

Содержание
  1. Характеристика основных теорий происхождения государства
  2. Патриархальная теория происхождения государства
  3. Договорная теория (теория общественного договора)
  4. Два вида права:
  5. Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:
  6. Теория насилия
  7. Психологическая теория происхождения государства
  8. Материалистическая теория
  9. Теория происхождения государства патриархальная и ее суть
  10. Государство и процесс его изучения
  11. Что такое теории происхождения государства?
  12. История становления патриархальной теории происхождения государства
  13. Патерналистская теория
  14. Патриархальная теория – плюсы и минусы
  15. Патриархальное государство примеры. Теория происхождения государства патриархальная и ее суть
  16. 12. Теория насилия
  17. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  18. Теологическая теория в условиях современности
  19. Подобные документы

Характеристика основных теорий происхождения государства

Психологическая теория государства. Сфера распространения концепции. Патриархальная теория происхождения государства

    1. теологическая (Ф. Аквинский);
    2. патриархальная (Аристотель, Конфуций);
    3. договорная (Д. Локк, Ж.

      Руссо);

    4. насилия (Гумплович);
    5. психологическая;
    6. материалистическая (Вебер, представители марксизма-ленинизма).

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Учения о божественном сотворении мира – креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры.

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца.

Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма  – возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.

Договорная теория (теория общественного договора)

Объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.

Согласно этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

Два вида права:

    1. естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
    2. позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.

Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:

М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).

Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.

Основные положения учения Д. Локка:

Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.

Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.

Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.

Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.

Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.

Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.

Основные положения учения Ж.-Ж. Руссо:

Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:

    1. условия объединения людей в один единый народ (суверен);
    2. конкретная форма государственного правления.

Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.

Власть: законодательная, исполнительная.

Основные положения теории Т. Гоббса:

Естественный состав человечества вне государства – «состояние войны всех против всех». В догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все.

Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих.

Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.

Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:

    • закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
    • закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
    • закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
    • все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.

Различал 3 формы государства:

    1. демократия;
    2. аристократия;
    3. монархия;
    4. (олигархию рассматривал лишь условно).

Теория насилия

Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.

Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.

На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.

Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.

Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление.

Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя).

Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.

В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).

Е. Дюринг:

Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).

В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством . Меньшинство обязано подчиняться большинству.

Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.

Л. Гумплович, К. Каутский:

Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.

Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.

Психологическая теория происхождения государства

Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).

Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.

Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

Л. И. Петражицкий:

Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:

    • распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
    • организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).

Материалистическая теория

Представителем данной теории является М. Вебер. По мнению сторонников данной теории пПервостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда.

Рост производительности труда привел к возникновению избыточного продукта, и, в конечном счете, к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. “Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий”, – основная формула марксистской теории. 

Таким образом, согласно материалистической теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого целого. Однако государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс появления государственности влияли также и другие, не менее важные факторы.

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/charakteristika-osnovnich-teoriy-proischozhdeniya-gosudarstva

Теория происхождения государства патриархальная и ее суть

Психологическая теория государства. Сфера распространения концепции. Патриархальная теория происхождения государства

Во все времена люди стремились к знаниям. Прежде всего, человечество хотело узнать о своём происхождении. В процессе познания люди понимали, что весь окружающий мир выстроен намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд.

При этом общество является составляющим элементом ещё более сложной структуры, а именно государства. Именно в составе этого большого механизма, человечество живёт, творит шедевры, воюет, эволюционирует и другое. Общество и государство неразрывно связанны между собой, поэтому изучение последнего должно быть максимально детальным.

Быть может, посредством знаний о государстве люди смогут разгадать тайны своего происхождения.

Государство и процесс его изучения

По своей сути государство – это сложная социально-политическая формация, которая обладает рядом, присущих только ей факторов, а именно:

– суверенитетом;

– политической властью;

– специфическим аппаратом управления;

– территорией;

– аппаратом принуждения.

Другими словами, государство является формой взаимосвязи социума. Этот механизм появляется вследствие деятельности самого человека. Проще говоря, государство исходит от общества, а не наоборот. В процессе изучения государства многие учёные выдвигали разные версии происхождения этого социально-политического механизма.

Таким образом, появились определённые теории, каждая из которых по-своему объясняет процесс возникновения государства. Одну из таких теорий выдвинул древнегреческий философ Аристотель. Патриархальная теория происхождения государства, изобретённая им, имеет ряд характерных особенностей, о которых будет рассказано ниже.

Что такое теории происхождения государства?

Существует масса теорий, которые раскрывают процесс зарождения и эволюции государства. В каждой из них рассматривается одно и то же, с позиции разных точек зрения.

Любая теории доказывает, что государство – это социально-политическая формация, однако в каждой теории, представлены разные пути прихода общества к ней.

Этот сложный механизм является продуктом эволюции человечества и его сознания.

Отсюда следует, что любая теория происхождения государства, патриархальная или любая другая — это рамки, в которых рассматривается один общий фактор эволюции общества – государство.

История становления патриархальной теории происхождения государства

Практически все концепции, которые предоставляют теории происхождения государство, берут своё начало с XVII – XVIII веков, когда человечество было на пороге перехода в новую эру.

Тем не менее, существует теория происхождения государства, патриархальная основа которой, зародилась ещё в древней Греции и Риме. Её популярность в те далёкие времена была обусловлена тенденциями, которые существовали в обществе. Как в римском, так и в греческом социуме, мужская фигура была ключевой.

Человеком и полноправным гражданином считался мужчина. Подобные патерналистские веяния обусловили появление патриархальной теории. Забегая немного вперёд, следует сказать о том, что патриархальная теории подразумевает собой психологическую предрасположенность общества к объединению.

В этом смысле патер и государство отождествляются с отцом и семьёй. Немаловажную роль сыграла религия в процессе развития патриархальной теории. Религиозные верования во многом поясняли особенности этой теории, особенно во времена средневековья.

Представители патриархальной теории происхождения государства были уверенны в том, что первоначально, Бог даровал королевскую власть Адаму, тем самым сделав его Патером (главой семьи).

Вся концепция основана на веровании в то, что государство возникло из большой семьи, а власть государя, царя или короля – из отцовской власти в семье.

Все представление построено на том, что люди по своей природе – это существа, нуждающиеся в объединении. Стремление к созданию одной семьи – это их природная тяга, другими словами, наследственный фактор.

Патриархальная теория происхождения государства, автор которой считается Аристотель, поясняет факт того, что человечество постоянно создавало семьи, которые в последствие переросли в государство. Такая эволюция произошла из-за большого количества семей.

Для обеспечения более грамотного управления и контроля обычная власть отца эволюционировала в форму государственного правления.

Согласно патриархальной теории, взаимоотношения правителя и общества должны быть основаны по принципу «семья – отец». При этом мы говорим не только о единоличной власти монарха или короля, а об аппарате управления в целом. Ведь даже во времена древних римлян существовал демократический строй управления державой.

Патерналистская теория

Теория происхождения государства, патриархальная суть которой ужесточилась с течением времени, преобразовалась в новую концепцию – патерналистскую. Суть последней состоит в том, что она прямо соотносит государство и семью.

При этом не допускается никаких отклонений от этой, главной концепции. Глава государства, вне зависимости от политического строя и формы правления, всегда является отцом, а сама держава – страной. Подобная теории была выдвинута Конфуцием.

По его мнению, управление государством должно быть основано на следующих добродетелях:

– забота о младших;

– уважение младшими старших;

Патерналистская теория очень нашла своё подтверждение во время существования Русской Империи. Отношения в государстве строились на вере в «царя-батюшку».

Патриархальная теория – плюсы и минусы

Конечно, теория происхождения государства, патриархальная суть которой создаёт конструкцию «отец – семь», во многом проливает свет на факт появления государства.

Исторические доказательства этой концепции существуют, так как первоначально общественный строй был на гране родоплеменной общины.

Однако невозможно прямо отожествлять современные государства с обычной семьёй, так как внутренние процессы, аппарат власти и другие конструкции государства во много раз сложнее, чем в обычной семье.

Итак, патриархальная теория даёт детальное описание факта происхождения государства, но в процессе человеческой эволюции она перестала быть ключевой. Нельзя сказать, что она в корни неправильная, рациональное зерно присутствует, но в целом её нельзя назвать основной.

Источник: https://FB.ru/article/165511/teoriya-proishojdeniya-gosudarstva-patriarhalnaya-i-ee-sut

Патриархальное государство примеры. Теория происхождения государства патриархальная и ее суть

Психологическая теория государства. Сфера распространения концепции. Патриархальная теория происхождения государства

Основательпатриархальной теориипроисхождения государства – Аристотель.

Сутьтеории:государство- это продукт разросшейсясемьи. Согласно этой теории люди –существа коллективные, стремящиеся квзаимному общению, приводящему квозникновению семьи. В последствиеразвитие и разрастание семьи в результатеобъединения людей, а также увеличениечисла семей приводят к образованиюгосударства. Власть государя естьестественное продолжение власти отца,«патриарха» в семье.

Плюсытеории:

    1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

    2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

    3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

    4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим опытом.

Минусы:

    1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

    2) Не объясняет, что если государство – единая семья, то почему происходит война?

    3) Не объясняет жесткость законов.

Патриархальнаятеория происхождения государства.

    Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи.

    Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

    Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх».

    Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.

В Китаеэту теорию развивал Конфуций (551 – 479 гг.до н.э.). Он рассматривал государствокак большую семью. Власть императорауподоблялась власти отца, а отношенияправящих и подданных – семейным отношениям,где младшие зависят от старших и должныбыть преданными правителям, почтительнымии слушаться во всем старших. Правителиже должны заботиться о своих подданных,как это принято в семье.

12. Теория насилия

Идейные истокиэтой теории зародились еще в эпохурабовладения. Ее представители считали,что государство возникает в результатенасилия и завоевания. Более развернутоенаучное обоснование теория насилияполучает в XIX-XXвеках.

Ее смыслсостоит в том, что возникновение частнойсобственности, классов и государстваявляется результатом внутреннего ивнешнего насилия, то есть путем прямогополитического действия.

Государствопродолжает быть органом угнетениятолько в тех странах, где еще не стерлисьюридические различия между победителямии побежденными.

Наиболее характерныечерты теории насилия изложены в работахЕ. Дюринга, Л. Гумплевича, К. Каутскогои других.

По мнениюДюринга,собственность, классы и государствовозникают как результат насилия однойчасти общества над другой.

Австрийскийсоциолог и государствовед Гумпловичявляется представителем теории внешнегонасилия. Согласно этой теории государствообразуется вследствие завоеваниясильного племени более слабого.

В итогезавоевания возникает рабство: одноплемя, победившее в борьбе, становитсягосподствующим; другое, потерпевшеепоражение, теряет свободу и оказываетсяв положении рабов. Рабство в свою очередьведет к появлению частной собственностии классов.

С частной же собственностьюсвязан и ею обусловлен переход откочевого быта к земледельческому,оседлому быту.

Государственнаявласть, поГумпловичу, возникает из физическойсилы: господство племени, основанноевначале только на физическом преобладаниинад другим племенем, постепеннопревращается в государство класса,опирающегося на экономическое могуществопоследнего.

Каутскийтакже видит источник государства вовнешнем насилии, в войнах. Племя-победитель,по его утверждению, подчиняет себепобежденное племя, присваивает землюэтого племени, а затем принуждает егосистематически работать на себя, платитьдань или подати.

В результате такогозавоевания возникает деление на классы,а принудительный аппарат, создаваемыйпобедителями для управления побежденными,превращается в государство.

Лишь там,пишет Каутский, где имеет место внешнеенасилие, «возникает деление на классы,но не вследствие деления общины наразличные подразделения, но вследствиесоединения в одно двух общин, из которыходна делается господствующим иэксплуатирующим, другая – угнетенным иэксплуатируемым классом».

Ссылаясь на примеробразования ряда стран Европы и Азии,которые возникали, по мнению ученого,не иначе, как путем насилия, Л.

Гумпловичсделал окончательный вывод, согласнокоторому «вследствие подчинения одногокласса людей другому образуетсягосударство», а из потребности победителейобладать «живыми орудиями» возникалиэкономическая основа античной семьи,отношения властвования, существовавшиемежду господином и его слугою.

Отвергать полностьютеорию насилия нельзя не только изформальных соображений, но и на основанииисторического опыта, который подтверждает,что завоевание одних народов другимиявлялось реальным фактором существованиягосударственности исторически длительноевремя (например Золотая Орда). Элементынасилия, как внутреннего, так и внешнего,объективно присутствовали и сопровождалисуществование любого государства(Римское, Древнегерманское государство,Киевская Русь).

Абсолютизируяроль насилия в истории, данная теорияне учитывает того, что очень многиегосударства и правовые системы раньшеи сейчас создаются и развиваются отнюдьне в результате завоевания извне илииным насильственным путем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теологическаятеорияпроисхождения государства — религиозная гипотеза о происхождении государства. Слово “теология”, в переводе с латинского языка, означает “учение о боге” (theos – бог, logos – учение). Теологическая теория своими истоками восходит к древнему миру.

Идеи божественного происхождения права, государства, его институтов возникли еще в Древних Вавилоне и Египте. В большей степени теория стала популярной в период развития феодализма.

Получила своё распространение в XIII веке, основателем этой теории был Фома Аквинский (1225-1274) и Аврелий Августин.

Она является наиболее древней, так как религия возникла задолго до образования государств и существовавшие между людьми обычаи базировались именно на ней.

Суть теории: государство – это результат божественной воли.

Следовательно, государство, его институты, власть:

* незыблемы;

* их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека;

* являются выразителями воли Бога на земле. Теологическая теория призывает:

* принять государство и власть как данность, полученную свыше;

* признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский представитель Бога на Земле монархи представители Папы и через него Бога в своих государствах),

*полностью и во всем подчиняться власти небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, то есть монархам и государству;

* не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю.

Теологическая теория была развита в учении Аврелия Августина, который подразделял род человека на «два града» – живущих «по богу» и «по человеческим законам». Человек – существо немощное, которое не способно избежать греха и создать на земле совершенное общество. Справедливость может возобладать лишь по вечному порядку, установленному Богом.

В 12-13 веках на территории западной Европы получила развитие теория «двух мечей». Ее суть в том, что у основателей церкви было 2 меча. Один из них, который оставили себе, они вложили в ножны, поскольку церкви использовать его не пристало. Второй передали государям, наделив их правом карать и повелевать людьми.

Государь, таким образом, помазанник божий и является слугой церкви. Теория была направлена на усиление церкви, указывала на ее приоритет над светской властью. В это же время развивается учение Фомы Аквинского, утверждавшего, что процесс возникновения государства и его развития подобен процессу сотворения мира Богом.

Так, прежде чем руководить миром, господь в него вносит стройность и организованность. Монарх же, в свою очередь, до управления государством первоначально его учреждает и устраивает. Основные труды Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «О правлении властителей» и другие.

В соответствии с учением Фомы Аквинского, теологическая теория происхождения права основывается на том, что все законным между собой связаны нитями субординации. На вершине находится вечный закон, который заключен в Боге. Все остальные законы производны от него. Выделяется также естественный, позитивный и божественный законы.

Первый является отражением вечного закона в разуме человека. Он предписывает стремиться к продолжению рода и самосохранению, обязывает уважать достоинства людей и искать истину. Позитивный закон направлен на достижение добродетели посредством применения силы и под страхом наказания.

Божественный закон содержится в Библии и необходим в связи с несовершенством разума человека и тем, что позитивный – не может полностью истребить зло. теологический аквинский государство

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью.

Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле.

Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Секулярные идеологи зачастую представляют теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, сводя её к одной лишь «воле Бога».

Однако происхождение государства согласно данной теории заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности.

В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает — как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.

Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога.

Плюсы теории:

· 1) Государство появляется с монорелигией;

· 2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

· 3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

· 4) препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности

Минус – является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

Теологическая теория в условиях современности

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX веке развивали идеологи исламской религии, католической церкви Жак Маритен, Мерсье. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф.

Харст и др.) в конечном счёте именно в боге (его разуме, воле, творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан.

Она не потеряла своего значения и теперь: распространена в таких странах, как Саудовская Аравия, Иран и других.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения теологической теории происхождения государства, средневековые представления о ней. Сущность и значение теологической теории происхождения государства, ее главные положительные и отрицательные черты, история развития и значение.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2012

    Теория государства и права и система знаний об обществе. Теории происхождения государства. Правовые семьи современности. Общие черты в теориях происхождения государства. Патриархальная и социально-экономическая теории. Теологическая и теория насилия.

Источник: https://moyslovar.ru/zakonodatelstvo-i-pravo/patriarchal-state-examples-the-theory-of-the-origin-of-the-state-is-patriarchal-and-its-essence.html

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: