Разграничения государственной собственности на природные объекты. Право государственной собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности на природные ресурсы. Разграничение государственной собственности

Разграничения государственной собственности на природные объекты. Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты.

Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному.

Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8).

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы:

  • территориальных вод;
  • континентального шельфа;
  • экономической зоны Российской Федерации.

Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту н) ст. 71 Конституции РФ.

Разграничение государственной собственности

В соответствии со ст. 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектовотнесено:

  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (то есть основные правомочия собственника).

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Право государственной собственности на землю

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18).

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

  • занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
  • предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-gosudarstvennoy-sobstvennosti-na-prirodnie-resursi-razgranichenie-gosudarstvennoy-sobstvennosti

Право собственности на природные ресурсы

Разграничения государственной собственности на природные объекты. Право государственной собственности на природные ресурсы

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Право собственности на природные ресурсы позволяет их владельцам распоряжаться этими ресурсами по своему усмотрению. Но существует ряд ограничений, которые собственники природных ресурсов обязаны соблюдать. Данные ограничения закреплены в действующем законодательстве.

Понятие собственности на природные ресурсы

По закону, право собственности на природные ресурсы — это возможность владения, пользования и распоряжения данным видом имущества. Причем следует учитывать, что эти права имеют определенные различия, связанные с конкретным типом ресурса. Например, несколько разновидностей редкоземельных металлов не могут находиться в собственности физических лиц.

Понятие права собственности на природные ресурсы — это совокупность законов, регулирующих принципы владения, пользования и распоряжения данными ресурсами. При этом, по закону, владение должно осуществляться с пользой не только для собственника, но и для общества в целом.

Основное отличие этого вида права: оно связано с множеством ограничений, накладываемых на владельцев подобной собственности. Например, одной из основных обязанностей владельцев становится соблюдение экологических норм. Требуется не только сохранение и грамотное использование ресурса — собственник обязан предотвращать любой ущерб, наносимый окружающей среде.

Субъекты и объекты

Субъектами этого типа права называют тех лиц, которые могут пользоваться природными ресурсами на установленных законом условиях. К субъектам относят:

  • Государство. Является основным собственником на все виды природных ресурсов. Его представителями являются муниципалитеты и органы местного самоуправления. Обладает исключительным правом на владение всеми ресурсами, находящимися на его территории.
  • Юридические лица. Стоит отметить, что в список входят как коммерческие, так и некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относят различные частные сообщества, занимающиеся охраной природы. В ряде случаев действуют от имени государства, и находятся на государственном финансировании.
  • Физические лица. К ним относятся российские и иностранные граждане.

В список объектов права на природные ресурсы входят все виды этого типа собственности. Список велик, поэтому предусмотрено несколько вариантов его деления.

Основным способом деления объектов данной категории права можно считать деление на неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

К неисчерпаемым относятся: солнечная энергия, ветер, сила приливов и отливов, и т. п. Государство не накладывает серьезных ограничений на их использование. Противоположность этого типа ресурсов — невозобновляемые. К ним относятся, преимущественно, различные полезные ископаемые. За их добычей государство строго следит, не допуская бесполезных трат.

Наиболее разнообразны возобновляемые природные ресурсы. В них входят:

  • Вода и воздух. В ряде случаев их относят к неисчерпаемым ресурсам. Но было доказано, что на текущий момент эти ресурсы нуждаются в охране и восполнении.
  • Почвы. В ряде случаев наиболее редкие виды почв, необходимые для редких видов растений, находятся под охраной государства.
  • Животные. В список обычно включают только диких животных. Выделяют типы, имеющие промысловое значение, и нуждающиеся в охране как находящиеся на грани вымирания.
  • Растения. Принцип разделения аналогичен применяемому к животным.
  • Отдельные типы быстровосполняемых минеральных ресурсов.

Все перечисленное является объектами права собственности на природные ресурсы. Принципы обращения с ними регулируются водным, лесным и земельным законодательством.

права собственности на природные ресурсы

Согласно законодательству, собственник обладает несколькими основными правами, связанными с имеющимся у него имуществом:

  • Владение. Возможность обладать определенным объектом на правах его законного хозяина.
  • Пользование. Возможность эксплуатации конкретного имущества, с получением конкретных преимуществ или прибыли. Следует учитывать: в ряде случаев имеется ввиду не материальная прибыль.
  • Распоряжение. Возможность менять юридический статус определенного имущества. Сюда же входит отчуждение собственности, приобретение и прекращение права на нее.

В отношении большей части видов имущества эти права работают безоговорочно. Но при владении природными ресурсами на собственника накладывается ряд ограничений. Они связаны с основными особенностями, имеющимися у данного типа объектов права.

Главные особенности природных ресурсов как объекта имущественного права:

  • Влияние на экологию. Как уже упоминалось, все объекты права собственности на природные ресурсы связаны с экологией.
  • Этот ресурс не обладает базовой стоимостью, так как не был создан человеком. Стоимость определяется в процессе эксплуатации, и зависит от ряда факторов. Пример: исчезающие виды флоры и фауны. Их относительная цена высока из-за необходимости сохранения их, а вместе с ними — и определенных типов экосистем.
  • Все природные ресурсы являются основой благосостояния человека. Согласно статье 9 Конституции РФ, они охраняются, так как являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.
  • Использования описываемого типа имущества — это сфера, касающаяся не столько отдельных лиц, сколько общества в целом. Это связано с тем, что владение природными ресурсами связано с охраной природы, а это попадает в сферу интересов государства.

Отдельно стоит упомянуть тот факт, что ряд природных ресурсов в принципе не может считаться объектом собственности. Пример: воздух или ветер. Это же касается и воды.

В частности, статья 31 Водного кодекса РФ утверждает: право собственности не может в полной мере распространяться на водоемы.

Это связано с тем, что вода в природе циркулирует постоянно, и не способна принадлежать отдельному субъекту.

Формы собственности

Согласно действующему законодательству, выделяется три основных типа форм собственности на описываемые объекты. Владеть природными ресурсами могут:

  • Частные лица;
  • Государство;
  • Муниципальные организации.

Нужно обратить внимание: государство и муниципалитеты разделены на отдельные группы. Хотя, по сути, любой муниципалитет является органом самоуправления, представляющим интересы страны. Но определенные различия между этими видами собственности имеются.

В отношении собственности граждан не имеется различий, являются ли они юридическими или физическими лицами. Их права и обязанности, связанные с владением данным типом имущества, ничем не отличаются.

Природные ресурсы, принадлежащие государству

Среди всех форм собственности, перечисленных в действующем законодательстве, приоритетным считается государственное владение природными ресурсами. Именно государство вправе передавать своим субъектам или гражданам возможность владения определенными типами имущества.

В список природных ресурсов, принадлежащих государству, входит:

  • Земля и земельные участки;
  • Недра и все, что в них содержится. Поэтому права на добычу полезных ископаемых передаются лишь на время, и являются частной разновидностью аренды;
  • Объекты животного мира;
  • Водные объекты;
  • Лесные объекты.

Вся энергетика, связанная с земными недрами, находится в ведении государства и его субъектов. Это же справедливо для использования рек и приливов для получения электроэнергии. С солнечной и ветряной энергией данные ограничения никак не связаны.

Имеется ряд территорий, относящихся к природным ресурсам, но находящихся в федеральной собственности. Их запрещено передавать даже муниципальным властям, так как они имеют стратегическое значение. Подобная защита права собственности распространяется на следующие объекты:

  • Территориальные воды;
  • Континентальный шельф;
  • Исключительная экономическая зона РФ.

Воздух и вода не принадлежат ни одному собственнику, в том числе и государству. Эти ресурсы являются достоянием всего человечества. Государство РФ обеспечивает их охрану и сохранение, но они не находятся в его исключительном пользовании или владении.

Ресурсы, принадлежащие гражданам

Граждане РФ и иностранцы имеют право владеть определенными природными ресурсами на постоянной основе. К объектам владения относят:

  • Земельные участки. При этом определенные типы земель не подходят для владения частными лицами, физическими или юридическими. А иностранцы не могут обладать участками, расположенными в пограничной зоне России. Основные права граждан на землю перечислены в статье 36 Конституции РФ.
  • Водные объекты. Допускается владение небольшими, обособленными водоемами, не связанными с другими объектами, находящимися на поверхности. Проточные водоемы не могут находиться во владении у частных лиц. Права собственников подобных объектов регулируются статьей 36 и статьей 40 Водного Кодекса РФ.
  • Лесные объекты. Граждане обладают ограниченным правом владения лесными ресурсами. Эти права описаны в статье 20 Лесного Кодекса РФ. В частности, это касается лесной растительности, расположенной на земельном участке в частной собственности. Гражданин имеет право распоряжаться и реализовать ее по своему усмотрению, в соответствии с законами РФ.

Закон требует, чтобы граждане всегда соблюдали основные требования, предъявляемые к собственникам природных ресурсов.

И здесь нужно разобраться с основаниями для возникновения и прекращения права собственности на этот тип имущества.

Сначала надо понять, что является основанием для возникновения прав на природные ресурсы:

  • Покупка, дарение, мена на основе соответствующего договора.
  • Наследование имущества.
  • Решение суда.
  • Приватизация.
  • Передача собственности муниципалитетом в пользу гражданина (граждан).

В описанных случаях работают общие принципы обращения с частной собственностью, перечисленные в статье 209 ГК РФ. А вот в случае прекращения имущественных прав работают принципы, характерные именно для владения природными ресурсами. Вот они:

  • Во владении гражданина оказалось имущество, владеть которым он не имел права. Например: земля, изначально принадлежащая заповеднику. Это же правило касается проточных водоемов, владения редкими видами животных и растений, недрами и т. п.
  • Гражданин не соблюдает экологические нормы, установленные действующим законодательством. Сюда входят любые нарушения, влияющие на экологическую обстановку. В случае малозначительных нарушений гражданин получает предупреждение. А серьезные преступления в сфере экологии часто приводят к конфискации имущества, относящегося к природным ресурсам.

Все прочие ситуации прекращения имущественных прав ничем не отличаются от стандартных ситуаций. Пример: заклад и невыплата залога, самовольный захват и т. п.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://ahrfn.com/zemelnye-nalogi/pravo-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy.html

23.Право государственной собственности на природные объекты. Разграничение государственной собственности на природные объекты

Разграничения государственной собственности на природные объекты. Право государственной собственности на природные ресурсы

Гос.собственность на природные ресурсыявл.доминирующей в структуре закрепленныхзаконодательством форм собственности.В наст. время право гос. собственностиустановлено на землю, недра, объектыживотного мира, другие объекты.

Исключительно к федеральной собственностиотнесены природные ресурсы: территориальныхвод; континентального шельфа; экономич.зоны РФ. Земельный кодекс РФ содержитстатьи о собственности РФ (федеральнойсобственности) на землю (ст. 17) исобственности на землю субъектов РФ(ст. 18).

В федеральной собственностинаходятся земельные участки: которыепризнаны таковыми фед. законами;

правособственности РФ на которые возниклопри разграничении гос. собственностина землю;

которыеприобретены РФ по основаниям, предусм.Гражд. законодательством.

Вфед. собственности могут находиться непредоставленные в частную собственностьземельные участки по основаниям,предусмотренным Фед. законом «Оразграничении Гос.й собственности наземлю».

Всобственности субъектов РФ находятсяземельные участки:

которыепризнаны таковыми фед. законами;

правособственности субъектов РФ на которыевозникло при разграничении гос.собственности на землю; которыеприобретены субъектами РФ по основаниям,предусмотренным гражд. законодательством.

24.Право муниципальной собственности на природные объекты

всобственности муниципальных районовмогут находиться:

пруды,обводненные карьеры на территориипоселения;

земельныеучастки, отнесенные к муниципальнойсобственности муниципального районав соотв. с фед. Законами

Водныйкодекс РФ прямо установил правомуниципальной собственности на водныеобъекты. Согласно ст. 8 муниципальнойсобственностью явл.пруд, обводненныйкарьер, расположенные в границахземельного участка, принадлежащего направе собственности муниципальномуобразованию, находятся соответственнов собственности муниципальногообразования, если иное не установленофед. законами.

Леснойкодекс РФ не устан. непосредственноправо муниципальной собственности налеса. В собственности муниципальныхорганов могут находиться особо охраняемыеприродные территории местного значения.К такого рода территориям Фед. закон»Об особо охраняемых природныхтерриториях» относит лечебно-оздоровительныеместности и курорты местного значения.

25.Правомочия собственника природных ресурсов и природных объектов. Правовые формы их реализации

Подправом собственности на природныересурсы в субъективном смысле понимаетсясовокупность правомочий конкретногособственника по владению, пользованиюи распоряжению определенным природнымобъектом (ресурсом) или его частью:земельным участком, обособленным воднымобъектом, участком леса и т.д.

Правособственности на природные ресурсывключает три правомочия: владение,пользование и распоряжение.Правомочиевладения означает установленную закономфактическую принадлежность материальныхценностей, в том числе природных ресурсовконкретному лицу. Владение — этофактическое обладание вещью.

Правомочиепользования — это основанная на законевозможность эксплуатации материальныхценностей, извлечения из них полезныхсвойств и доходов с целью удовлетворенияпроизводственных и личных нужд.

Правомочиераспоряжения выражается в предоставлениисобственнику возможности изменять(определять) юридическую судьбупринадлежащих ему материальных ценностей,например — земельного участка.

Правособственности на природные ресурсы неявляется абсолютным и ограничиваетсяобщественно значимыми интересами. Всоответствии с ст. 36 Конституции РФ,собственник природных ресурсов свободенв осуществлении принадлежащих емуправомочий, если это не наносит ущербаокружающей среде и не нарушает прав изаконных интересов иных лиц.

Представляется,что реализация правомочий собственникаприродных ресурсов по пользованию ираспоряжению ими должна быть строгоурегулирована в законодательстве сучетом того, что природные ресурсы имеютразный потенциал.

Применительно креализации правомочия по распоряжениюприродными ресурсами необходимозакрепить в законодательстведифференцированный подход к распоряжениюресурсами с учетом их исчерпаемости.

Праву собственника на владение,пользование и распоряжение природнымиресурсами корреспондирует возлагаемаяна него законодательством обязанностьобеспечения рационального использованияприродных ресурсов, их воспроизводстваи охраны окружающей среды.

Эта обязанностьпрактически означает, что в процессеприродопользования, если собственниксам реализует свое правомочие пользования,он обязан выполнить соответствующиетребования, предусмотренныезаконодательством. Если собственникприродных ресурсов передает их впользование другим лицам, что, какправило, особенно часто встречаетсяприменительно к государственнойсобственности, то на нем лежит обязанностьобеспечить контроль за выполнениемпользователем положений законодательствао рациональном использовании природныхресурсов, их воспроизводстве и охранеокружающей среды.

26.Основания возникновения и прекращенияправа собственности на природныересурсы.

Встатье 218 ГК РФ, устанавливающей общиеоснования приобретения права собственности,предусматривается, что право собственностина имущество может быть приобретенодругим лицом на основании договоракупли-продажи, мены, дарения или инойсделки об отчуждении этого имущества.Право частной собственности на природныересурсы может возникнуть на основепередачи в соответствии с действующимзаконодательством о природных ресурсах,находящихся в государственной илимуниципальной собственности, частнымлицам.

Природныересурсы, находящиеся в муниципальнойсобственности, могут быть обращены вчастную или государственную собственностьв случае их передачи частному лицу(физическому или юридическому) илигосударству в соответствии с законом.

Общиеоснования прекращения права собственностиопределены в гл. 15 ГК РФ.

Право собственностипрекращается при отчуждении собственникомсвоего имущества другим лицам, отказесобственника от права собственности,гибели или уничтожении имущества и приутрате права собственности на имуществов иных случаях, предусмотренных законом.Принудительное изъятие у собственникаимущества не допускается, кроме случаев,когда по основаниям, предусмотреннымзаконом, производятся:

• обращениевзыскания на имущество по обязательствам;

• отчуждениеимущества, которое в силу закона неможет принадлежать данному лицу;

• реквизиция;

• конфискация;

• отчуждениеимущества в случаях, предусмотренныхГК РФ (ст.235).

Порешению собственника в порядке,предусмотренном законодательством оприватизации, имущество, находящеесяв государственной или муниципальнойсобственности, отчуждается в собственностьграждан и юридических лиц.

Согласност. 278 ГК РФ, обращение взыскания наземельный участок по обязательствамего собственника допускается толькона основании решения суда.

Гражданскийкодекс РФ предусматривает также, чтоземельный участок может быть изъят усобственника для государственных илимуниципальных нужд путем выкупа (ст.279).

Земельный участок может быть изъяту собственника в случаях, когда участокпредназначен для сельскохозяйственногопроизводства либо жилищного или иногостроительства и не используется длясоответствующей цели в течение трехлет, если более длительный срок неустановлен законом. В статье 286 определенпорядок изъятия земельного участка всвязи с его ненадлежащим использованием.

Источник: https://studfile.net/preview/5784852/page:8/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: