Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования. Реестр недобросовестных поставщиков: как защитить свою репутацию? Реестр недобросовестных поставщиков 44 фз кто вносит

Содержание
  1. Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия
  2. Реестр недобросовестных поставщиков: основные понятия
  3. Причины включения в РНП
  4. Правовые последствия для исполнителя
  5. Процедура внесения сведений
  6. Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП
  7. Как подтвердить добросовестность и не попасть в РНП по 44-ФЗ
  8. Доказательства намерения заключить и возможности исполнить контракт
  9. Доказательства наличия объективных причин, препятствовавших своевременному подписанию контракта
  10. Доказательства недобросовестного поведения заказчика
  11. Доказательства добросовестного поведения победителя торгов
  12. Доказательства экономической нецелесообразности включения в РНП и несоразмерности применяемой меры ответственности
  13. Как избежать списка РНП
  14. История 1
  15. Вывод 1
  16. История 2
  17. Вывод 2
  18. История 3
  19. Вывод 3
  20. История 4
  21. Вывод 4
  22. Реестр недобросовестных поставщиков: как защититься и сохранить возможность участвовать в закупках
  23. Как это работает на практике
  24. Как минимизировать риски группы компаний на практике
  25. Рекомендации:
  26. Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности | Контур.Закупки
  27. Внезапная победа
  28. Что будет дальше
  29. Когда срок подписания контракта упущен
  30. Нарушение при внесении обеспечения
  31. Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…
  32. Условия контракта не выполнены
  33. Как сведения попадают в Реестр
  34. Подведем итоги

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования. Реестр недобросовестных поставщиков: как защитить свою репутацию? Реестр недобросовестных поставщиков 44 фз кто вносит

Действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок в настоящее время говорит о том, что все заключаемые контракты должны исполняться в полной мере. В том случае, если по каким-то причинам исполнитель отказался от взятых на себя обязательств либо исполняет их ненадлежащим образом, он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что это такое и что грозит за попадание в него?

Реестр недобросовестных поставщиков: основные понятия

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная реестровая база, в которую включаются сведения обо всех исполнителях по контрактам, которые по каким-то причинам, чаще всего, не признаваемым объективными, не исполняют в должной мере взятые на себя обязательства по подписанному государственному контракту. При этом, под ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств следует понимать и отказ победителя той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта подписать соглашение.

Для того чтобы ознакомиться с данными, внесенными в этот реестр и получить подробную информацию о том, кто из потенциальных исполнителей включен в данный реестр, а кто – нет, следует обратиться к официально размещенной базе данных.

Ранее вся информация, которая была доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами, размещалась в специальном разделе официального сайта Федеральной антимонопольной службы как государственного органа, уполномоченного на проведение процедур контроля за осуществлением государственных закупок.

В настоящее время все данные перенесены в соответствующий раздел Единой информационной системы в сфере государственных закупок, а доступ можно получить путем обращения к сайту zakupki.gov.ru.

Если ранее данный реестр был ограничен в части использования, так как информация в нем могла быть получена только потенциальными заказчиками, то на сегодняшний день Реестр недобросовестных поставщиков является открытым ресурсом и позволяет получать информацию всем тем, кто к нему обратился.

Причины включения в РНП

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков – это всегда мера воздействия, которая используется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы простимулировать исполнителя по контракту полностью реализовать взятые на себя обязательства.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков происходит в тех случаях, когда нет возможности по-другому воздействовать на исполнителя контракта в связи с неоднократными нарушениями им не только взятых на себя обязательств, но и положений действующего законодательства в сфере регулирования государственных и муниципальных закупок.

К числу основных нарушений на сегодняшний день, предусмотренных статьей 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», относятся:

  • уклонение победителя, определенного по результатам проведения той или иной закупочной процедуры, от подписания контракта. При этом если победитель не может подписать предоставленный проект контракта по объективным причинам (например, подпадание под санкции или приостановление действия организации-победителя по причине возникновения стихийных действий природного или техногенного характера), и о такой невозможности подписания уведомлен государственный заказчик, то такие действия потенциального исполнителя не будут считаться уклонением от заключения контракта. Однако объективность причин отказа придется подтвердить документально;
  • неисполнение в срок обязательств по подписанному контракту, если такое неисполнение не имеет под собой объективных причин, зафиксированных в условиях контракта как уважительные. В том случае, если исполнитель контракта заранее уведомляет государственного или муниципального заказчика о том, что по объективным причинам не может исполнить контракт в срок и документально подтверждает наличие таких объективных причин, то такое неисполнение не становится основанием для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • ненадлежащее исполнение обязательств, которые были взяты на себя победителем закупочной процедуры.

К ненадлежащему исполнению относятся следующие действия со стороны победителя закупочных процедур:

  • поставка товара, оказание услуг или выполнение работ ненадлежащего качества, которые государственный заказчик не может принять, о чем составлен соответствующий акт, а сам факт ненадлежащего исполнения контракта отражен в соответствующем акте экспертизы и аналогичных документах;
  • исполнение контракта, независимо от того, что именно входит в объект закупки для государственного или муниципального заказчика, с серьезными нарушениями сроков работы. Факт такого нарушения сроков должен быть отражен в приемочных документах, чтобы послужить основой для признания нарушения сроков действующего контракта как существенных условий такого контракта;
  • превышение установленной в результате закупочной процедуры цены контракта без наличия на то объективных обстоятельств либо поставка по указанной цене товара, который не соответствует требованиям государственного заказчика, установленным в документации к проводимой закупочной процедуре.

Каждый из перечисленных случаев нарушения, полного или частичного неисполнения заключенного государственного или муниципального контракта выступает в качестве оснований для внесения сведений об исполнителе такого контракта в РНП.

Правовые последствия для исполнителя

Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.

Не играет роли, идет речь о физическом или юридическом лице – последствия будут едиными для всех недобросовестных исполнителей, которые были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.

К числу основных негативных последствий относятся:

  • запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
  • в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.

Все перечисленные последствия направлены на то, чтобы ограничить возможности таких исполнителей участвовать в государственных процедурах определения поставщика, направленных на удовлетворение нужд различных государственных и муниципальных учреждений.

Процедура внесения сведений

Внесение сведений в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании соответствующей заявки, поданной заказчиком, пострадавшим от действий недобросовестного исполнителя. Такая заявка должна быть подана в уполномоченные государственные органы, которые ответственны за ведение данного реестра.

Общий порядок действий по включению недобросовестного исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков выглядит следующим образом:

  1. Фиксация факта нарушения победителем закупочной процедуры сроков подписания контракта либо нарушений условий контракта, подписанного с таким исполнителем. Нарушения могут быть по срокам выполнения контракта, а также по качеству и виду оказываемых услуг, поставляемых товаров и выполняемых работ. Однако каждый вид такого нарушения должен быть зафиксирован в виде специального экспертного заключения или протокола.
  2. Передача сведений о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в уполномоченный государственный орган, который занимается контролем за выполнением государственных и муниципальных закупок. В настоящее время такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
  3. Передача данных на недобросовестного исполнителя в Федеральную антимонопольную службу для внесения данных в Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. По итогам проведения специальной проверки уполномоченными сотрудниками Федеральной антимонопольной службы происходит установление действительности отраженных в заявлении о включении в РНП исполнителя фактов и последующее включение таких исполнителей в содержание Реестра.

Сведения вносятся в РНП на срок не менее двух лет. Однако если будет установлен факт повторного нарушения действующего законодательства или условий другого заключенного контракта, срок нахождения в РНП может быть продлен.

Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП

Так как включение исполнителя государственного или муниципального контракта в Реестр недобросовестных поставщиков – это мера публичного воздействия на недобросовестных исполнителей для того, чтобы сократить количество совершаемых нарушений в данной сфере, то следует понимать, что за нарушение порядка предоставления сведений о негативных действиях исполнителя или последствиях таких действий заказчик может быть привлечен к различным мерам ответственности.

В соответствии с положениями этой нормы КоАП привлечение к ответственности осуществляется как в отношении должностных лиц, так и в отношении собственно государственного заказчика как юридического лица.

Так, в случае если сведения предоставлены в недостоверном виде, и представляющее их должностное лицо заведомо знало о том, что сведения будут недостоверными, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за один доказанный факт такого нарушения.

Для случаев, когда сведения, направляемые в РНП, носят достоверный характер, но внесены несвоевременно, размер наказания на должностное лицо, выраженного в виде штрафа, составляет двадцать тысяч рублей за один выявленный и доказанный факт нарушения сроков.

Меры ответственности, которые налагаются на юридическое лицо, коим является государственный или муниципальный заказчик, определяются отдельно в зависимости от количества выявленных нарушений.

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных на всех исполнителей по государственным и муниципальным контрактам, которые в каком-то объеме нарушили свои обязательства или требования действующего законодательства.

Включение в данный реестр происходит на основании заявления заказчика, пострадавшего от действий недобросовестного исполнителя, а также на основании специально принятого решения Федеральной антимонопольной службы. Однако если заказчик предоставил сведения недостоверного характера или сделал это невовремя, он сам может получить наказание в виде штрафа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vklucenie-v-reestr.html

Как подтвердить добросовестность и не попасть в РНП по 44-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования. Реестр недобросовестных поставщиков: как защитить свою репутацию? Реестр недобросовестных поставщиков 44 фз кто вносит

Уклонение от подписания контракта – одна из причин включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Существует масса обстоятельств, которые могут сорвать подписание выигранного государственного контракта. Наиболее распространенные из них:

Непредвиденные обстоятельства, которые было трудно или невозможно предусмотреть и избежать:

  • организационные (забыли вовремя подписать контракт, приложить банковскую гарантию, информацию о добросовестности, обоснование цены контракта; отсутствовал работник – ЭЦП);
  • технические неисправности (поломка компьютера, сбой в работе электронной торговой площадки или провайдера интернета);
  • банк не перечислил заказчику деньги в счет обеспечения исполнения контракта.

Обстоятельства, которые при правильном планировании можно было избежать:

  • не получилось оформить банковскую гарантию;
  • из-за ошибки сотрудника компании (например, в оформлении платежного поручения) заказчик не получил обеспечение исполнения контракта;
  • не увеличили размер обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.

Намеренный отказ от подписания контракта:

  • ввиду изменения цен или рыночной конъюнктуры подписание контракта стало нецелесообразным;
  • ввиду отказа заказчика учесть замечания из протокола разногласий.

Любое из указанных обстоятельств может стать билетом в РНП.

Будет ли компания законсервирована в реестре на ближайшие два года во многом зависит от правовой позиции, которую выстроит ваш адвокат, представляющий интересы в ФАС. На заседании комиссии УФАС необходимо предоставить максимум качественных доказательств, свидетельствующих о правомерности ваших действий.

Поскольку обстоятельства каждой закупки уникальны, универсальной рекомендации как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков не существует. Стратегия разрабатывается в каждом конкретном случае. Тем не менее, приведу вам направление, в котором я веду поиск и сбор базовых доказательств:

Доказательства намерения заключить и возможности исполнить контракт

Закон 44-ФЗ допускает включение поставщика в реестр только если установлен его умысел на отказ от подписания контракта и только после детального разбора и оценки его действий в рассматриваемой ситуации.

Следовательно, необходимо собрать доказательства о последовательном выполнении действий, направленных на заключение контракта в строгом соответствии с аукционной документацией.

Такими доказательствами могут служить: оплата обеспечения заявки; готовая банковская гарантия (либо переписка с банком, свидетельствующая о согласовании ее выдачи под конкретную закупку); размещение в системе обоснованного протокола разногласий; прочее.

Возможность исполнения контракта на поставку товара может быть подтверждена: документами о наличии товара на складе; заблаговременно заключенным договором о покупке данного товара победителем (до вынесения протокола об уклонении от подписания контракта); договорами на складские / транспортные / погрузочно-разгрузочные услуги по данному товару; прочее.

Нелишним при подтверждении намерения и возможности исполнить контракт будет наличие опыта выполнения услуг или поставок товара в рамках релевантных госзакупок.

Доказательства наличия объективных причин, препятствовавших своевременному подписанию контракта

Такими причинами могут быть: неисправная работа электронной площадки, на которой проводились торги; нахождение сотрудника-владельца ЭЦП, на стационарном лечении; ошибка банка в осуществлении перевода заказчику денежных средств в счет обеспечения исполнения контракта; неисправная работа электронной почты победителя, на которую должно прийти уведомление от заказчика о подписании контракта; сбой в работе интернета; форс-мажор (пожар, затопление); неправомерные действия третьих лиц (кража флешки с ЭЦП, документации) и прочее.

В практике имеется масса примеров, когда даже арбитражные суды признавали причины уклонения от подписания контракта объективными и уважительными. Например, попадание уведомления заказчика о необходимости подписания контракта в спам электронной почты победителя. Так что, пространство для сбора доказательств об объективных препятствиях подписанию огромно.

Доказательства недобросовестного поведения заказчика

Профессионализм заказчиков – одна из основ контрактной системы в сфере закупок, декларируемых 44-ФЗ. На практике это означает, что работники заказчика, ответственные за составление конкурсной документации и проведение закупки, обязаны досконально знать и безукоризненно применять положения закона о контрактной системе.

В абсолютном большинстве случаев аудит закупочной документации адвокатом по госзакупкам выявляет ошибки, допущенные заказчиком.

Необходимо сконцентрировать внимание комиссии УФАС на нарушениях заказчика, поскольку это будет свидетельствовать о его недобросовестности.

Идеально, если получится установить причинно-следственную связь между нарушениями закона заказчиком и невозможностью подписания контракта победителем.

Среди наиболее распространенных нарушений заказчика:

  • невнесение в проект контракта информации, указанной в заявке победителя (или ее искажение);
  • предложение подписать контракт, несоответствующий положениям закупочной документации (фактически – предложение подписать «внеконкурсный» контракт, по которому не проводились торги);
  • немотивированный отказ учесть замечания (полностью/частично) из протокола разногласий победителя закупки, а также отсутствие отдельного документа с причинами такого отказа;
  • преждевременная публикация протокола об уклонении победителя от подписания контракта (раньше срока, возможного по Закону о контрактной системе).

Подчеркиваю, заказчик – профессиональный участник закупки. Все его нарушения Закона о контрактной системе необходимо трактовать как незаконное противодействие заключению контракта.

Доказательства добросовестного поведения победителя торгов

Не стоит полагаться на волю комиссии УФАС, рассматривающей обращение заказчика о включении вашей компании в РНП.

На заседании комиссии УФАС не стоит уходить в глухую оборону и заниматься только опровержением доводов заявителя о вашей недобросовестности. Наступательная стратегия более эффективна.

Я всегда стараюсь найти доводы и доказательства добросовестности победителя и представить их на оценку комиссии.

Комиссия обязана дать мотивированную оценку позиции победителя закупки, равно как и позиции заказчика.

Если комиссия в решении не приведет мотивировку отклонения ваших доводов о добросовестности (особенно изложенные в письменном виде), это будет свидетельствовать о тенденциозности и необъективности разбирательства, что послужит отличной зацепкой для обжалования решения в Арбитражный суд. Если комиссия примет ваши доводы о добросовестности, это послужит серьезным препятствием для вынесения негативного решения.

Доказательства экономической нецелесообразности включения в РНП и несоразмерности применяемой меры ответственности

Антимонопольный орган обязан соблюдать баланс частных и публичных отношений при применении санкций, в числе которых внесение компаний в реестр недобросовестных поставщиков. Применение этого наказания может повлечь более серьезный ущерб экономике, нежели отказ от его применения.

Экономическая нецелесообразность включения в реестр может доказываться предоставлением количественных показателей последствий лишения возможности участвовать в государственных закупках сроком на 2 года:

  • сведений о размере уплаченных в бюджет налогов за предыдущие 2 года с деятельности по исполнению государственных заказов;
  • сведений о планируемой налоговой нагрузке на предстоящие 2 года;
  • сведений о численности персонала, который непосредственно задействован в работе по закупкам и который лишится работы после снесения компании в реестр;
  • сведений об экономии бюджетных средств заказчиками ввиду заключения контрактов с компанией за предыдущие 2 года (разница между начальными максимальными ценами (НМЦ) проектов контрактов и ценами, по которым были заключены эти контракты);
  • прочие доказательства.

Разумеется, перечень подлежащих предоставлению комиссии УФАС доказательств должен разрабатываться индивидуально в каждой ситуации адвокатом по госзакупкам (специализирующимся на 44-ФЗ), представляющим интересы вашей компании на заседании комиссии УФАС. Доказательства, подтверждающие вашу позицию, должны быть законным образом получены, не противоречить друг другу, надлежащим образом оформлены и приобщены к вашему письменному объяснению.

Источник: https://davletbaev.com/kak-podtverdit-dobrosovestnost-i-ne-popast-v-rnp-za-uklonenie-ot-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz/

Как избежать списка РНП

Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования. Реестр недобросовестных поставщиков: как защитить свою репутацию? Реестр недобросовестных поставщиков 44 фз кто вносит

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это список компаний-участников, уклонившихся от подписания контракта либо нарушивших его условия. Для 44-ФЗ и 223-ФЗ ведутся два разных РНП.

Они находятся в свободном доступе на сайте ЕИС: выберите в левом меню “Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок”, далее пункт “Сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реестра недобросовестных подрядных организаций”.

Также информацию о добросовестности конкретной организации можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов. На странице каждого юр.лица вы найдете отметку о том, числится ли оно в РНП (или числилось в нём ранее).

История 1

Компания А подала заявку на участие в аукционе на поставку лакокрасочных материалов. Однако позже появились более интересные варианты, и следить за тендером перестали.

Тем временем пришел день подведения итогов. Из нескольких поставщиков, подавших заявки, никто не явился в аукционный зал. Тогда комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок, отобрала те, что соответствуют требованиям, и назначила победителем участника, приславшего свою раньше всех – компанию А.

Ей был отправлен проект контракта, однако письмо почему-то попало в “Спам”. Прошло 5 дней, срок подписания был упущен, заказчик отправил сведения о поставщике в РНП и организовал новую закупку.

Комиссия ФАС в течение 10 дней рассмотрела дело Компании А, но не сочла уважительной причину задержки и добавила реквизиты компании, ФИО и ИНН ее руководителя в список неблагонадежных поставщиков сроком на 2 года.

Вывод 1

Отзывайте заявки, если передумали участвовать в тендере. Если запрещено отзывать, пришлите вторую – заказчик обязан отклонить все заявки, если их пришло больше одной.

Если же не отозвали, следите за результатами торгов – иногда победить можно совершенно неожиданно для себя.

Чтобы быть уверенными, проверять лучше не письма от ЭТП, а обеспечение заявки: если вы выиграли, его не разблокируют.

История 2

Компания Б решила поучаствовать в заманчивом тендере на оказание транспортных услуг. Заявку сформировали и отправили, обеспечение представили, но в победу мало кто верил.

В день подведения итогов тендерный специалист компании, который вел эту закупку, ушел на больничный и в торгах не участвовал. Когда же комиссия проверила вторые части, оказалось, что все заявки кроме той, что прислала компания Б, отклонены, поэтому заказчик вынужден заключить с ней договор на ее условиях, как с единственным поставщиком.

Когда тендерный специалист вышел с больничного, он обнаружил письмо с проектом контракта у себя на почте, но до истечения срока оставалось всего два дня. Тогда он связался с заказчиком, извинился и попросил отсрочку.

Даже если у компании нет замечаний по проекту контракта, она может подписать протокол разногласий – это один из способов выиграть время.

Победитель электронного аукциона не может вносить изменения в проект контракта, поэтому по закону он присылает заказчику документ, в котором указывает на недочеты, неточности, опечатки и просит их исправить (в других видах закупок нет четкой формы – изменения вносят по взаимному согласованию сторон).

На доработку и публикацию измененного проекта контракта заказчику дается 3 дня и еще 3 дня победителю на подписание. Закон не регламентирует количество протоколов разногласий, однако отсрочка, которую можно получить таким образом, ограничена: прислать последние уточнения нужно не позднее 13-го дня с даты опубликования итогов закупки.

Компании Б хватило и 6 дней, она успела предоставить обеспечение контракта и подписать его, поэтому не была внесена в список РНП.

Вывод 2

Заказчик тоже не заинтересован в том, чтобы контракт не был подписан, ведь тогда придется заново проводить закупку, а это потеря времени и сил. Поэтому, скорее всего, он еще и сам вам пришлет напоминание. Так что если вы намерены исполнить контракт, но по каким-то причинам не успеваете, стоит наладить контакт с заказчиком – у него есть инструменты, способные продлить сроки.

Даже если вы уже опоздали с протоколом разногласий, попробуйте направить заказчику письмо о том, что вы согласны подписать контракт, но вам нужно время. Он может заново вывесить контракт на ЭТП для подписания, сославшись на различные мелкие ошибки. Если заказчик пойдет навстречу, это избавит вас от более серьезных проблем, связанных с попаданием в “черный список”.

Однако стоит иметь в виду: заказчик обязан передать данные о недобросовестности поставщика в ФАС в течение 3 рабочих дней. Иначе ему грозит административная ответственность.

История 3

Компания В приняла участие в тендере на оказание клининговых услуг и выиграла его. Однако из-за технических проблем у банка не успела вовремя предоставить обеспечение контракта. Заказчик передал дело в ФАС.

Руководитель компании ознакомил комиссию с ситуацией, предоставил свою переписку с банком и доказал, что задержка произошла не по его вине. Компания В успешно подписала и выполнила контракт.

Вывод 3

Если вы намерены подписать контракт, задержка происходит не по вашей вине, а заказчик отказывается сотрудничать – готовьтесь защищать свою репутацию.

Заранее подготовьте возражения на жалобу заказчика, изложите факты, доказывающие, что вы пытались уложиться в сроки, но вам помешали непреодолимые обстоятельства. В качестве доказательств используйте, например, переписку с банками и брокерами, гарантию или платежку о переводе суммы обеспечения контракта.

Если комиссия ФАС решит, что причина неуважительная, в течение 3 дней вас внесут в реестр НП. Далее придется оспаривать это решение уже в арбитражном суде.

История 4

Компания Г подала заявку на участие в тендере на изготовление и монтаж мебели. Желание выиграть эту закупку было велико, и в ходе торгов представитель компании снизил НМЦК в четыре раза, благодаря чему выиграл аукцион.

Компания подписала проект контракта, предоставила его обеспечение, однако вскоре оказалось, что заказчик передал информацию на рассмотрение комиссии ФАС.

Дело в том, что сумма обеспечения осталась стандартной, тогда как в рамках антидемпинговых мер при снижении начальной цены контракта на 25% положено увеличивать ее в полтора раза и предоставлять документы о добросовестности. В итоге Компания Г попала в РНП на 2 года.

Вывод 4

Обеспечение контракта – важный этап исполнения госзаказа, невнимательность к нему часто влечет проблемы. Например, срок или сумма гарантии может быть меньше, чем необходимо, или не учтены антидемпинговые меры, как в случае Компании Г. Чтобы случайно не поставить жирный крест на своей бизнес-репутации, рассчитайте гарантийный лимит заранее и согласуйте проект гарантии с заказчиком.

Если вы попали в черный список, вам запрещено участвовать в госзакупках. Более того, не поможет ни открытие нового юридического лица, ни ИП, так как в РНП попадает не только наименование, адрес и ИНН организации-нарушителя, но и ИНН и ФИО руководителя и всех учредителей.

Также имейте в виду, что РНП перед подписанием контракта проверяют не только государственные заказчики, но даже многие компании, не имеющие отношения к госзакупкам, так как это простой и доступный способ выявить неблагонадежных контрагентов.

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/228-kak-izbezhat-spiska-rnp

Реестр недобросовестных поставщиков: как защититься и сохранить возможность участвовать в закупках

Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования. Реестр недобросовестных поставщиков: как защитить свою репутацию? Реестр недобросовестных поставщиков 44 фз кто вносит
Вот уже год предприниматели – участники государственных закупок — живут в новых реалиях.

В подавляющем большинстве регионов России контролирующие органы начали вести реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в полном объеме, то есть указывать в реестре информацию не только о самом юридическом лице (недобросовестном поставщике), но также и информацию о его бенефициарах и руководителях.

С 2014 года на основании части 1.1.

пункта 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) Заказчик был вправе установить требование об отсутствии в РНП не только информации об участнике закупки, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица. Однако на практике техническая возможность полноценно вести реестр в таком объеме появилась у большинства территориальных органов ФАС только в 2015 году. При этом бизнес, построенный на участии в закупках, как правило, строился на том, что одни и те же бенефициары владели несколькими компаниями, в зависимости от цели или специфики закупки определялась компания, которая примет участие в торгах. Сейчас в случае включения в РНП одной из компаний такой группы, все оставшиеся компании с теми же учредителями или руководителями не будут допущены к поставкам для государственных нужд.

Как это работает на практике

В соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В том числе в РНП вносится следующая информация об учредителях и руководителях компании:

— наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, являющегося учредителем юридического лица участника закупки/поставщика,

— фамилии, имена, отчества учредителей участника закупки/поставщика,

— фамилии, имена, отчества членов коллегиальных исполнительных органов участника закупки/поставщика,

— фамилии, имена, отчества лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки/поставщика.

Пример типичной записи в реестре для компании-поставщика (поставщиком является ООО «ХХХ», в которой есть директор Иванов и единственный учредитель/собственник бизнеса Петров):

Наименование недобросовестного поставщикаООО «ХХХ»ИНН недобросовестного поставщика77_______КПП недобросовестного поставщика77________Наименование/ФИО учредителей, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа:Иванов Александр Иванович, Петров Иван АлександровичИНН (директора ООО «ХХХ» и его учредителя).ИНН Иванова А.И., ИНН Петрова И.А.

Соответственно, при внесении этих данных в реестр ни компания ООО «ХХХ», ни другие компании, в которых Петров и Иванов являются руководителями или учредителями не смогут принимать участие в закупках для государственных нужд. Заказчик при проверке компании-участника вероятно обнаружит данные из реестра и должен будет отстранить такую компанию от участия в закупке или отказаться от заключения контракта с таким участником.

Как минимизировать риски группы компаний на практике

Далеко не всегда включение компании в РНП является законным. Однако на практике оспаривание незаконного решения о включении в РНП занимает порядка 6 месяцев (разбирательство в контролирующем органе и в суде), все это время компания находится в реестре.

Если запись не оспорена, информация о недобросовестном поставщике исключается из реестра автоматически только через 2 года.

Как же сохранить возможность участвовать в торгах в группе компаний, если одна из компаний группы может быть в скором времени включена или уже включена в РНП?

Рекомендации:

— информация при подаче заявок на торги предполагает указание информации о компании, ее директоре и учредителях (включая ИНН) на момент подачи заявки на участие (то есть информацию о текущих, а не предыдущих учредителях/директорах)*. Таким образом, если кто-то из директоров или учредителей в группе компаний оказался в РНП, в других компаниях группы (которые не включены в РНП) можно поменять такого учредителя и/или директора и продолжить участвовать в торгах.

— в случае, если компанией владеют физический лица (что распространено в сфере закупок), заранее оформить владение компаний через юридическое лицо (т.е. компанией-участником закупок, будет владеть юридическое лицо, которым в свою очередь буду владеть физические лица).

При включении в РНП в реестр попадет информация только о компании-недобросовестном поставщике, его руководителе и юридическом лице-учредителе (физические лица-фактические собственники не будут включены в РНП, так как «глубина» реестра на настоящий момент этого не предполагает).

*В письме Минэкономразвития от 12.10.

2015 №Д28и-2941 (не является официальным разъяснением норм права, но есть в правовых базах) в ответ на вопрос о соответствии юридического лица, один из учредителей которого является руководителем (учредителем) юридического лица, внесенного в реестр недобросовестных предпринимателей, требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о нем, была высказана следующая позиция министерства:

По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, юридическое лицо,имеющее одним из своих учредителей лицо, являющееся руководителем или учредителем юридического лица, внесенного в реестр недобросовестных предпринимателей, соответствует требованиям, предусмотренным статьей 31 Закона № 44-ФЗ, в случае если указанный учредитель не внесен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом лица, исключенные из единого государственного реестра юридических лиц, или лица, учредившие общество и на момент осуществления закупки не являющиеся его участниками, не указываются в числе учредителей юридического лица.

Оставить заявку юристу

Оригинал материала

Источник: https://spark.ru/startup/legalspace/blog/16199/reestr-nedobrosovestnih-postavschikov-kak-zaschititsya-i-sohranit-vozmozhnost-uchastvovat-v-zakupkah

Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности | Контур.Закупки

Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования. Реестр недобросовестных поставщиков: как защитить свою репутацию? Реестр недобросовестных поставщиков 44 фз кто вносит

Угодить в РНП зачастую рискуют не только недобросовестные поставщики, но и те, кто допустил формальные нарушения. Чтобы такого не случилось, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Поможет она и тем, перед кем уже маячит неприятная перспектива быть отнесенным к категории ненадежных поставщиков.

Внезапная победа

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. В электронном аукционе собирались принимать участие несколько поставщиков, но в назначенный час никто в аукционном зале не появился. Заказчик оценит вторые части заявок и выберет победителем того, кто подал заявку первым.

    Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:

    • снимайте заявки, как только решили не принимать участия в процедуре;
    • если заявка не снята, следите за судьбой процедуры вплоть до ее завершения;
    • обращайте внимание на блокировку обеспечения на ЭТП — если оно не разблокировано вовремя, возможно, победили именно вы.
  2. Заявка поставщика стала единственной. Торгов не было, однако исполнитель определен — контракт будет заключен с подавшим заявку участником.

Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!

Что будет дальше

Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

  1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
  2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
  3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

Когда срок подписания контракта упущен

Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

Алгоритм такой:

  • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
  • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
    • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
    • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
  • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.

Нарушение при внесении обеспечения

Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

СитуацияЧто делатьКак не допустить в будущем
Банк выдал гарантию, которая не удовлетворяет условиям: короткий срок, недостаточная сумма, в тексте нет необходимых условий и т.д.По выбору поставщика:
  • менять гарантию на другую;
  • вносить обеспечение деньгами
Заранее рассчитать лимит гарантийной суммы (она не может быть меньше размера обеспечения) и согласовать проект гарантии с заказчиком
Не хватает времениОбратиться к заказчику с просьбой «перевесить» контракт или составить протокол разногласийБыть внимательней:
  • следить за процедурами;
  • снимать ненужные заявки;
  • проверять email, в том числе спам
Цена снижена более чем на 25% от НМЦК, но поставщик предоставил стандартное обеспечениеДоговариваться с заказчиком и вносить всю сумму обеспеченияПомнить о том, что при снижении цены более чем на четверть от начальной, поставщик должен (на выбор):
  • внести обеспечение в 1,5 раза больше;
  • предоставить документ, подтверждающий его добросовестность

Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.

Условия контракта не выполнены

Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда.

В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней.

Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Подведем итоги

Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:

  1. Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
  2. Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
  3. Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
  4. Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
  5. Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kak-ne-popast-v-rnp-iz-za-sobstvennoj-nevnimatelnosti/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: