Суд присяжных: самосуд или высшая степень демократии? Суд присяжных как один из элементов судебной реформы

Судебная реформа Александра 2

Суд присяжных: самосуд или высшая степень демократии? Суд присяжных как один из элементов судебной реформы

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, – эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году.

Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России.

В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова.

Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора.

Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей.

Если раньше судья  мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

https://www.youtube.com/watch?v=YWjShSDm7Fw\u0026list=PLSgy-gJ-dkS_ZYOawokdscY_Uvps8-_oD

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/sudebnaja-reforma-aleksandra-2-1864.html

Суд присяжных в РФ: досье

Суд присяжных: самосуд или высшая степень демократии? Суд присяжных как один из элементов судебной реформы

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил расширить роль института присяжных при возможном сокращении их числа в суде до 5-7 человек.

Суд присяжных – это форма уголовного судопроизводства, при которой коллегия присяжных (граждане без юридического образования, отобранные по случайной методике) решает вопросы факта преступления (было ли оно совершено), виновности подсудимого и возможности снисхождения для него. На основе принятого ими вердикта судьи определяют степень вины подсудимого и назначают наказание. С помощью суда присяжных рассматриваются уголовные дела по обвинениям в тяжких преступлениях в первой инстанции.

История

В Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862-1864 годов и просуществовал как форма судопроизводства более 50 лет.

Он был упразднен 24 ноября 1917 года с принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета номер 1 “О суде”.

Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.

Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 1990-х годов.  24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление “О концепции судебной реформы в РСФСР”, в котором, в частности, одобрил “признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом”.

Институт присяжных вводился в России поэтапно. 16 июля 1993 года было принято постановление, вносящее изменения в закон “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный (УПК) и Уголовный кодексы РСФСР, а также в Кодекс об административных правонарушениях.

Этим документом были введены суды с участием коллегии присяжных заседателей.

С 1 ноября 1993 года такие суды “в порядке эксперимента” начали действовать в Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае, с 1 января 1994 года – в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.

18 декабря 2001 года был принят федеральный закон о введении в действие нового УПК РФ. Документ предусматривал создание судов присяжных с 1 января 2003 года в большинстве субъектов Федерации, за исключением 20-ти регионов, в которых положения закона вводились в действие в другие сроки.

В частности, в Чеченской Республике подобная форма судопроизводства должна была начать действовать с 1 января 2007 года Однако 27 декабря 2006 года в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми суд присяжных ввели в Чечне с 1 января 2010 года С этого времени институт присяжных начал действовать на всей территории России.

Суды присяжных в России

В современной России право граждан “в отправлении правосудия” закреплено частью 5 статьи 32 Конституции РФ.

Свою деятельность суды присяжных осуществляют на основе Уголовно-процессуального кодекса и федерального закона “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации” от 20 августа 2004 года.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных проводятся в Верховном суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных, окружных судах, судах городов федерального значения, окружных (флотских) военных судах.

Состав суда присяжных

Суд присяжных состоит из коллегии в составе 12-ти заседателей и одного профессионального судьи. Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не был судим, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Кандидатом в присяжные не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др.

Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

https://www.youtube.com/watch?v=gazgJw7Khf8\u0026list=PLSgy-gJ-dkS_ZYOawokdscY_Uvps8-_oD

Коллегиями присяжных рассматриваются дела о совершении тяжких преступлений.

Однако в течение 2008-2013 годов из под их компетенции были исключены такие статьи, как терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, шпионаж, организация преступного сообщества, убийства, производство и сбыт наркотиков в крупном размере, изнасилование и сексуальные преступления против детей, покушение на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов и др.

Порядок вынесения решения

В ходе процесса задача присяжных сводится к тому, чтобы ответить на три вопроса: доказан ли факт преступления, доказано ли, что его совершил подсудимый, и виновен ли он в совершенном преступлении. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Присяжные “должны стремиться к принятию единодушных решений”, но если этого не удалось достичь в течение трех часов, то вердикт принимается анием. Обвинительный вердикт считается принятым, если большинство присяжных проали за каждый из трех ключевых вопросов.

Оправдательным считается вердикт, если не менее шести заседателей дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех вопросов. Если при вынесении решения голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ по каждому вопросу.

Оправдательный вердикт обязателен для председательствующего судьи, в этом случае суд оправдывает подсудимого. Обвинительный же вердикт присяжных не является обязательным для исполнения судом.

Если судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, то принимается постановление о роспуске коллегии присяжных и уголовное дело направляется на новое рассмотрение другим составом суда.

Это решение не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Статистика рассмотрения дел

По данным судебного департамента Верховного суда РФ, в 2014 году присяжными было окончательно рассмотрено 348 уголовных дел, приговоры вынесены по 308.

На конец 2014 года в судах находилось 492 дела с участием присяжных, что на 41% меньше, чем в 2013 года (833 дела). При этом доля решений присяжных в общем объеме уголовных дел также снизилась: в 2014 года – 11,4%, в 2013-м – 15%. Процент оправданий присяжными колебался от 13,6% в 2014 года до 20,79% в 2008 года.

Источник: https://tass.ru/proisshestviya/2495284

Суд присяжных как атрибут демократии. Суд присяжных: самосуд или высшая степень демократии? Суд присяжных как один из элементов судебной реформы

Суд присяжных: самосуд или высшая степень демократии? Суд присяжных как один из элементов судебной реформы

Великий юрист Кони с уважением называл суд присяжных “судом улицы”. Это, пожалуй, самый древний, после “суда божьего”, институт уголовного законода­тельства. В дальнейшем судьба людей стала в основном вверяться в руки профессиональных судей.

Однако и по сей день суд с участием присяжных заседателей остается одним из атрибутов демократии. Шутливый афоризм Роберта Фроста “Суд присяжных состоит из двенадцати человек, которые должны решить, чей адвокат лучше “, подчеркивает решающую роль фактора состязательности. Каждая сторона процесса должна убедить в своей правоте дюжину обычных людей, далеких от юриспруденции.

Континентальная модель

Споры о том, какая модель народного суда более справедливая, идут давно. Можно сказать, что национальное законодательство каждой страны предполагает особенности механизма его реализации.

В мировой юридической практике действуют две основные модели: европей­ская (континентальная) и англо-американская (классическая).

В англо-американской коллегия присяжных выносит вердикт о виновности или невиновности подсудимого самостоятельно, в отсутствие судьи. После оглаше­ния вердикт получает законную силу и обязателен для судьи.

То есть присяжные решают только во­прос виновности подсудимого, а меру наказания в рамках закона определяет судья.

https://www.youtube.com/watch?v=eTzEyrGgajQ

Континентальная модель предусматривает участие народных заседателей, которые исследуют все материалы дела и совместно с судьями решают вопросы виновности подсудимого, а также определяют меру наказания.

В Казахстане выбрана континентальная модель. В отечественной судебной системе при определении вины подсудимого присяжные заседатели и судья голосуют тайно. В случае если коллегия решает, что преступление было совершено, председательствующий судья разъясняет присяжным нормы закона – какое наказание предусмотрено по Уголовному кодексу и его границы.

А вот назначение меры наказания проводится методом открытого ания, простым большинством .

Кстати, в Казахстане только сам подозреваемый может выбрать суд с участием присяжных.

Статус присяжных определяется Законом РК “О присяжных заседателях”.

Согласно статье 10, в присяжные заседатели не включаются лица: не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет, имеющие непогашенную либо неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Закрыта туда дорога для судей, прокуроров, следователей, адвокатов, госслужащих и военнослужащих, а также работников правоохранительных органов.

Наконец, в присяжные не попадут состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Какие-либо ограничения по мотивам происхождения, социального, пола, расы, национальности, языка, религии не допускаются.

Кроме того, из списков кандидатов исключаются по их письменному заявлению, в частности, лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по данному уголовному делу, лица старше 65 лет и священнослужители.

В списках значатся

Процедуры отбора присяжных направлены на то, чтобы были максимально представлены все слои населения, в случайном порядке.

Местные исполнительные органы ежегодно к 1 декабря года составляют первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в алфавитном порядке.

Для того чтобы составить список присяжных, проводится подготовительная работа. Председатель облсуда к концу года направляет письмо местным исполнительным органам с указанием количества присяжных заседателей, которые требуются.

Далее из числа кандидатов случайным методом отбора определяют нужное количество человек. Кроме первичного, есть также запасной список присяжных заседателей, который составляется из избирателей областного центра.

В этом списке 25 процентов от общего числа присяжных.

Местный исполнительный орган обязан в течение месяца уведомить вошедших в основной список присяжных заседателей.

В день главного судебного разбирательства судья формирует состав коллегии присяжных из числа тех кандидатов, кто явился в суд. Перед этим судья обязан разъяснить кандидатам требования к присяжным.

В результате сложных процедур выбирают 10 основных присяжных заседателей и двух запасных.

Кстати, ВС РК вынес постановление, согласно которому присяжным не может быть и тот, кто был приговорен к административному аресту решением суда.

Присяжные заседатели получают зарплату – 50 процентов от зарплаты судьи с учетом проведенного в суде времени

Важно отметить, что во исполнение Плана нации “100 шагов” законодательно расширена категория уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.

Это похищение людей, совершенных преступной группой, либо с целью эксплуатации похищенного, либо повлекших по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 125 УК);

Торговля людьми, совершенная преступной группой, либо повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего, либо иные тяжкие последствия (часть 4 статьи 128 УК);

А также вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность преступной группы (часть 5 статьи 132 УК);

Кроме того, торговля несовершеннолетними, совершенная преступной группой, либо повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия (часть 4 статьи 135 УК).

С участием заинтересованных госорганов судами республики регулярно проводятся различные мероприятия – круглые столы, конференции и региональные семинары.

Что же касается практики, то в 2016 году на 11,9 процента увеличилось количество уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей (с 42 до 47).

А за восемь месяцев 2017 года, по данным ВС РК, суды присяжных рассмотрели 34 уголовных дела. Причем из 48 подсудимых оправданы 6, или 12,5 процентов.

Уровень демократии в государстве определяется степенью уча­стия народа в отправлении правосудия. И в случае рассмотрения тяжких и резонансных преступлений голос присяжных заседателей имеет право быть решающим.

Бек Аргынов

С.Э. ЛИБАНОВА,доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Курганского государственного университетаИнститут присяжных заседателей – специфический институт народовластия, не обладающий организационной самостоятельностью, одновременно являющийся общественным контрольно-надзорным элементом судебной системы, в развитии которого заинтересовано как гражданское общество, так и государство.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт

УДК 342:347.471

Страницы в журнале: 34-37

С.Э. ЛИБАНОВА,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Курганского государственного университета

Институт присяжных заседателей – специфический институт народовластия, не обладающий организационной самостоятельностью, одновременно являющийся общественным контрольно-надзорным элементом судебной системы, в развитии которого заинтересовано как гражданское общество, так и государство.

Ключевые слова: присяжные заседатели, институт прямого народовластия, общественные контрольно-надзорные функции.

Сconstitutionals institution straight democracy – jury trial

Institution of jury trial is a specific institution of democracy, it has not organization independence, it is a public organ of control and supervision of judicial system, in its development has interesting as civil society, also state to become a legal.

Keywords: jurymen, institute of direct democracy, public control-supervising functions.

В плане научного анализа реализации функций общественного надзора над обеспечением конституционных прав и свобод человека особый интерес представляет контрольно-надзорный квазиинститут гражданского общества – единственный институт, уполномоченный государством реализовывать функцию общественного контроля над отправлением правосудия в уголовном судопроизводстве, – суд присяжных заседателей (суд присяжных).

С момента принятия Судебных уставов 1864 года, вводивших на территории России суды присяжных заседателей, споры о данном правовом институте не утихают. Высказываются мнения о том, что он не нужен России, предлагается его реформировать, что обусловливает особую актуальность научного изучения, а главное – определение его правового статуса.

Суд присяжных занял достойное место в русской общественной жизни и обеспечил рост интереса народа к суду и правосудию. Именно с появлением в России суда присяжных актуальное значение приобрела проблема социальной справедливости, суд перестал быть отделенным от народа чиновничье-бюрократическим учреждением.

Вместе с другими судебными установлениями того времени он был ликвидирован после Октябрьской революции 1917 года и отсутствовал в России 76 лет. Его возрождение произошло на основании Закона РФ от 16.07.

1993 № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судопроизводстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Упразднение судов присяжных заседателей противоречит конституционному принципу народовластия и значительно ограничивает функцию реализации демокурии (народонадзора; от лат. kurij – надзор и democ – народ) институтов гражданского общества над обеспечением системой публичной власти конституционных прав и свобод человека.

В демокурии, и даже демоконтроле, особенно нуждается именно судебная власть, уполномоченная конституционно народом России не только охранять и защищать конституционные права человека, но и восстанавливать их, в том числе в публичных спорах с органами исполнительной власти, проявляя независимость от них, несмотря на бюджетное финансирование и централизованное назначение судей.

Создание для общества реальной возможности осуществлять надзор над органами государственной власти есть определяющий принцип в системе реализации демократических механизмов в стране.

Все чаще появляются научные публикации о необходимости общественного контроля над деятельностью власти, констатируется отсутствие законодательства и дефицит научных публикаций о значимости, роли, сущности и содержании общественного контроля.

Следует отметить, что нет законодательной базы, опираясь на которую можно определить хотя бы контуры системы органов общественного контроля и их полномочия.

Научно обоснованная квалификация функций института присяжных заседателей позволит определить его правовой статус. Обратимся к трудам М.А. Шафира, исследовавшего понятие контроля.

По его мнению, орган, осуществляющий надзор, не может сам ни отменить незаконный акт, ни наказать преступника, ни тем более давать оперативные указания по устранению обнаруженных нарушений.

Контроль заключается в прямом вмешательстве контролирующих в деятельность контролируемых, в том числе посредством принятия обязательного для подконтрольного органа акта.

Полагаем, что в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека полномочиями по надзору над их соблюдением обладают в той или иной мере все органы государства и даже некоторые институты гражданского общества, а контрольные функции чаще всего осуществляют только специализированные государственные органы.

В основу такого разделения положен результат реализации полномочий: для контрольных – окончательность и обязательность указаний, обеспеченная силой государства; для надзорных – предварительность и рекомендательность, требующая для реализации наличия властных полномочий.

Следовательно, общественного контроля над обеспечением конституционных прав и свобод, исходя из результата, не существует, так как у институтов гражданского общества отсутствуют властные полномочия, а власти, основанной на знании права, уже не достаточно для восстановления нарушенного права.

Среди негосударственных субъектов системы обеспечения конституционных прав и свобод нет ни одного, наделенного государством контрольно-надзорными функциями и властными полномочиями в предлагаемом понимании «контроля и надзора за обеспечением конституционных прав и свобод», обладающего правом дачи обязательных указаний для проведения проверки и отстранения от должности чиновника, нарушающего конституционные права и свободы. Весь контроль над обеспечением конституционных прав сконцентрирован у государственных чиновников, фактически лишенных надзора со стороны общества. Исключение составляет исследуемый квазиинститут гражданского общества – суд присяжных.

В связи с тем что суд присяжных заседателей не имеет внутренней организационной самостоятельности и финансовой независимости, как, например, адвокатура, признанная институтом гражданского общества, его нельзя причислить к категории институтов гражданского общества в классическом виде. Но следует отметить, что присяжные заседатели обладают процессуальной независимостью и не являются государственными служащими, а сам суд присяжных заседателей – органом государственной власти.

Данную специфическую структуру можно определить как важнейший демократический институт народовластия, осуществляющий контрольно-надзорные функции над отправлением правосудия в Российской Федерации в настоящее время только по уголовным делам.

Это гарантия, которую государство предоставило гражданскому обществу при вынесении приговоров по преступлениям, предусматривающим наиболее строгое наказание, в наибольшей степени ограничивающее права и свободы человека.

Признавая суд присяжных специфическим квазиинститутом гражданского общества, следует подчеркнуть его прямую связь с демократией и расширением правового статуса гражданина, наделенного полномочиями по отправлению правосудия, осуществляющего власть (в данном случае судебную) не через избираемые им органы, а напрямую, что считается высшим проявлением демократии.

Источник: https://sibruc.ru/marketing-and-advertising/sud-prisyazhnyh-kak-atribut-demokratii-sud-prisyazhnyh-samosud-ili-vysshaya-stepen/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: