Тема родины в русской литературе. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

Содержание
  1. Тема родины в живописи. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства
  2. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов
  3. 1.Нетрадиционные формы урока, понятие и функции
  4. 1.1.Нетрадиционные формы урока литературы, основные особенности
  5. Тема родины в русской литературе. Образ родины в изобразительном искусстве
  6. Тема Родины в русской поэзии
  7. 1. «Родина» М.Ю. Лермонтова
  8. 2. «Россия» А.А. Блока
  9. 3. «Русь советская» С.А. Есенина
  10. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства. Образ родины в изобразительном искусстве
  11. Образ Родины в русской поэзии
  12. Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова
  13. Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева
  14. Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина
  15. Портал образования |

Тема родины в живописи. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

Тема родины в русской литературе. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

Актуальность:В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов

Новизна: Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства.

Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире.

Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

1.Нетрадиционные формы урока, понятие и функции

Современные школьники с каждым годом всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь.

Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу.

Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке, проявить свою активность, способности, интересы. Пробудить интерес учащихся к урокам литературы помогут нетрадиционные формы уроков.

Нетрадиционные формы урока — это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные формы урока — это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока — это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Что же дают нетрадиционные формы урока?

Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Нетрадиционные формы урока

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт, Спектакль, Путешествие, Турнир, Конференция,

урок и др.

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

Интервью, Суд, Дискуссия, Исторический портрет,

Проблемный урок и др.

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц.

Контрольный урок

КВН, Аукцион, Викторина, Конкурс знатоков,

Олимпиада и др.

Игровые способы проверки знаний и умений.

О.В.Трофимова дает следующее определение:

Нетрадиционная форма урока — это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект — субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, базирующихся на активных методах обучения.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

1.1.Нетрадиционные формы урока литературы, основные особенности

Урок литературы — это начало какого-то литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество:

Источник: https://evrodent15.ru/tema-rodiny-v-zhivopisi-geroicheskoe-proshloe-nashei-rodiny-v-proizvedeniyah.html

Тема родины в русской литературе. Образ родины в изобразительном искусстве

Тема родины в русской литературе. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

Актуальность:В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Тема Родины в русской поэзии

Тема родины в русской литературе. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

Продолжаем говорить о лирике. Важно разделять такие мотивы, как гражданская лирика и тема Родины. Гражданская лирика в большей степени связана с политическими и социальными взглядами поэта (устройство общества, тема власти и т.д.).

Тема Родины может включать эти моменты, но все-таки в таких стихотворениях речь идет, в первую очередь, о стране в целом и о чувстве патриотизма (здесь больше описаний природы и т.п.). Рассмотрим три стихотворения, которые можно отнести к теме Родины.

1. «Родина» М.Ю. Лермонтова

Б.М.

Кустодиев «Праздник в деревне»

Хрестоматийное стихотворение Лермонтова, начинающееся словами, давно ушедшими в народ: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем же заключается «странность» это любви? В том, что всегда будет присутствовать в сердце каждого гражданина: с одной стороны, мы видим недостатки, разруху, кровавые войны, с другой – мы все равно любим Россию, любим ее природу, масштабы, народные и национальные праздники, простых жителей:

И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков.

В сердце поэта эти незамысловатые картины перевешивают «славу, купленную кровью», и «темную старину» нашей страны.

Лирический герой Лермонтова признается в любви к Родине – в любви, которую он сам не может объяснить разумом («Но я люблю — за что, не знаю сам»), потому что любовь к Родине находится не в голове, а в душе, которая может простить любые недостатки.

2. «Россия» А.А. Блока

Н.К. Рерих «Пречистый Град — врагам озлобление»

У Александра Блока есть много стихотворений на тему Родины.

Чаще всего он вспоминает историческое прошлое нашей страны («На поле Куликовом»), обращается к фольклору («Русь») – всё это делается для того, чтобы понять текущую ситуацию в России в годы революций (Русская революция 1905 года и Октябрьская революция 1917 года), находя прецеденты в прошлом.

К чему всё это приведет? Какая миссия у нашей страны? Эти вопросы волновали поэта, и он пытался найти на них ответы в образах и символах (мы помним, что творчество Блока относится к литературному направлению «символизм»). Стихотворение «Россия» написано в 1908 году:

Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые,-Как слезы первые любви!

Здесь мы опять видим двойственное отношение к стране: с одной стороны, эпитет «нищая» и посеревшие от старости избы; с другой – лирический герой Блока говорит о своей любви, сравнивая Россию с девушкой, возлюбленной.

Блок обожествлял Женственность, а так как мы всегда говорим «Россия-матушка», «Родина-мать», то страна в глазах поэта приобретает божественные черты (в стихотворении «Русь» Блок пишет: «Твоей одежды не коснусь»).

В стихотворении «На поле Куликовом» Родина уже не просто девушка, к которой лирический герой испытывает первую любовь: «О, Русь моя! Жена моя!» – восклицает он.

Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу…Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу!

Несмотря на «чародеев», которые могут похитить прекрасную девушку-Россию (все те революции, войны, разные формы власти и т.п.), Блок верит в светлое будущее нашей страны и настроен оптимистично: «И невозможное возможно».

3. «Русь советская» С.А. Есенина

К.Ф. Юон «Возвращение с работы»

Это одно из поздних стихотворений Есенина, оно было написано в 1924 году. Название уже говорит нам о свершившихся переменах: теперь настала пора писать о советской Руси. И что же это за страна такая? Насколько сильно она изменилась за годы революций и гражданской войны? Оказывается, изменилась очень сильно:

Язык сограждан стал мне как чужой,В своей стране я словно иностранец.

Теперь крестьяне в родном селе Есенина по воскресеньям собираются не в церкви, а у волости, «поют агитки Бедного Демьяна» и «рассказывают важно о Буденном». Лирический герой понимает, что отстал от времени, возможно, постарел, ведь ему на смену пришел совершенно новый, уже не русский, а советский народ:

«Уже ты стал немного отцветать,Другие юноши поют другие песни.Они, пожалуй, будут интересней -Уж не село, а вся земля им мать«.

Итак, для нового поколения Родина – это не только Россия, но и СССР, да и вообще весь мир! Лирическому герою Есенина сложно это понять и принять: для него по-прежнему самыми любимыми остаются отчий дом, мельница и тополя.

В данном стихотворении кроме темы Родины поднимается тема поэта и поэзии: Есенин чувствует свою ненужность как поэта в этом изменившемся мире.

Но даже несмотря на это его лирический герой заявляет, что всё равно будет любить Родину, какой бы она ни была и как бы к нему ни относилась:

Но и тогда,Когда во всей планетеПройдет вражда племен,Исчезнет ложь и грусть,-Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким «Русь».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/litra/tema-rodiny-v-russkoi-poezii-5b0083823c50f7c8880ecd59

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства. Образ родины в изобразительном искусстве

Тема родины в русской литературе. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

Актуальность:В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Образ Родины в русской поэзии

Тема родины в русской литературе. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов.

Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные.

Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блока
  • В. А. Маяковского
  • С. Е. Есенина.

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях.

Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели.

В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа.

При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова.

А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении.

В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.

Замечание 1

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Замечание 2

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина

Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор.

Замечание 3

В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной.

А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны.

Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара.

Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.

Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины.

Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине. В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь.

Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно. Все тяготы и лишения, выпавшие на долю страны в то время, поэт перенес вместе со своей Родиной.

Говоря об образе Родины в русской поэзии, невозможно не сказать о творчестве С. Е. Есенина. Любовь к Родине была той великой силой, которая вдохновляла поэта на новые произведения.

В революционные годы Есенин поддерживал перемены, однако воспринимал происходящее со свойственным ему крестьянским уклоном. Он сожалеет о Руси, время которой закончилось, но принимает новую Русь.

Но какие бы перемены не происходили в России, родная природа оставалась неизменно прекрасной. В стихотворениях Есенина живет и дышит каждая травинка, каждый листок.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/obraz_rodiny_v_russkoy_poezii/

Портал образования |

Тема родины в русской литературе. «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства

Авторы: Альменева Рената Сарваровна, Крыжановская Кристина Александровна
Должность: учитель музыки, учитель ИЗО
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Курганская область, Альменевский район, село Иванково
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»
30.10.2019
Раздел: среднее образование

Интегрированный урок / изо – музыка /

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и

изобразительного искусства»

Ведущий метод: урок изучения нового материала с элементами интеграции; на нем

используются

объяснительно-иллюстративный

метод

в

рамках

деятельностного

подхода к обучению.

1. Предметные цели

— познакомить детей с произведениями искусств:

Зрительный ряд: В.Суриков: «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», К

Брюллов «Последний день Помпеи», В.М. Васнецова« Богатыри», П.Д. Корин «

Александр Невский»,плакаты ВОВ.

Музыкальный ряд: А.П. Бород « Богатырская симфония»; С.С. Прокофьев

«Вставайте, люди русские…» Песни ВОВ.

— познакомить детей с понятием триптих, кантата, коллаж.

— обобщить приобретенные знания в курсе ИЗО: о историческом и сказочно-

былинном жанрах.

— обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности;

2.

Цели, отражающие развитие УУД

— создать условия для формирования умения использовать различные

приемы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки

3.

Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели

— создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства;

— способствовать формированию творческого мышления;

— активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально-

культурная адаптация школьников);

— способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции;

формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях

на основе комплексного изучения музыки и ИЗО;

Зрительный ряд: репродукции картин В.М. Васнецова« Богатыри»

П.Д. Корин « Александр Невский», плакаты ВОВ.

Музыкальный ряд: А.П. Бородин « Богатырская симфония»;

С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские…» Песни ВОВ.

« Звать через прошлое к настоящему».

М.П.Мусоргский

Учитель ИЗО: Ребята у нас сегодня необычный урок в гостях изобразительное

искусство и музыка. Тема нашего урока «Героическое прошлое нашей Родины в

произведениях музыки и изобразительного искусства».

— Ребята, как вы понимаете слова русского композитора М.П.Мусоргского «Звать

через прошлое к настоящему»?

-Действительно, ничто не показывает нам так наглядно неразрывную связь времен,

как искусство.

— К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников,

в которых отражены страницы истории? /исторический жанр/

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он

объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические

события, герои прошлого.

Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(ответы детей : В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через

Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)

Скажите исторический жанр это только произведения в которых отражены

исторический события прошлого ? (ответы детей)

Не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть

какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

Учитель музыки:

О разных исторических событиях, разных эпох создано множество произведений

литературного, изобразительного, музыкального искусства.

Предлагаю послушать фрагмент из музыкального произведения русского

композитора. Я специально не произношу названия произведения и имя русского

композитора в надежде на то, что вы сможете самостоятельно определить его

образное содержание т.е:

— О каком времени (эпохе) идет речь?

— О чем говорит музыка?

Слушание 2-й симфонии А.Б.Бородина(звучит фрагмент до светлого эпизода)

Вопросы к слушанию:

-Это портрет или пейзаж?

-Это портрет мужчины или женщины?

— Мужчина один или их несколько?

-Каков их возраст?

-Какого они роста?

-Это современные герои или герои Древней Руси?

-Это люди мирного времени или военного?

-Во что они одеты ?

-Кто это?

-Какими чертами характера обладают герои?

-Какие душевные качества раскрывает музыка?

Образ могучих защитников создал А.П.Бородин во 2-й симфонии. В далекие

времена начали воспевать подвиги русских богатырей.

-Вспомните, в каких жанрах русской народной песни воспевали подвиги

богатырей?

-Какие вы помните былины о русских богатырях7

-Каких богатырей вы знаете?

-Какую картину русского художника можно представить?

Учитель ИЗО: Сегодня у нас представлена картина В.М.Васнецова «Богатыри». В

живописи В.М.Васнецова это самое главное призведение. Это образ единства

русского народа . Ей предшествовали многочисленные эскизы и этюды. Замысел

получил окончательное воплощение через 25 лет. Богатырская застава Васнецова

словно передает мечты русских людей о воинах-защитниках, наделенных яркими

национальными чертами характера. Рассказывая нам о героическом прошлом нашей

Родины. (слайд) В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем

чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный

телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у

него палица, в другой копье, — исполнен «благости, великодушия и добродушия».

Один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий

народный идеал героя-воина, народного заступника. По ряду версий, у героя был

реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г. Илья Муромец

учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в

Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

(слайд) Богатырь слева — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами

представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни,

его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может

выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и

дипломатического такта. Второй по популярности после Ильи Муромца богатырь

Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.

Добрыня Никитич может быть отождествляем и с рязанским богатырём Добрыней по

прозвищу «Золотой пояс«.

(слайд) Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович.

Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой

выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены

гусли. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость,

указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и

находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.Считается, что историческим

прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша)

Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин). В

числе остальных семидесяти (!) богатырей Александр Попович погиб в битве на реке

Калке 31 мая 1223 г., первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи.

К какому жанру изобразительного искусства относится это произведение исскуства?

(Ответы детей- к сказочно-былинному)

— А как называют все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи).

Давайте посмотрим, какие были снаряжения у богатыря и во что же он одевался?

(презентация)

— Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился свой образ русского

богатыря, война-защитника.

Нарисуйте образ богатыря, таким каким вы его себе представляете.

Подведение итогов: Выставка работ учащихся на доске.

Физкультминутка:

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Учитель музыки: Садитесь. Продолжаем урок. Мы не случайно в своем

восприятии объединяем эти произведения искусства. Обе картины связаны общей

идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

Если мы прослушаем 2-ю симфонию Бородина далее,то сможем отметить еще одну

черту русского национального характера.

-Слушание светлой части фрагмента 2-й симфонии.

Вопросы к слушанию:

-Изменился ли характер музыки?

-Какие измениения вы услышали?

-Это портрет или пейзаж?

-Какую картину представили?

-Какими душевными качествами пронизана музыка?

-Какими еще душевными качествами обладают богатыри, кроме мужества, силы,

отваги…

-Обладают ли этими же качествами герои нашего времени?

Учитель ИЗО: Следующее произведение в нашей галерее – картина работы

могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». «В годы

Великой Отечественной войны Корин создает живописный триптих — исполненное

веры в грядущую победу. В центральной части этой полотна изображен

новгородский князь.

— Каким предстает перед нами А. Невский?

Опишите лицо , позу А.Н.

Ответы детейЛицо А.Н. сурово, он смотрит вдаль. Величественная фигура занимает

всю картину, фигура возвышается над окрестными далями.

— Какова цветовая гамма изображения?

Цветовая гамма – это холодные цвета в основном серые – создается тревожность

композиции.

Какие приемы использует художник, чтобы показать мощь князя?

Невский стоит лицо к зрителю, положив руки на рукоять меча.

Металлические доспехи делают фигуру грозной, гневный взгляд устремлен вдаль,

словно видит он чужую рать.

Художник использует прием рисования фигуры снизу вверх, таким образом

,показывает нам что князь очень сильный. Его суровый взгляд и открытое лицо

выражают уверенность в силе русского войска.

Посмотрите на собра+9ную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя!

Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на

родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от

меча и погибнет». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников

Родины.

— Какие черты характера и поступки присущи русского воину?

/Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим/

— Как вы считаете это нравственные поступки?

Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и в

под-тверждение этому события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной

войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений.

Учитель музыки: Когда над миром нависли черные тучи фашизма нужен был

фильм,который вдохнавлял бы наш народ на борьбу ,поднимал на подвиг.

Нужен был исторический пример. Так родился замысел фильма «А.Н.» режисера

С.Эзенштейна. Это было в предвоенные годы. Режисер обратился с просьбой к

классику русской мызыки С.С.Прокофьеву написать музыку к фильму. В 1938г.

Фильм вышел на экраны, а 1939г. композитор объединил всю музыку к фильму в

одно большое музыкальное произведение –кантату для солистов, хора, оркестра.(в

ней 8 частей)

Учитель ИЗО:

В годы Великой Отечественной войны у художников с особой силой проявилось

патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они

должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатники

оперативно откликнулись на события первых дней войны.

Боевые плакаты шли вместе с Армией в наступление, появлялись в освобожденных

землях. Советский плакат эпохи Великой Отечественной войны, бесспорно,

способствовал как подъёму боевого духа наших воинов, их сознательности, так и

бодрости духа. Плакат, как и вся графика военных лет, принципиален, высоко

патриотичен, и его успех был необычаен.

Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Все военные годы плакат был на

передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался

большой популярностью. Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города,

села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской

Армии входил в освобождённые города.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными

произведениями, но и подлинно историческими документами.

Учитель музыки:

— Какие качества человеческой души воспитывают все произведения музыканты и

живописца, с которыми вы познакомились сегодня на уроке?

/Любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, мужество/.

И мы бы хотели, чтобы вы, ребята, росли достойными защитниками своей Родины.

Давайте закончим наш урок песней о России.

(Исполнение песни «О России» Я.Дубравина)

Учитель ИЗО: Сегодня мы совершили небольшое путешествие во времени и

увидели, как музыка, изобразительное искусство, кино разными средствами

выразительности изображают героическое прошлое нашей Родины,

героические образы своего народа.

Рефлексия:

Я предлагаю подьитожить над урок, для этого обратите внимание на доске:

изображён круг от солнца, а у Вас имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, Вы

должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если

ничего полезного для себя из него не извлекли.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок. До свидания.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=12181

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: