Территория расселения половцев. Половцы кто они

Половцы: кто это такие и как к этому народу относились на Руси

Территория расселения половцев. Половцы кто они

Половцы – кочевой тюркоязычный народ, который с XI века обитал в южнорусских степях. Половцы – русское обозначение этого народа, самоназвание – кипчаки. В Европе и Византии их знали под именем куманы.

Отношения половцев с Русью были тесными и неоднозначными. Русские земли страдали от половецких набегов, и в то же время князья вступали в союзы со степняками, заключали с ними династические браки, привлекали их к своим междоусобицам.

Половцы не имели собственной письменности, о них сохранились лишь отдельные археологические свидетельства и отрывочные записи в иностранных источниках. В XIII веке земли половцев захватили монголы, и в дальнейшем куманы исчезли как самостоятельный этнос.

Как жили половцы

Половцы – не единый народ, а некий конгломерат племен, сходятся во мнении современные историки. Их имена и немногие известные нам слова из половецкого языка указывают на то, что племена эти были тюркоязычными.

Половцы были кочевниками: пасли крупный рогатый скот, овец и даже верблюдов, но главным своим богатством считали лошадей, рассказывает на сайте Arzamas научный сотрудник Института славяноведения РАН Никита Гусев.

Сначала половцы кочевали таборами: жили на одном месте, пока там не заканчивался корм для скота, а затем двигались дальше.

С ростом населения они перешли к сезонному кочеванию – стали использовать зимние и летние пастбища.

Половцы не имели единого правителя и государства. Они делились на кланы, и во главе каждого стоял свой правитель.

Половецкие кочевья простирались от Днепра до Волги, на севере граничили с русскими княжествами, а на юге шли по берегу Азовского моря. В русских источниках эти места называли «поле Половецкое». Отсюда кочевники совершали набеги на русские земли.

«Поле Половецкое». Карта: Wikipedia / Любослов Езыкин

Письменности у половцев не было, от них остались лишь каменные изваяния предков – так называемые «половецкие бабы». Идолов ставили на вершинах курганов, в специальных святилищах.

Половецкие каменные изваяния – бабы

Женщины у половцев пользовались значительной свободой, отмечает Никита Гусев: найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов – символами власти, дошла до нас и статуя женщины-воина в доспехах, с саблей, кинжалом и колчаном для стрел.

Война, свадьбы и дикие уи. Половцы и Русь

Для русских князей половцы были соседями: иногда врагами и соперниками, иногда – друзьями и родственниками. В XI-XIII веках между двумя народами были особые отношения. Не зря половецких правителей в русских летописях называли князьями (так же, как Рюриковичей), а не ханами, как в современных учебниках. То есть половцы в каком-то отношении рассматривались как равные.

Русские князья охотно брали в жены знатных половецких девушек – этой чести не удостаивался больше никто из степняков, отмечал в ходе лекции в РГГУ профессор, член-корреспондент РАН Федор Успенский. Династические браки известны с конца XI века. В летописях зафиксировано не менее 10 браков князей с половчанками.

Например, половчанками были жены Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого. Сын Юрия – Андрей Боголюбский – наполовину был половцем. Не зря реконструированный портрет святого князя показывает человека с отчетливыми монголоидными чертами.

Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова. e-heritage.ru

Благодаря этим свадьбам половецкие свойственники становились союзниками князей. А затем князья-кочевники охотно оказывали военную поддержку своим русским племянникам и внукам в борьбе за власть. Таких союзников называли «дикими уями» (уй – дядя по матери).

А вот своих дочерей-христианок русские князья никогда не выдавали замуж за язычников-половцев. Известно лишь об одном необычном случае – после смерти Владимира Черниговского его вдова сбежала в половецкую ставку и вышла там замуж за князя Башкорда.

Это было неслыханное дело: вдовы русских правителей обычно не выходили замуж повторно, тем более за язычников. В дальнейшем княгиня (имя ее в летописи не называется) и ее новый супруг помогали сыну женщины от первого брака.

Башкорд – единственный, кого в русской летописи называют словом отчим.

У половецкой родни князья порой укрывались от врагов – своих же «братьев» из рода Рюриковичей. Затем, накопив силы и заручившись поддержкой степняков, они могли вернуться и отомстить соперникам, рассказывает Федор Успенский.

Половецкая знать нередко давала своим детям русские княжеские имена – Данила Кобякович, Роман Кзич, Ярополк Томзакович.

И все же половцы оставались язычниками – «погаными» на языке того времени. Поэтому их не зазорно считалось обмануть. Например, Владимир Мономах согласился вероломно убить половецких князей Итларя и Кытана прямо во время мирных переговоров.

Иногда русско-половецким войнам не мешали даже династические браки. Так, в конце XI века киевский князь Святополк Изяславич сначала воевал с половецким князем Тугорканом, затем потерпел от него поражение и взял в жены его дочь, а после снова пошел войной на тестя. В бою Тугоркан был убит. Святополк похоронил его на перекрестке дорог «аки тестя и врага», сообщает летопись.

Вооружение и предметы быта, которыми пользовались половецкие воины. Иллюстрация из книги С.А. Плетневой «Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья»

«Слово о полку Игореве»: половцы и князь Игорь

О сложных отношениях русских с половцами свидетельствует и «Слово о полку Игореве» – литературный памятник XII века о неудачном военном походе князя Игоря Новгород-северского (не путать с Игорем Старым, которого жестоко убили древляне). Игорь с дружиной пошел войной на половецкого князя Кончака, хотя еще недавно они были союзниками.

Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV векаПоход Игоря окончился неудачей. Его дружина была разбита, самого князя захватили половцы. Однако у кочевников он находился на положении почетного пленника – жил в ставке и даже выезжал на соколиную охоту в сопровождении местной знати.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В.М. Васнецова

Позднее Игорь бежал из плена и вернулся в Киев. Кончак, как сообщается в «Слове», решил не преследовать свойственника. При этом у половцев остался сын князя – Владимир. Он женился на дочери Кончака и в дальнейшем тоже вернулся домой. Таким образом, Игорь и Кончак были сватами.

Куда исчезли половцы?

Половцы совершали набеги на Русь с середины XI века. В начале XII века Владимир Мономах совершил поход против половцев, заставив их откочевать на Северный Кавказ и в Грузию. Сын Мономаха Мстислав Великий оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик. Контакты, однако, сохранялись, и половцы продолжали поддерживать «своих» Рюриковичей в династической борьбе.

В 1223 году половцы на стороне русских князей участвовали в битве на Калке – первом военном столкновении с монголами. В бою русские и половцы были разбиты.

Татары, пирующие после битвы на Калке. Рисунок Н.А. Кошелева из «Военной энциклопедии Сытина»

Спустя полтора десятилетия орды монгольского хана Батыя разорили Русь, подчинили ее себе и обложили данью – началась эпоха ордынского ига. С приходом Батыя часть половцев откочевала в другие земли (например, в Венгрию), а часть оказалась под властью Монгольской империи. Не менее ста лет половцы сохраняли свои обычаи, свидетельствуют археологи, а затем были ассимилированы.

Половцы, впрочем, не исчезли бесследно. Лингвисты указывают, что кипчакский язык лег в основу башкирского, казахского, кумыкского, ногайского, татарского и ряда других языков. Так что и сегодня многих жителей России можно считать потомками загадочных половцев.

Источник: https://www.anews.com/p/104390383-polovcy-kto-ehto-takie-i-kak-k-ehtomu-narodu-otnosilis-na-rusi/

Половцы

Территория расселения половцев. Половцы кто они

Половцы — энциклопедическая справка:

«Половцы, кипчаки, кыпчаки, куманы, тюркоязычный народ, обитавший в 10-13 вв. в южнорусских степях и Средней Азии, от зап. отрогов Тянь-Шаня до Дуная. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. В 11 веке половцы находились на стадии разложения общинно родового строя и образования классового феодального общества. Объединялись в племенной союз во главе с ханом.

Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы, имевшей постоянный состав типа русских дружин и ополчения. Вооружалось луками, саблями, копьями; защитой служили шлемы и лёгкие доспехи. Важную роль в их жизни играли грабительские войны.

Тактика половцев сводилась к устройству засад, применению внезапных и стремит, атак конных масс во фланги и тыл пр-ка в целях его окружения ж разгрома. В обороне, к которой они прибегали редко, использовали повозки, ограждая ими место своей стоянки и оставляя лишь промежутки для выезда атакующих конных отрядов.

Половцы с 1054 совершали частые нападения на земли Киевской Руси (1068, 1092, 1093, 1096), Византии (1087, 1095), Венгрии (1070, 1091, 1094), вмешивались в междоусобные войны рус. княжеств. Рус. князья (см. Владимир Мономах) организовали против них ряд успешных походов (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116).

Покорённые и пленённые половцы часто поселялись на границах Руси, а иногда в качестве наёмного войска включались в состав её вооруж. сил. В нач. 13 в. в союзе с русскими выступили против монголо-татар, но были разбиты (Калка). После монголо-татарских завоеваний 13 в. часть половцы переселилась в Венгрию и на Балканы, часть слилась с завоевателями и вошла в состав Золотой Орды».

Из Советской военной энциклопедии, том 6.

Происхождение

Племена были кочевые, их происхождение изучено слабо и здесь до сих пор много неясного. Многочисленные попытки обобщить имеющийся исторический, археологический и лингвистический материал пока что не привели к формированию единого взгляда на эту проблему.

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. Разводили крупный рогатый скот, овец, и даже верблюдов. Но главным богатством кочевника являлась конечно же лошадь.

Изначально они вели круглогодичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех.

Однако с ростом численности насущной задачей стал переход к более рациональному, сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.

Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы. Они превратились для кого-то в грозных врагов, для кого-то в коварных союзников. Это в первую очередь коснулось древнерусских князей — половцы становились наемниками в братоубийственной междоусобице.

Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Предки половцев

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана. Там и получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники.

Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются. Схожий же по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый».

По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью).

По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

Роль половцев в междоусобице на Руси

Половцы нес могли стать «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника.

Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов.

Размолвки внутри Руси

Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться. В 1073 году три сына Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, которым он завещал Киевскую Русь, рассорились.

Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы.

Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши».

Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой.

В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха,  был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной».

Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность.

Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Владимира Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель.

Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.

В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов.

Русская конница тем временем, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях.

Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин.

Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения.

Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы.

В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

Что осталось от половецев

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя «половецких каменных баб», которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов. Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.

«Половецкие бабы» — далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев. А спустя пару тысяч лет после них – скифы.  «Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц.

Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало.

Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой.

Источник: © Русская Семерка russian7.ru

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/polovcy.html

Где живут половцы и кто они такие?

Территория расселения половцев. Половцы кто они
Татарские женщины – прямые наследницы кыпчаков (фото: Максим Богодвиг, sputnik)

Кипчаки (кыпчаки) — это объединение тюркоязычных племён, игравшее значительную роль в истории ряда регионов Евразии в IX—XIV вв.

Самоназвание — кипчаки (қыпчақ[лар]), позднее татары (татар[лар]); в европейских и византийских источниках их называют кума́нами (лат. cumani, comani, греч. kο[υ]μάνοι), позднее татары (греч. τάταροι) — кочевой тюркский народ, имевший свою страну — Дешт-и-Кипчак. В русских источниках — сарачины, в венгерских источниках — куны.

В начале XI века кыпчаки из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем кипчаки пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

При образовании Золотой Орды (середина XIII века) кыпчаки ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Позже кипчакский язык лёг в основу казахского, башкирского, караимского, каракалпакского, карачаево-балкарского, крымско-татарского, крымчакского, кумыкского, ногайского, татарского, сибирско-татарского языков.

Кыпчаки – это половцы

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы?

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи.

Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжёлта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-жёлтого, соломенного цвета.

Хотя это странно для тюркских племён. Сами же половцы называли себя кыпчаками, кимаками, куманами.

Отдельно стоит выделить тот факт, что впервые официальное упоминание термина «кыпчак» было найдено специалистами около Селенги в Бурятии. Надпись на камне была датирована приблизительно шестым веком нашей эры. И это при том, что вообще-то кыпчаки в составе Кыпчакского (Кимакского) каганата проходили под именем шары/ сары (букв. – жёлтые).

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный».

Скорее всего, предками кыпчаков были племена шаров (саров), кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют её Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

Изначально представители племен охотно шли на контакт с Русью, дарили подарки, вступали в браки с русскими людьми. Самым известным выходцем из семьи кыпчаков в те далекие времена был Андрей Боголюбский, который являлся правителем Владимирско-Суздальского княжества. Кстати, при нём княжество стало наиболее процветающим.

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды.

Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Кыпчаки – европеоиды или азиаты?

Если верить антропологическим данным учёных, то кыпчаки были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они смешивались с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов, алтайцев встречаются потомки племён с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами.

Во время массовых волн миграции часть кыпчаков стали уходить далеко от своих первоначальных мест обитания, направляясь подальше от берегов Днепра. Эта отделившаяся группа позже получила отдельное название – куманы.

Кубаны в болгарии

Кстати, даже сегодня сохранились пусть и малочисленные группы, но все же активно существующие, под названиями кубаны и команы. Их можно встретить при изучении контрольного среза народностей, проживающих в современной Болгарии.

А среди венгров изредка можно натолкнуться на тех, кто знаком с таким термином, как «куны». Так называли людей, которые попали в волну миграции кипчаков, став их частью.

Венгерские половцы – куны

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь кипчаков может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?

Как только началась монгольская экспансия в XIII веке, кыпчаки потеряли свою независимость. Со временем их типичная внешность (светлые глаза, рыжие волосы) стала стираться, замещаясь рядом черт, присущих именно монголоидной расе. Также верно будет утверждение: монголы растворились в кыпчаках, а не наоборот, ведь у большинства народов национальность определяется по отцу.

Сегодня нельзя уверенно сказать, что, например, казахи и киргызы – это кыпчаки. Былые кыпчаки давно растворились во множестве народов, но антропологически, безусловно, они были европейцами.

Тогда встаёт закономерный вопрос: современные казахи и киргызы – это кыпчаки или монголы? Ведь антропологически они в большинстве своём восточно-азиаты, а не европейцы. Ответить на этот вопрос может генетика.

Российские и зарубежные учёные выявили основные коренные (базисные) монгольские гаплогруппы по Y-хромосоме, передающиеся от отца к сыну, это N1a1a, C2a3-F4002. Так вот, те народы, у которых массово присутствуют указанные гаплогруппы, можно условно отнести к монгольским народам, а не кыпчакским, потому что гены были переданы от отца к сыну.

Кыпчакская гаплогруппа – это R1a. У киргизов отмечена очень высокая доля носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a – 63,4%.

Наибольшее распространение R1a имеет в Центральной и Южной Азии, в Центральной и Восточной Европе. Высокая частота R1a кроме киргизов также встречается у этнической группы хотонов в Монголии, брахманов, ягнобцев в Таджикистане, поляков, латышей.

Тем не менее, однозначно ответить на вопрос об этническом срезе касательно кыпчаков вряд ли получится, ведь на самом деле из-за текучей миграции, а также постоянных военных конфликтов наблюдалось постоянное смешение кровей.

Не говоря уже о том, что племенные союзы тут существовали недолго, регулярно распадаясь и заключаясь с другими, более подходящими этносами.

Кыпчакский воин

Также интересно:

>>Развратные традиции древних славянОбычаи печенегов. Первых врагов РусиДревнерусские контрацептивыМагия Луны у восточных славян7 апреля – День Карны Плакальщицы у славян

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rusregion/gde-jivut-polovcy-i-kto-oni-takie-5e9053b212e49639c8cda4b8

Кто такие половцы?

Территория расселения половцев. Половцы кто они

Откуда взялись половцы, как они стали орудием в междоусобной вражде на Руси и куда в конце концов делись

Подготовил Никита Гусев

Откуда взялись половцы

Половецкое каменное изваяние. Археологический музей-заповедник «Танаис», Мясниковский район, хутор Недвиговка. XI–XII века © Александр Поляков / РИА «Новости»

Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям.

Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Полов­цы приходили не на пустое место.

Пер­вым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазар­ский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд.

Подтвер­жда­ется это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X–XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необы­чайное разнообразие погребальных обрядов.

Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу муж­ских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.

Половцы — кочевники

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но глав­ным богатством кочевника являлась лошадь.

Изначально они вели кругло­годичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех.

Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.

Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X–XIII века © Dea / A. Dagli Orti / Getty Images

Династические браки

Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправ­ляли замуж своих родственниц.

Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении.

Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.

Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «пре­дательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Свято­слава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома. 

Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.

Половцы были орудием в междоусобной вражде

Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встре­тились не с единым государством, а с группой враждующих между собой кня­жеств.

Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовле­творяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа.

Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем.

В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.

Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позво­ляли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах.

В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Вла­димиру удалось организовать первую экспедицию на территорию против­ника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати.

Продолжение этой поли­тики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.

Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра
из Радзивилловской летописи. XV век
© .com

После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны.

Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве».

В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в на­чале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.

Даль­ней­шее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монго­лами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли.

Ведь даже просто пере­движение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла тор­гов­цев выбирать иные пути.

Таким образом, данный народ немало поспособ­ствовал смещению центра исторического развития страны.

Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд. © Рисунок С. А. Плетневой «Пoлoвецкие каменные извaяния», 1974

Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами

Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северского Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье.

Здесь к ним за по­мощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж.

Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.

С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи.

По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя.

При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр. 

В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения.

Для Болгарии это был уже не пер­вый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «вы­талкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Вен­грию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к вен­герскому королю Беле IV.

Венгерское руководство согласилось на предо­став­ление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.

Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя.

Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насиль­ст­венной христианизации.

Лишь в XIV веке они полностью осели, стали като­ли­ками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную спе­ци­фику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.

Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность

Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Све­дения об этом народе мы черпаем у его соседей.

Особняком стоит 164‑странич­ная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi…», более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию).

По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты.

Итальянская составляющая для историков более суще­ст­венна, поскольку отразила экономические потребности общения с полов­цами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу.

Огромную значимость имеет список половецких титулов.

Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.

Половецкие бабы

Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи пред­ков, которые называют каменными или половецкими бабами.

Такое наимено­вание появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода.

Причем зафик­сирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изобра­жены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.

XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к порт­ретному сходству.

Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь дере­вян­ные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас.

Располагали статуи на верши­нах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святи­лищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изва­яния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур.

У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их куль­туры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.

Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век  © Из статьи О. Я. Приваловой «Богатые кочевнические погребения из Донбасса». «Археологический альманах». № 7, 1988 

Отношение к женщинам

В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верб­лю­дами.

Во время военных походов на плечи женщин взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им при­ходилось и становиться главой коша.

По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руко­водителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел.

В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши.

Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изо­бражения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжа­лом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.

Куда делись половцы

Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физи­ческого истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основ­ная масса осталась в родных степях.

В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запре­тили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что при­вело к появлению «ямных» мест поклонения.

В холме или кургане выкапыва­лись углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.

Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Мон­голы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к лето­писным половцам.  

Источник: https://arzamas.academy/materials/674

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: