Уголовное дело на военнослужащего. Военная юстиция и подследственность уголовных дел Постановление о принятии дела к производству

Дело № АКПИ15-1427 от 04.02.2016 – Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

Уголовное дело на военнослужащего. Военная юстиция и подследственность уголовных дел Постановление о принятии дела к производству

г. Москва4 февраля 2016 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко ЮГ.

при секретаре Полагаевой К.А. с участием прокурора Степановой Л.Е.

, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмаилова И А о признании частично недействующим абзаца четвёртого пункта 4.

5 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»,

установил:

Следственным комитетом Российской Федерации (далее – СК России) 15 января 2011 г. издан приказ № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» (далее – Приказ).

Абзацем четвёртым пункта 4.5 Приказа военным следственным органам СК России поручено осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых судьями военных судов, прокурорскими работниками органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, в том числе не являющимися военнослужащими.

Исмаилов И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4.

5 Приказа в части определения подследственности военным следственным органам СК России преступлений, совершённых судьями военных судов, являющимися гражданскими лицами, ссылаясь на его противоречие подпункту «в» пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 38 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ).

В обоснование своего требования административный истец указал, что его заявление о преступлении, которое, по его мнению, было совершено председателем Смоленского гарнизонного военного суда, направлено для проведения проверки в военное следственное управление СК России по Западному военному округу с нарушением правил подследственности, установленных уголовно-процессуальным законом, чем нарушено его право на производство расследования по уголовному делу тем следственным органом СК России, к юрисдикции которого оно относится.

СК России и Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) в письменных возражениях на административное исковое заявление просили в его удовлетворении отказать, считая, что Приказ принят в пределах компетенции СК России, не противоречит уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Исмаилов И.А. в судебное заседание, о котором извещён надлежащим образом, не явился.

Представители СК России Демченко Н.В., Семененкова Т.Г. и представитель Минюста России Балоян К.Т. заявленное требование не признали.

Обсудив доводы административного истца Исмаилова И.А., выслушав возражения представителей СК России Демченко Н.В., Семененковой Т.Г., представителя Минюста России Балояна К.Т.

, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.

, полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2013 г. № ГКПИ13-530, в котором предметом проверки являлся абзац пятый пункта 4.5 Приказа, установлено, что Приказ издан в соответствии с полномочиями, предоставленными Председателю СК России статьёй 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 (далее – Положение).

Данный акт не подлежал государственной регистрации и опубликованию, является организационно-распорядительным документом по вопросу деятельности СК России, распространяет своё действие исключительно на специализированные (в том числе военные) следственные органы СК России, входящие в его систему, размещён на официальном сайте СК России (лулуш.зкёсот.

ш), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, опубликован в Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия правового акта, включая полномочия соответствующего органа на его издание, государственной регистрации и опубликования такого акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учётом преюдициального значения указанного судебного решения.

Правила подследственности уголовных дел установлены статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта части второй 1 названной статьи предварительное следствие производится следователями СК России по уголовным делам о преступлениях, совершённых лицами, указанными в статье 447 поименованного кодекса.

Исходя из пункта 2 части первой статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в системном единстве со статьёй 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г.

№ 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьёй 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г.

№ 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судьи военных судов относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи военного суда либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Председателем СК России с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (пункт 4 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, абзац третий пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Таким образом, проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершённых судьями военного суда, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Согласно статьям 4, 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ и пункту 9 Положения специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК России входят в его систему.

Определённая Председателем СК России в абзаце четвёртом пункта 4.

5 Приказа компетенция военных следственных органов СК России по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершённых, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям СК России.

Утверждения административного истца о несоответствии абзаца четвёртого пункта 4.

5 Приказа в оспариваемой части подпункту «в» пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающему подследственность уголовных дел о преступлениях, совершённых иными лицами, и части 1 статьи 38 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ являются ошибочными, поскольку он не содержит положений, противоречащих указанным нормам.

Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

В силу данных требований федерального конституционного закона лишены правовых оснований доводы административного истца о несоответствии оспариваемого положения части 1 статьи 38 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ, закрепляющей, что военные следственные органы СК России осуществляют свои полномочия в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

С учётом особенностей правового положения судей военных судов, согласно Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г.

№ 1 -ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» Председатель СК России был вправе поручить военным следственным органам осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых судьями военных судов.

Оспаривая абзац четвёртый пункта 4.

5 Приказа, административный истец фактически выражает несогласие с конкретными постановлениями военных следственных органов, вынесенными по результатам рассмотрения его сообщения о совершении преступления, законность которых не может быть предметом проверки по настоящему делу, так как их обжалование возможно в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Упоминаемый Исмаиловым И.А. в дополнении к административному исковому заявлению факт прекращения полномочий судьи военного суда в связи с уходом в отставку, в отношении которого им было подано сообщение о совершении преступления, не имеет правового значения для оценки оспариваемого положения.

Поскольку Приказ в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Исмаилова И А о признании частично недействующим абзаца четвёртого пункта 4.5 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации ЮГ. Иваненко

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D0%B815-1427/

Постановление о передаче дела по подследственности образец в 2020 году

Уголовное дело на военнослужащего. Военная юстиция и подследственность уголовных дел Постановление о принятии дела к производству

>N 11. Сообщение о передаче по подследственности сообщения о преступлении
Методические рекомендации по рассмотрению подразделениями противодействия коррупции территориальных органов ФССП России сообщений.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Постановление о передаче сообщения по подследственности (образец заполнения)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о передаче сообщения по подследственности

Старший дознаватель Советского РОВД г. Энска старший лейтенант полиции Максимов В.М., рассмотрев заявление Иванова А.П. от 21 мая 201* г. о совершении адвокатом Свояновой М.А. преступления,

в Советский РОВД г. Энска поступило заявление, согласно которому 20 мая 201* года вечером Своянова М.А. беспричинно из хулиганских побуждений разбила витринные стекла принадлежащих Иванову А.П. Выставочного зала и косметического салона «Оскар» в г. Энске (пр. Красноармейский, дома 16 и 14), чем причинила пострадавшему значительный материальный ущерб.

В действиях Свояновой М.А. усматриваются признаки объективной стороны хулиганства, т.е. преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ. Своянова М.А.

является адвокатом адвокатской палаты Энской области, а в соответствии с п. 10 ч. 1 ст.

448 12 УПК РФ уголовные дела в отношении адвокатов возбуждаются руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 145, подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 13 и п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ,

1. Заявление о совершении адвокатом Свояновой М.А. преступления передать начальнику следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Энской области для его рассмотрения и разрешения.

2. О принятом решении уведомить заявителя Иванова А.П.

3. Разъяснить Иванову А.П. его право обжаловать данное постановление, а также порядок такого обжалования.

Постановление по подследственности

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Подследственность

В тех случаях, когда при наличии соответствующих поводов и оснований уголовное дело не может быть возбуждено дознавателем, следователем либо органом дознания в связи с неподследственностью данного уголовного дела, соответствующий дознаватель, следователь либо орган дознания принимает процессуальное решение посредством вынесения постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности.

Кроме того, по делам частного обвинения при наличии установленного лица принимается процессуальное решение о передаче сообщения в суд. Данное процессуальное решение также реализуется посредством вынесения соответствующего постановления.

Во всех случаях, связанных с принятием процессуального решения о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — в суд, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять как организационные, так и процессуальные меры по сохранности следов преступления.

Как уже отмечалось, процессуальное решение о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — в суд, реализуется посредством вынесения соответствующего постановления.

Данное постановление по своей структуре состоит из: вводной части, описательной части и резолютивной части.

Во вводной части постановления указываются дата, место его вынесения, кем оно вынесено, а также повод и основание для возбуждения уголовного дела.

В описательной части постановления — фактические данные, свидетельствующие о том, что преступление действительно было совершено, статья (ее пункт, часть) УК РФ, предусматривающая состав преступления, на основании которой возбуждено уголовное дело.

Далее описываются процессуальные основания, свидетельствующие о том, что данное преступление относится к компетенции другого органа предварительного расследования. В случае если сообщение передается в суд, то делается ссылка на нормы УПК РФ (как правило, на ч. 1 ст. 318 УПК РФ), свидетельствующие об основании передачи сообщений в суд.

В постановлении, в начале описательной части, если это необходимо, излагаются фактические обстоятельства дела в таком объеме, который необходим для уяснения существа разрешаемого вопроса. Заканчивается описательная часть данного постановления указанием статьи (ей) УПК РФ, на основании которой (ых) принимается данное процессуальное решение.

В резолютивной части постановления излагается процессуальное решение о передаче сообщения по подследственности либо в суд.

При этом указывается конкретный орган предварительного расследования.

Кроме того, о принятом процессуальном решении (в резолютивной части постановления) должна быть ссылка на уведомление заявителей либо заинтересованных лиц, а также порядок обжалования данного постановления.

Об этом делается отметка на самом постановлении или направляется специальное уведомление. Постановление подписывается соответствующим руководителем следственного органа, следователем, дознавателем, начальником подразделения органа дознания и т.д., т.е. лицом, его составившим.

Передача сообщения о преступлении по подследственности или в суд

Если орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа, получившие сообщение о преступлении, не наделены компетенцией принятия по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, они принимают решение о передаче сообщения по подследственности или в суд.

Как было отмечено выше, по общему правилу, решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела принимает орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель того следственного органа, который компетентен расследовать уголовное дело о таком преступлении в соответствии с правилами о подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ, и лишь орган дознания вправе возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие (т.е. которое ему не подследственно), и провести по нему неотложные следственные действия. Перечисленные участники уголовного процесса не полномочны возбуждать уголовные дела, а равно отказывать в возбуждении уголовных дел, производство по которым выходит за рамки их компетенции, например по территориальному признаку или в виду неподведомственности по предметному признаку.

Таким образом, основанием для принятия решения о направлении сообщения о преступлении по подследственности служит некомпетентность органа государства или должностного лица, к которым поступило сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела по этому сообщению.

Решение о передаче сообщения в суд принимается, если речь в нем идет о преступлении, уголовное преследование по которому осуществляется в порядке частного обвинения.

По общему правилу уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд (ч. 1, 6 ст. 318 УПК РФ). Поэтому подача сообщения, например, в орган внутренних дел Российской Федерации или в другой правоохранительный орган влечет за собой направление его в суд.

Решение о передаче сообщения по подследственности или в суд оформляется постановлением. Оно должно быть принято в тот же срок, что и решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

В законе не говорится, с какого момента необходимо исчислять срок принятия решения по сообщению, переданному по подследственности или в суд, — с момента первоначального его поступления или с момента поступления его в соответствующий орган по подследственности либо в суд. Из смысла ст.

144 УПК РФ вытекает, что решение по поступившему сообщению о преступлении должно быть принято в установленные законом сроки с момента поступления сообщения к дознавателю, органу дознания, следователю, полномочным принимать решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, в случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен исчисляться со времени поступления в тот орган государства или к тому должностному лицу, которые правомочны принимать по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях контроля за полнотой и своевременностью рассмотрения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Административный регламент устанавливает порядок, согласно которому при передаче в иной территориальный орган МВД России материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче в иной территориальный орган по территориальности, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона- уведомления остается в дежурной части.

Учитывая, что решение о передаче сообщения по подследственности или в суд носит промежуточный характер, результатом деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в конечном счете должно стать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Что такое постановление о передаче сообщения по последственност

Что такое постановление о передаче сообщения по последствен

Добрый вечер Олег. Это передача материала в другой отдел в связи с тем что преступление было совершено на территории другого отдела.

В соответствии с ч 1 ст. 145 УПК РФ, по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

Источник: https://fomina-center.ru/postanovlenie-o-peredache-dela-po-podsledstvennosti-obrazets-v-2020-godu/

Подследственность уголовных дел

Уголовное дело на военнослужащего. Военная юстиция и подследственность уголовных дел Постановление о принятии дела к производству

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 56 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Источники:

Подследственность

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Формы предварительного расследования

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/podsledstvennost-ugolovnyh-del/

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: