Веротерпимость основа укрепления общества со стороны религии. Сущность религиозной толерантности. Что понимают под толерантностью экологи

Термин

Веротерпимость основа укрепления общества со стороны религии. Сущность религиозной толерантности. Что понимают под толерантностью экологи

ТАСС-ДОСЬЕ /Анна Рылова/. 16 ноября отмечается Международный день, посвященный терпимости (International Day for Tolerance). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, в которой содержатся ответы на вопросы, откуда произошел и как эволюционировал термин «толерантность»/»терпимость» и в чем заключается специфика его употребления в России.

Появление и развитие термина

Термин «толерантность» имеет множество трактовок и употребляется в различных отраслях естественных и социальных наук /философии, социологии, политологии, религиоведении, математике, биологии и медицине/. Этимологически слово «толерантность» восходит к латинскому tolerantia, что означает «выносливость», «стойкость».

В английский язык глагол tolerate пришел через старофранцузский и стал употребляться с начала XV в. в значении «выносить страдание, демонстрировать силу духа».

На основе глагола tolerate в английском сформировались два существительных: tolerance /способность принимать иные чувства, верования и привычки; умение смиряться с неприятными вещами/ и toleration /практика приятия, смирения с чем-либо/. В первое половине XVI в.

слово также приобрело значение «разрешение, позволение со стороны властей», что главным образом относилось к возможности отправления иных религиозных культов. Исторически веротерпимость стала первой формой проявления толерантности.

Термин «толерантность» получил широкое распространение в эпоху Просвещения. В 1689 г. было опубликовано «Письмо о терпимости» британского философа Джона Локка. В латинском оригинале название послания звучало как Epistola de Tolerantia. Под толерантностью /терпимостью/ Локк понимал отказ от насилия как средства приобщения человека к вере.

Благодаря трудам Локка и других просветителей /Вольтер, Дидро/, понятие «толерантность» прочно вошло в политический словарь. Долгое время под толерантностью понимали в основном веротерпимость, но постепенно слово освободилось от сугубо религиозного оттенка. К XIX в.

понятие «толерантность» окончательно приобрело знакомое нам значение терпимости и снисхождения к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям.

Толерантность в международном праве

Принцип толерантности впервые появился в международном праве после Второй мировой войны. Он был закреплен в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

В 1995 г. принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / Declaration of principles on tolerance, в русском переводе — «Декларация принципов терпимости»/. Она определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира…, это добродетель, которая делает возможным достижение мира..

Современное понимание толерантности на Западе

В странах Запада понятие толерантности как одной из основополагающих ценностей стало особо популярным на волне антифашизма и пацифизма после окончания Второй мировой войны.

Идея толерантности в Европе воплотилась в виде концепции «мультикультурализма» (поддержка культурного разнообразия в мире и в отдельно взятой стране), терпимости к иному во всех его проявлениях.

Проявление «нетолерантности» к представителям других религий, культур, взглядов часто подвергается общественному осуждению.

История термина в русском языке

  • Уроки толерантности в школах России. Досье

В русский язык слово «толерантность» вошло сравнительно недавно и в основном использовалось как полный синоним «терпимости». Первые свидетельства об использовании понятия русскими писателями относятся к середине XIX в.

Однако ни в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля (изд. 1863-1866 гг.), ни в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона» (1901 г.) нет упоминаний о толерантности. Впервые это слово появилось в «Малом энциклопедическом словаре» тех же издателей (1903 г.).

Толерантность объяснялась как терпимость к иным религиозным воззрениям.

В Словарь иностранных слов понятие «толерантность» было включено в 1937 г. В Толковом словаре Ушакова за 1940 г. указано производное прилагательное «толерантный», которое синонимично прилагательному «терпимый». При этом в академическом «Словаре современного русского литературного языка» (изд. 1950-1965 гг.

) слово «толерантность» указано как устаревшее. Это объясняется тем, что с середины 1930-х гг. понятие «толерантность» исчезло из публицистики. Неиспользование слова «толерантность» не означало, что в советском обществе отсутствовало такое явление, просто для его обозначения применяли русское слово «терпимость».

Употребление в современной России

Возвращение термина «толерантность» в обиход началось в 1990-е гг. в связи с демократизацией российского общества. Если в 1995 г.

в центральных российских печатных СМИ доля заметок со словом «толерантность» составила 0,0016% от общего числа публикаций (69 упоминаний), в 2005 г. — 0,0011% (2997 упоминаний), то за неполный 2015 г. — 0,0237% (1548 упоминаний).

Таким образом, частота употребления этого термина в центральных печатных СМИ за последние 20 лет возросла почти в 15 раз.

В современном русском языке четкие границы между терминами «толерантность» и «терпимость» не определены, поэтому во многих случаях они взаимозаменяемы.

Тем не менее в слове «терпимость» присутствует оттенок непротивления неприятным или неблагоприятным факторам действительности.

Толерантность же отражает более активную позицию, которая заключается в одобрении, поддержке разнообразия мира и права на различие людей и мнений.

В последнее время в России появилась тенденция замены заимствованного термина «толерантность» на традиционное «терпимость». Во всех документах ООН на русском языке слово «толерантность» /tolerance/ переведено как «терпимость».

Источник: https://tass.ru/info/2441674

Толерантность

Веротерпимость основа укрепления общества со стороны религии. Сущность религиозной толерантности. Что понимают под толерантностью экологи

Мы постарались ответить на самые часто-задаваемые вопросы о толерантности и о толерантности в христианском понимании этого слова.

Мы часто слышим слово «толерантность», к ней призывают, как к явлению милосердия и гуманизма. Что же такое толерантность? Как понимать это слово и, действительно ли быть толерантным — хорошо?

Термин «толерантность» пришел к нам из науки под названием «социология». Социология изучает общественный строй, закономерности событий, обычаев общества, социальные институты и то, как складываются отношения между людьми в обществе. Толерантность — это терпимость к чужому.

Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. Вопреки расхожему мнению быть толерантным — не значит быть равнодушным и безразличным ко всему.

Толерантность предполагает наличие собственного мнения и собственной позиции по тому или иному вопросу. Важно то, что это мнение не навязывается, не насаждается насильно. Мы не должны грубо реагировать, проявлять агрессию, говорить злые слова тому, что отличается от нас.

И тогда нас назовут по-настоящему толерантным человеком.

При этом необязательно для себя допускать возможность делать что-то не соответствующие нашим убеждениям или нашему характеру. Толерантность просто гарантирует другим людям иметь право делать то, что они считают нужным. Или быть такими, какими они стали или, какими их создал Бог. Так как нетерпимость может касаться даже цвета глаз или кожи.

Зачем проявлять терпимость

Зачем же христианину проявлять терпимость? Что, если нас призывают к терпимости по отношению к действительно неприемлемым вещам? Быть ли нам толерантными по отношению, например, к однополым бракам?

Господь наш Иисус Христос призывал нас к любви. Но любовь к грешному человеку вовсе не означает терпимости ко греху.

«Любить грешника и ненавидеть грех» — это значит не допускать толерантности к греху, не оправдывать его, но молиться о тех, кого мы считаем неправыми, чтобы Господь наставил их на путь истинный.

Быть толерантным — значить просить о прощении грехов даже для наших врагов. При этому не допускать возможность греха и не придумывать обстоятельства, согласно которым грех может быть оправдан.

Если мы не будем проявлять терпимость, не будем сдерживать порывы гнева, постепенно любой конфликт будет перерастать в серьезное противостояние. Человек имеет право на любое мировоззрение. При этом мы не должны быть терпимыми к мировоззрению и взглядам, которые несут в мир опасность и зло. Важно научиться реально оценивать существующую опасность.

При этом толерантному человеку совершенно необязательно молчать и делать вид, что существующая проблема его никак не волнует и не касается. Мы вполне можем корректно и спокойно донести свои взгляды до оппонента. Если говорить о науке, то именно «в споре рождается истина».

Если бы ученые не спорили между собой, не рассуждали и не дискутировали, не появилось бы многих научных открытий. Но обратите внимание на особенности дискуссий в научном мире. Научная полемика никогда не опускается до оскорблений и перехода на личности.

Этому нам и стоит научиться.

Виды толерантности

Социология, как наука, выделяет разные виды толерантности.

  • Естественная толерантность

Маленькие дети не знают, что такое быть нетерпимым к человеку или явлению, потому что он «другой». У них идет процесс самоидентификации, дети еще не определились, какими станут они сами.

Им неведомо зло расовой нетерпимости. Дети во многом становятся примером человеколюбия для нас. Толерантность у них — врожденное качество, которое помогает выжить в обществе.

Это называется «естественной толерантностью»

Это толерантность не гневливых, спокойных и мудрых людей, которые способны сдерживать свои негативные эмоции. Они могут не принимать точку зрения другого человека, но не станут громко кричать, размахивать руками, использовать нецензурную брань или угрожать. Они попытаются корректно донести свою точку зрения и промолчат, если не удастся убедить другого человека вежливо.

  • Нравственная толерантность

Нравственно толерантные люди пытаются примерить на себя взгляды другого человека и представить, каково ему? Что сформировало его взгляды и мировоззрение? Может быть, человек не стал христианином, потому что вырос в стране, где нет христианских церквей, например? Может быть, человек кажется нам скупым, потому что жил в бедной стране и привык экономить? Нравственно толерантные люди проникаются проблемами других людей, не пытаясь их судить. Это понятие сходно с понятием моральной толерантности.

К сожалению, даже будучи гостями в другой стране, люди могут проявлять нетерпимость к обычаям и укладу жизни в обществе, которое непохоже на наше.

Тут важно подумать о том, несут ли взгляды жителей другой страны опасность? Есть ли у этноса в обычаях и культуре нечто, что требует нашего вмешательства и возмущения? Если мы попали в племя, где совершаются жестокие жертвоприношения — мы, конечно, не должны проявлять толерантность к этому явлению. Но, если нам не нравится одежда людей другой этнической культуры — мы обязаны быть терпимыми.

Проблемы толерантности в обществе

Ранее толерантность считалась проявлением слабости духа и характера. Но жизнь в XXI веке и в новом обществе показала нам, что интолерантность не порождает ничего, кроме конфликтов, которые иногда перерастают в серьезные противостояния между представителями той или иной культуры, этнической группы или представителей различных конфессий.

Невозможность быть толерантным к чужим политическим взглядам в ряде стран выливалась в гражданскую войну, как показывает нам история. Религиозная нетерпимость становилась причиной преступлений, которые не должны были совершаться, если бы люди были толерантнее друг к другу. В это трудно поверить, но и в наше время люди продолжают погибать за веру.

Источник: https://www.pravmir.ru/tolerantnost/

Религиозная толерантность в современном обществе

Веротерпимость основа укрепления общества со стороны религии. Сущность религиозной толерантности. Что понимают под толерантностью экологи
11.11.2010Арестакес Симаворян, Ваграм Овян

Религия испокон веков была и остается фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

В то же время религиозная нетерпимость внутри обществ является серьезным ресурсом в руках враждующих государств с точки зрения внесения раскола в эти страны и общества.

Именно поэтому издавна осуществляются всевозможные миссионерские миссии, преследующие, помимо религиозных (пропаганда и распространение собственной религии и ценностей), замаскированные политические цели.

В качестве примера можно привести широко разворачиваемое на Ближнем Востоке (в Иране, Турции, других странах) протестантское миссионерство. Говоря о западной миссионерской деятельности в Иране, С.Кривошеев отмечает: «…

Одним из важнейших факторов в сетевой войне, с помощью которого открыто или опосредованно можно влиять на социальную и политическую ситуацию в любой стране, является религиозный фактор, и плох тот стратег, который не разыгрывает религиозную карту»1. На «подрыв» общества изнутри направлено также внедрение и распространение всевозможных сектантских движений, чего не избежали также постсоветские страны, в том числе Армения.

Все это предполагает, что вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ.

Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств и, наконец, нейтрализующей политические цели внешнего религиозного воздействия (миссионерство, внедрение и распространение сектантских движений). В условиях отсутствия религиозной терпимости религиозно-конфессиональное многообразие общества может привести к расколу и обессилению его изнутри, спровоцировать кровопролитные войны.

Сущность религиозной толерантности

Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей.

Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других»2. Тем не менее, религиозная толерантность – явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия.

Не углубляясь в них, отметим лишь, что их можно разделить на два основных вида – позитивный и негативный.

  • В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.
  • В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев – на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп.

Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый – приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не случайно, что Г.

Шлимова, говоря об обеспечении общественной консолидации в Казахстане, стране, отличающейся этническим и религиозным многообразием, подчеркивает важность в этом деле роли просветительской работы, которая должна быть направлена на повышение уровня взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп3. Действительно, зачастую причиной нетерпимости становится незнание.

Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

Проявления религиозной терпимости

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется.

  1. Первая – толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.),
  2. Вторая – толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.),
  3. Третья – толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу),
  4. И наконец, толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Механизмы обеспечения религиозной терпимости

Механизмы обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию ее содержания (негативный и позитивный), также можно разделить на две группы:

  • Негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно-конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев.
  • Позитивные механизмы, предполагающие знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

Из негативных механизмов можно выделить в основном два – атеизм и секуляризацию.

1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям4, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.

Результаты проведенных в 2001г.

в России социологических исследований показали, что, хоть и с небольшим преимуществом, но, тем не менее, не верующие в Бога настроены к иноверующим с большей толерантностью и более открыты в плане контактов, нежели верующие5.

Увеличение терпимости в условиях атеизма можно увидеть также на примере армянских реалий. До утверждения советского строя между адептами Армянской Апостольской церкви и армянами-католиками существовал огромный психологический барьер. Они были изолированы друг от друга, и общение между ними было весьма ограниченным. Царила атмосфера взаимной нетерпимости.

Однако в советские годы этот психологический барьер почти полностью стерся, и между армянами-католиками и адептами ААЦ наладились нормальные, не скованные конфессиональными различиями отношения.

В этом, пожалуй, существенную роль сыграла проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма, стершая психологический барьер между двумя конфессиональными пластами Армянства.

Таким образом, несмотря на все негативные аспекты, царящая в советский период атмосфера атеизма сыграла положительную роль с точки зрения национальной консолидации Армянства, стерев психологический барьер во взаимных восприятиях армян-католиков и адептов ААЦ.

Не исключено, что проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма имела четкую политическую цель.

Она была направлена на стирание психологического барьера между различными религиозно-конфессиональными пластами советского гетерогенного (полиэтнического, полирелигиозного, поликультурного) общества, обусловленного религиозно-конфессиональными различиями.

2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах. Здесь несравнимо меньше вражды и столкновений, происходящих на почве религиозных различий.

Это, по всей видимости, обусловлено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам деятельности светского характера.

В этом контексте между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями стерты существовавшие некогда психологические барьеры.

Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем совместные усилия в светских обществах отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей.

В этом контексте важное значение имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации.

Подчеркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях.

1. В религиозной плоскости подчеркивание общностей предполагает несколько аспектов: Важно подчеркнуть, что:

  • все религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость – абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.
  • идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. В этом плане, хотя «любая религиозная традиция претендует на свою исключительность и превосходство (или, по крайней мере, предполагает их)»6, тем не менее, «потенциал толерантности содержится во всех известных религиозных системах человечества»7.
  • общность между различными конфессиями в рамках одной и той же религии заключается в самой религии и вере. Лучшим примером в этом вопросе является армянская община Сирии, три конфессиональных пласта которой (армяне-католики, армяне-протестанты и адепты Апостольской церкви) взаимоинтегрированы и составляют одно единое, сплоченное целое – сирийскую армянскую общину. Основанная на религиозной терпимости интеграция и солидарность настолько углубились, что, к примеру, в евангелические церкви Сирии ходят также адепты Апостольской церкви. По словам духовных предводителей армянской евангелической общины Сирии, главное – христианская вера, конфессия же (конфессиональные отличия) имеют второстепенное значение8. «Главное – быть армянином-христианином. … В конце, когда мы пойдем к Богу, он не спросит у нас, кто ты, евангелист или адепт ААЦ», – отмечает духовный пастырь Армянской Евангелической церкви Дамаска, преподобный Татев Пасмачян.

2. В национальной плоскости подчеркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае подчеркивается, что «…конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство.

Единство нужно искать в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых должен быть национализм в своем высоком смысле этого слова»9.

Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа.

Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов у них укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации.

3. В государственно-гражданской плоскости подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям.

То есть, в этом случае подчеркивание общностей в этнической плоскости не действует. Вместо этого подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу.

Различным религиозно-конфессиональных группам внушается идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.

), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве.

1Кривошеев С., Ползучая евангелизация Ирана http://evrazia.org/article/1101

2Абуов А П., Межконфессиональный диалог как основа социального согласия http://www.embkaztm.org/article/142

3Шлымова Г.Е., Религиозная толерантность как фактор интеграции современного общества http://www.embkaztm.org/article/140

4В этом плане трудная ситуация возникает, в частности, при проводимой на государственном уровне политики атеизма. Лучший пример – СССР.

5См. Мчедлов А.П,. Религиозная толерантность http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2070

6Вуд Дж.Э., Право человека на свободу религий в международной перспективе // Диа-Логос. Религия и общество. – М.: Истина и жизнь, 1997, с. 12.

7Сосковец Л. И., Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 2, с. 177.

8Интервью с духовным пастырем Армянской Евангелической церкви Дамаска, преподобным Татевом Пасмачяном, Аракс Пашаян, Армянская община Дамаска: настоящее и перспективы, Бюллетень НОФ «Нораванк», 2008г., # 23, сс. 33 – 34.

9Раффи, Что общего между нами и Западными армянами? http://www.eanc.net/EANC/library/Fiction/Original/Raffi/Essays_9.htm?page=31&interface_language=en

Возврат к спискуДругие материали автора

Источник: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=5118

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: