Воспитание детей: что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Что делать, если ребенок не хочет читать

Содержание
  1. Ребенок не хочет читать: 12 способов это исправить
  2. 1. книги
  3. 2. Моделирование любви
  4. 3. Укромное место
  5. 4. Соедините жизнь с печатными изданиями
  6. 5. Прочитайте, а затем, посмотрите фильм
  7. 6. Связывайте с праздниками
  8. 7. Читайте вслух
  9. 8. Отмечайте дни рождения писателей
  10. 9. Поддерживайте увлечение журналами
  11. 10. Клуб читателей
  12. 11. Задавайте вопросы
  13. 12. Обращайтесь к книгам в трудные минуты
  14. Что делать, если ребенок не хочет учиться читать
  15. Возможные причины
  16. Советы
  17. Как вести себя недопустимо
  18. Ребёнок не хочет читать: что делать и как исправить положение. Советы родителям, чей ребёнок не хочет читать и не читает совсем
  19. Мой ребёнок не хочет читать. Взрослые отговорки
  20. Почему ребёнок не хочет читать
  21. Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?
  22. Что делать, если ребёнок не хочет читать, а для методов работы с младенцами уже поздно?
  23. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Советы психолога
  24. Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?
  25. Подавайте пример
  26. Делитесь личным опытом
  27. Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением
  28. Пройдите «лабиринт с конца»
  29. Спрашивайте, как прошел день в школе
  30. Поддерживайте благоприятный климат в семье
  31. Развивайте эмоциональный интеллект
  32. Устраивайте интересные образовательные мероприятия
  33. Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей
  34. Авторитет учителя
  35. Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка
  36. Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону
  37. Требования по делу
  38. Избегайте объединения
  39. Дошкольник не хочет учиться читать. Что делать?
  40. Почему мы учим читать дошкольника?
  41. Что важнее – процесс или результат?
  42. Учиться читать – легко?
  43. Методика имеет значение

Ребенок не хочет читать: 12 способов это исправить

Воспитание детей: что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Что делать, если ребенок не хочет читать

В дополнение к тому, чтобы дети были безукоризненно воспитаны, родители также предполагают, что они будут «проглатывать» книги с таким же удовольствием, как едят фаст-фуд. К сожалению, большинство желаний мам и пап сбываются редко.

Взрослые, так хотят приучить к чтению, что невольно оказывают давление, а это недопустимо, ведь именно поэтому ребенок не хочет читать. Как утверждает доктор философии Нэнси Пейдж из университета Лесли в Кембридже, все что нужно сделать — читать вместе с детьми.

Книги должны переносить на далекие земли, превращать в драконов и вызывать разные эмоции. Если читать для родителя, это способ окунуться в мир волшебства и вдохновения, то и ребенок будет этому следовать.

Как заставить читать? Применять такие строгие меры вовсе не нужно, мы собрали наиболее действенные способы, которые помогут полюбить чтение.

1. книги

Если ребенок не хочет читать потому что у него это плохо получается, воспользуйтесь этим методом. Уверенный голос диктора и его эмоции заставят «нехочуху» проявить интерес и последовать хорошему примеру, кроме того, аудиокнига отличный вариант, когда родитель по какой-либо причине не может читать на ночь.

2. Моделирование любви

Дети с легкостью перенимают привычки, например, когда в семье питаются неправильно, ребенок считает это нормой. Окружение книгами заставляет заметить их и взять в руки хотя бы одну. Читающий взрослый и много печатной продукции дома — залог успеха.

3. Укромное место

Тихий уютный уголок обставленный книгами — обязательное условие. Сделайте это место таким, чтобы юный читатель хотел возвращаться туда снова и снова. Сооружая «библиотеку — гнездышко» выбирайте тематику близкую к увлечениям малыша, это может быть пиратская бухта, палатка, космический корабль.

4. Соедините жизнь с печатными изданиями

Малыш любит астрономию? Прочитайте о звездах и отправляйтесь в планетарий, где вспомните выдержки из текста. Планируете путешествие? Ознакомьтесь с особенностями природы и достопримечательностей новой местности с помощью энциклопедии или журнала. Скоро день рождения? К набору лего подарите творческую книжку, где много идей для сборки конструктора.

5. Прочитайте, а затем, посмотрите фильм

Выберите зарубежную и российскую классику, например, «Гарри Потер» или «Золушка». Сравнивание текста с постановкой фильма, отличная тренировка памяти и способ формирования интереса.

6. Связывайте с праздниками

Международный день красоты, день танкиста… Выбирайте наиболее подходящий для возраста праздник и книги по этой теме. В день матери, можно читать стихи и рассказы о бесконечной материнской любви, а в честь танкистов, познакомиться с энциклопедией военных машин.

7. Читайте вслух

Чтение вслух детям любого возраста является социальным методом, который воспитывает уважение к оратору и оказывает положительное влияние на эмоциональную привязанность. Если ребенок не хочет читать, это хороший способ вызвать интерес.

8. Отмечайте дни рождения писателей

Празднуйте дни рождения известных детских писателей. Познакомьтесь с биографией автора, его известными произведениями и составьте веселую викторину. Даже если ребенок не любит читать, эти события непременно вызовут любопытство.

9. Поддерживайте увлечение журналами

В наше время журналов настолько много, что можно без труда подобрать тот, что придется по душе. Даже двадцати минутное изучение журнала о насекомых или животных — уже хороший результат! Увлечение чтением в детстве, в большинстве случаев именно с них и начинается.

10. Клуб читателей

Все что потребуется, это наличие двух человек читающих одну и ту же книгу. Ребенок после окончания чтения передает книгу другу, после чего, они обмениваются мнением. Таким образом, дети учатся смотреть на мир «с другой стороны», передают друг другу опыт и конечно «просыпается» интерес к книгам, как к источнику полезной информации.

11. Задавайте вопросы

Интересуйтесь о прочитанном. Спрашивайте о событиях в рассказе, персонажах, почему не нравятся некоторые герои и что может произойти дальше. Обсуждение заинтриговывает и ребенок хочет читать, чтобы рассказать продолжение или убедиться, что оказался прав.

12. Обращайтесь к книгам в трудные минуты

Ребенок не хочет читать? Покажите, что книга спасает в любой ситуации, например, когда предстоит ремонт, выбор породы домашнего животного или прически к празднику. Если в вашей семье ожидается прибавление, выполните роль «книжной феи», которая оставит книгу под подушкой с запиской — » ты скоро станешь старшей сестрой, эта вещь расскажет много интересного о твоей новой роли».

Источник: https://maminmayak.ru/rebenok-ne-hochet-chitat-12-sposobov-eto-ispravit/

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать

Воспитание детей: что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Что делать, если ребенок не хочет читать

21.12.2019

  • 1 Возможные причины
  • 2 Советы
  • 3 Как вести себя недопустимо

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет читать.

Многие родители сталкиваются с подобным явлением, но не все знают, какие причины этому предшествуют, как нужно правильно реагировать в такой ситуации, и как поступать недопустимо.

Ответы на эти вопросы мы и разберем в данной статье.

Возможные причины

Если ребенок не хочет учиться читать, наверняка, этому явлению что-то предшествовало, что-то повлияло на нежелание заниматься чтением.

  1. В современном мире дети имеют доступ к компьютеру, телевизору, планшету. Они предпочитают познавать информацию путем просмотра видеороликов, мультиков или сказок, то есть, просматривая меняющиеся картинки. Так как это сделать гораздо проще, чем заниматься чтением книг.
  2. Отсутствие примера для подражания. Если в семье не принято читать книги, малыш не видит, как это делают старшие братья, сестры или родители, не удивительно, что и у него не рождается данное рвение.
  3. Ребенок не хочет обучаться, когда родители заставляют его читать, если не воспринимает их в роли учителей.
  4. Неправильно подобранная книга. Если вы даете карапузу издание, в котором отсутствуют картинки, да еще и мелкий шрифт, не стоит удивляться, что ребенок отказывается читать такую книгу.
  5. Малышу просто сложно читать на начальном этапе знакомства с чтением. Карапуз может сидеть с книгой в руках, но совсем мало времени. На сегодняшний день это его предел. Не стоит это воспринимать, как нежелание заниматься чтением.
  6. Ребенок может отказываться читать, когда имеет плохое зрение. При этом он будет слишком близко или далеко удерживать книгу в руках. В такой ситуации стоит обратиться к окулисту и при необходимости приобрести очки.

Советы

  1. Заниматься с малышом необходимо тогда, когда он отдохнул, находится в хорошем самочувствии и не голоден.
  2. Первые книги для обучения ребенка чтению должны быть красочными, с большим количеством картинок. Вначале ребенок будет обращать внимание только на изображения. Со временем ему станет интересно, что же там написано.
  3. Обучать маленького ребенка чтению необходимо обязательно в игровой форме. Таким образом, малыш усваивает новый навык, не прикладывая особых усилий, не оказывает сопротивление.
  4. Первое занятие не должно длиться дольше, чем 30 минут. Иногда лучше, чтоб оно было еще более коротким. Если замечаете, что ребенок утомился, сразу прекратите обучение.

    Нужно понимать, что малышу еще сложно концентрироваться, фокусировать свое внимание на одном объекте. Поэтому прибегайте к сменам рода деятельности, используйте разные обучающие упражнения в игровой форме.

  5. Читайте карапузу вслух. Таким образом, ребенок будет не только развивать свое мышление, но и его словарный запас также начнет обогащаться.

    Выбирайте для такого чтения детские произведения, особенно сказки, читать которые и вам будет приятно. Помните о том, что дети чувствуют внутреннее настроение родителей. Если малыш ощутит, что вы получаете удовольствие от данного процесса, то и у него появится интерес, по крайней мере, не сформируются негативные установки.

  6. Станьте для своего чада примером для подражания.

    Если малыш будет видеть, что мама или папа часто проводят время за книгой, особенно, если это будет делать родитель того же пола, что и карапуз, то и сам потянется к этому процессу. В ситуации же, когда ребенок видит, что никто в его семье не читает или дома вообще отсутствуют книги, интерес к чтению не просыпается.

  7. Разберитесь с тем, что интересует вашего ребенка, какие у него предпочтения. Например, если малыш увлекается динозаврами, можно купить книгу с соответствующей тематикой. Безусловно, крохе будет вдвойне интереснее изучать то, что написано внутри.
  8. Прочитав сказку или главу произведения обязательно обсудите с малышом прочитанное.

    Процесс будет еще более интересным, если рядом с вами и ребенком будет отец семейства или братики, сестрички.

  9. Практикуйте коллективное чтение. Например, можно разбивать страницу на абзацы, по очереди с малышом зачитывать отрывки вслух.
  10. Обязательно хвалите ребенка даже за наименьшие успехи в чтении.

    Важно, чтоб карапуз знал, что проводимые с ним занятия доставляют удовольствие вам обоим, что чтение несет пользу, а не является наказанием.

  11. В комнате малыша можно выделить место под книги, и выставить их там. Желательно, чтоб они находились в таком месте, чтоб ребенку было легко дотянуться.

    Когда ему станет интересно, он сможет подойти и взять заинтересовавшую книгу, начав ее читать.

  12. Обязательно читайте ребенку перед сном. Если до сегодняшнего дня вы не придерживались такого ритуала, то самое время его запровадить. Психологи советуют, читая сказку или рассказ, прерывать ее на интересном моменте, чтоб заинтриговать малыша.

Как вести себя недопустимо

Недопустимо ругать ребенка за то, что он не хочет читать

Давайте рассмотрим, что делать в ситуации с ребенком, нежелающим читать, недопустимо.

  1. Ни в коем случае не повышайте на малыша голос, не угрожайте ему, что он будет как-то наказан, если не станет читать. Тем более, не применяйте физическое наказание. Естественно, что такими поступками только вызовите сильнейшую ненависть к данному процессу.
  2. Не стоит обещать материальное вознаграждение за то, что ребенок начнет читать. Подобное действие не разовьет у малыша любовь к чтению, зато покажет, что с Вами можно торговаться, Вами можно манипулировать.
  3. Не стоит вынуждать ребенка читать книгу, которая ему не интересна, кажется скучной. Так Вы только еще больше отталкиваете его от данного процесса. В такой ситуации лучше просто заменить произведение другим, которое будет интересней для вашего чада.
  4. Не стоит лишний раз включать карапузу сказку, мультик на телевизоре или компьютере. Думая, что вы облегчаете ребенку жизнь, Вы только вредите ему данными действиями, так как ни один телевизор не заменит книгу. Нужно понимать, что чтение также влияет на развитие образного мышления.
  5. Недопустимо оставлять ситуацию без внимания. Вы должны понимать, что, обучая ребенка чтению, влияете на его общее развитие. Если с малышом не заниматься, ему он будет сложнее, в том числе и в школе, потому как он будет отставать от своих сверстников.

Теперь вы знаете, если ребенок не хочет читать, как научить его это делать. Важно помнить, что насильно заставлять малыша заниматься чтением недопустимо. Потому что подобными действиями, угрозами легко отобьете у карапуза всяческое желание, даже разовьете ненависть к данному занятию.

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/ne-hochet-uchitsya-chitat.html

Ребёнок не хочет читать: что делать и как исправить положение. Советы родителям, чей ребёнок не хочет читать и не читает совсем

Воспитание детей: что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Что делать, если ребенок не хочет читать

Время сейчас такое: многие обыватели подписали приговор Книге – мол, всё уже цифровое, мультимедийное, гораздо интереснее, чем в бумажной толще, на которой не уместишь ни видео, ни аудио.

Некоторое время назад в интернете был чрезвычайно популярен сюжет: малыш, увидевший бабочку на окне, попытался её «увеличить», разводя пальчиками в разные стороны по стеклу, как на сенсорном экране.

Пользователи глобальной паутины умилялись продвинутости малыша, его находчивости и фантазии. Мало кто увидел чёрную дыру забвения, в которую погружает нас окружающая техника, не развивающая воображения и кругозора.

Куклы у малышек сами едят, пьют и справляют естественные нужды. Машины сами жужжат или воют сиреной, мигают или автоматически выдвигают лестницы.

Техника справляется со всем сама: незачем фантазировать, не за чем познавать окружающий мир и отправляться в параллельные миры, шурша страницами.

А вспомните незабываемые путешествия Жюля Верна, головокружительные приключения Александра Дюма,  диковинные имена персонажей Фенимора Купера: Зверобой, Соколиный Глаз, Длинный Карабин.  Вспомните, как вы зачитывались «Кортиком» и «Бронзовой птицей» Рыбакова, всякий раз переживая за жизнь юных героев, и как разыгрывали их приключения с ребятами во дворе.

Жизнь, лишённая сенсорных экранов и готовых решений, не была ни скучна, ни однообразна. Книга возглавляла список интересов самых умных людей и руководила творческим развитием.

Неужели вы хотите лишить всего этого своего любимого ребёнка,   когда обречённо всплёскиваете руками и отпускаете его в мир развлечений: к компьютеру или телевизору. Его собственные фантастические миры и сказочные открытия ещё не рождены, но им не поздно появиться на свет.

Мой ребёнок не хочет читать. Взрослые отговорки

Хорошенько покопайтесь в памяти. Возможно, вы вспомните, когда в последний раз ребёнок видел книгу в руках у тех, кому он по всем законам природы подражает: у своих родителей. Когда вы вообще последний раз читали при нём что-либо, кроме квитанции на оплату коммунальных услуг или чека в супермаркете?

Человек начинает с подражания. Сначала он смотрит, как ходят другие, и начинает ходить.  Потом подражает окружающим звукам и обретает речь.

И после, когда речь заходит о таких вещах, как чтение, ему тоже нужен положительный пример.

Вот и учится современный ребёнок «тонуть» в планшете, который ему сунули, «чтоб не мешался», или делать репосты «ВКонтакте», потому что мама круглые сутки этим увлечена.

Никогда не отговаривайтесь тем, что «мой папа тоже не любил читать» или «видимо, чтение не для него».

•    Это социальный навык, его можно привить. Генетическая память не несёт в ДНК информации о том, что предки не любили читать.

•    Предки всего человечества сидели на ветках и могли хватать еду ногами: это же не значит, что такие навыки должны сохраняться и у нас.

•    Начните с себя. Ничто так не обнадёжит малыша, подражающего маме, как её одобрение.

Почему ребёнок не хочет читать

Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ  получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста.  В телевизоре всё проще:   картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.

•    Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.

•    Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать  библиотеку.

•    Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.

•    Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.  

Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.

Чего категорически нельзя делать,  если ребёнок не хочет  читать?

•    Орать безумным голосом на ребёнка и угрожать любым видом расправы: побью, не пущу гулять, лишу сладкого, пасть порву, моргалы выколю и так далее.

Так у будущего книжного червя разовьётся не любовь к Книге, а ассоциация её с постоянными угрозами в свой адрес. Этого ли вы добиваетесь?

•    Сулить поощрения в виде материальных благ: денег, вещей и прочего.

Чадо, таким образом,  не полюбит чтение, а просто научится торговать своим временем и манипулировать вами.  

•    Заставлять дочитывать заведомо скучную книгу.

Вы в неё сами-то заглядывали? И как?

•    «Плюнуть» на эту проблему.

Успешность развития ребёнка по многим учебным дисциплинам зависит именно от чтения. Вы же хотите дать ему нормальное образование?

•    Заменять книгу на телевизор.

Никакой фильм не заменит книгу по глубине и оригинальности образов, по возможности домыслить и дофантазировать. Ему наверняка подсунут Ассоль, которой он не ждал, и д’Артаньяна, которого сам ребёнок вообразил бы гораздо более эффектным и интересным. Однако, «зомбоящик» лишит его такого преимущества.

Используйте все запрещённые приёмы только в том случае, если хотите пожинать их плоды: находить на страницах книжек пакостные рисунки, сами книжки под окном во дворе или собирать по дому клочки бумаги, зверски выдранной из фолиантов. Ребёнок, который побоится надругаться над книгой, схитрит по-другому: он сделает вид, что читает или прочтёт заданное «через слово».

Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?

Начинать надо тогда, когда вас осенит: у него осмысленный взгляд! Установлено, что дети, которым в младенчестве не позволяли издеваться над бумагой, где что-либо напечатано, бережнее и любовнее относятся к книгам в будущем. Но если ваш ребёнок уже не любит читать, это значит, что детинушка несколько подрос, и совет по бережности, как минимум, оказывается несвоевременным.

•    Чем раньше вы начнёте читать малышу сказки, тем больше места надежде на пробуждение интереса к книге и к чтению.

•    Яркие, красочные картинки в книгах привлекают интерес.

Сначала карапуз будет только разглядывать и трогать красивые иллюстрации, не зная, что щупает и пытается пробовать на зуб будущий источник ценных знаний. Но к присутствию книги в своей жизни привыкнет.

Книжки-игрушки для малыша – тоже штука полезная, и, помимо указанной выше роли, они будут исполнять обязанность тренажёра для пальчиков.

•    Маленьким и любознательным хулиганам можно купить нервущиеся книжки, которые легко отмываются после любых приключений: обеда, купания, закапывания в песочнице — картонные, пластиковые, тканевые, даже деревянные!

•    Книжную полку в детской комнате расположите как можно ниже – пусть у крохи будет доступ к литературе! Возможно, это будет его собственная небольшая открытая книжная полочка, до которой малютка дотянется без вашей помощи, когда ему заблагорассудится. Если чадо не видит постоянно книжек, то вряд ли почувствует к ним влечение.

•    Если вы расположили старинное издание Гёте дореволюционного выпуска в пределах досягаемости полуторагодовалого книгочея, не жалуйтесь знакомым на вандализм бутуза. Сами виноваты: ребёнком руководит подогреваемый вами же интерес, а вовсе не ненависть к книжной продукции. Чаду невдомёк, что эта книга стоила целого состояния, и вы теперь разорены.

•    Выбирая книжки для малыша, учитывайте нюансы оформления: хорошие иллюстрации —  яркие, но без «кислотных» красок, крупный шрифт и качественная бумага. Чем младше читатель, тем крупнее должен быть шрифт в книжке.

•    Также стоит предварительно ознакомиться с содержанием шедевра: от того, что вы подсунете ребёнку, зависит его дальнейший интерес. К тому же, текст  должен соответствовать возрастной категории, указанной на обложке. Можно поискать в интернете отзывы о будущей покупке, написанные другими родителями или критиками.

•    Сами не забывайте и чадо приучите к мысли, что лучший подарок– это книга. Если кроха будет получать прекрасные книжки сказок на день рождения, то потом, когда вырастет, превосходную иллюстрированную энциклопедию, то он будет дорожить книгами уже из-за того, что родители считают их хорошими подарками.

Что делать, если ребёнок не хочет читать, а для методов работы с младенцами уже поздно?

Существует ряд «рекламных» трюков.

Трюк первый:

Продолжайте читать ребёнку на ночь. Церемонию вечернего чтения чего-нибудь захватывающего можно продолжать хоть до 11 класса школы – это делает вас ближе друг к другу.  Итак, постоянно читая на ночь  очень интересную литературу, прерывайтесь в самом неожиданном и интригующем месте.

Помните, как это бывает в многосерийных фильмах, когда серия обрывается там, где вся семья с жадностью прилипает к экрану?  Или при просмотре самых увлекательных эпизодов в пространство неожиданно врывается реклама жвачки? Вот так, прерываясь, вы можете пробудить любопытство своего юного слушателя к узнаванию продолжения сюжета.

  Он точно полюбопытствует хотя бы что там за картинки и не исключено, что,  подглядывая, вы узрите, как юный разведчик рассматривает или читает оставленную вами книгу.

Трюк второй:

Начните смотреть вместе с  ребёнком новый для него мультик или кинофильм, снятый по интересному литературному произведению – соответственно его возрасту, конечно, а не «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание». А потом коварно прервите показ  под каким-нибудь хитрым поводом. Дальше должно последовать предложение узнать окончание сказки из книги – самому или в вашем исполнении.

Трюк третий:

книги. С ними легко проходит та же каверзная схема с прерыванием на самом интересном месте. Но иногда они просто выручают в машине, во время дневного сна, когда детёныш не желает успокаиваться, а надо хотя бы полежать и отдохнуть.

Трюк четвёртый:

Пригласите чужую тётю с педагогическим образованием и стажем. Иногда постороннего  человека даже взрослый слушает лучше. Что говорить о ребенке?

Трюк пятый:

Затейте «литературный клуб».

Если оба родителя и ребёнок прочитали (прослушали) книгу, то обсудить её и найти в ней новые истины – это не просто открыть ребёнку новые горизонты познания и мышления, но и обнаружить в книжке скрытые смыслы и глубины.

Возможно, даже для самих себя. К тому же, малыш начнёт понимать, что его мнение, как читающего человека, ценно для вас – а это уже другая степень мотивации для прочтения и обсуждения с вами, такими взрослыми и умными, новых фолиантов.

Трюк шестой:

Можно подогревать интерес ребёнка к чтению, коварно манипулируя его вкусами и пристрастиями. Если чадо любит природу, подсуньте ему для начала Паустовского или  Пришвина, если маленький человечек – так называемый «собачник» или «кошатник» — то «Белый Бим Чёрное ухо» и «Кот в сапогах» вполне придутся ему по вкусу.

Мировая литература создала целый океан бесценных шедевров. Даже для юных «монархистов» найдутся книжки по вкусу: например, «Принц и нищий» или «Маленький принц». А уж человечек, дочитавший до конца хоть одно творение Марка Твена, с радостью согласится прочитать «Тома Сойера» или «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Если ребёнок не хочет читать, но вы полны решимости приучить его к этому увлекательному и полезному занятию, то у вас, безусловно, всё получится.

Родительская фантазия, в своё время воспитанная на хороших книгах, воспользуется нашими советами и изобретёт новые коварные и беспощадные трюки, с помощью которых вырастет новый заядлый книгочей. Как говорится в старой притче, дорогу осилит только идущий.

И вы, уже вставшие на эту тропу, никуда с неё не свернёте и обязательно поделитесь со своим любимым малышом и незабываемыми путешествиями   Жюля Верна, и головокружительными приключениями Александра Дюма,  и отважными индейцами Фенимора Купера, и юными пионерами Анатолия Рыбакова и Аркадия Гайдара.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/rebenok-ne-khochet-chitat-chto-delat-i-kak-ispravit-sovety-roditeliam-chei-rebenok-ne-khochet-chitat/

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Советы психолога

Воспитание детей: что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Что делать, если ребенок не хочет читать

Психология

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Советы психолога

12 сентября 2019 120 413 просмотров

Олеся Ахмеджанова

«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.

Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?

Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?

Психолог Марина Новикова

Подавайте пример

Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?

Личный пример — до сих пор один из лучших методов воспитания.

Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.

Делитесь личным опытом

Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.

Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением

Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.

Пройдите «лабиринт с конца»

Источник

Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.

Установка «вырастешь — будешь дворником» давно не работает.

Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.

Спрашивайте, как прошел день в школе

Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.

Поддерживайте благоприятный климат в семье

Источник

Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.

Развивайте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.

Устраивайте интересные образовательные мероприятия

Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.

Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей

У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.

Постарайтесь не ругать учителей в присутствии детей и уважительно отзываться о школе.

Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?

Авторитет учителя

Источник

Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.

Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.

Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник

Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка

Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.

Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону

Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.

Требования по делу

Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.

Избегайте объединения

Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.

Обложка: freepik

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/09/12/chto-delat-esli-rebenok-ne-xochet-uchitsya-sovety-psixologa/

Дошкольник не хочет учиться читать. Что делать?

Воспитание детей: что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Что делать, если ребенок не хочет читать

– Я уже давно занимаюсь с ребенком, почему он не читает? – Мой неохотно берется за книжку, капризничает, ищет повод, чтобы уклониться.

– Занимаюсь с дочкой несколько месяцев, ходим на подготовку к школе, но она все еще не читает и не хочет учиться.

Несмотря на удивительные возможности, которые дают образованию современные технологии, родители часто сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Но больше всего оно удивляет в дошкольниках. – Откуда взялось? Ведь это дети, и им должно быть интересно все новое!

У школьников нежелание учиться, увы, распространенный симптом. В их случае причину можно искать как внутри семьи, так и вовне: отношениях с учителями в школе, с одноклассниками. В случае с дошкольниками причина одна – какая-то ошибка родителей в организации занятий, в отношении к ним.

В этой статье мы выделим 3 причины, почему дошкольники не хотят учиться читать, а также предложим 3 решения. Обратите внимание на них, и прогресс в обучении вашего ребенка станет заметнее.

Почему мы учим читать дошкольника?

Если вы откроете школьную Азбуку, то вам станет понятно, что она написана для уже читающего ребенка. Постепенно и незаметно наших детей перестали учить читать в школе. Хорошо это или плохо, причины, почему это случилось – темы для отдельной статьи. Так что принимаем как факт – обязанность научить ребенка читать и отправить в школу читающим – лежит на родителях.

Поэтому родители не только учат детей читать, но стараются в этом преуспеть. Переживают, что если ребенок будет плохо читать, то пока весь класс будет прочитывать текст и отвечать на вопросы, их ребенок будет с трудом соединять буквы в слова. Это приведет к отставанию по другим предметам.

Из отстающего в неуспевающие, а дальше в неуспешные – никто не хочет для ребенка такого развития. Поэтому и стараются родители подготовить детей к школе заранее, подготовить хорошо.

Чтобы было больше времени и сил на адаптацию к новым школьным реалиям. Чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, смелее, умнее. Это правильные и нужные рассуждения любящих родителей. Но что же дети?

А они при таком подходе говорят, что им скучно, непонятно, неинтересно… Начинают увиливать, избегать занятий. Хнычат, капризничают. Родители заставляют, настаивают, пытаются заинтересовать и рано или поздно добиваются результата – ребенок идет в школу читающим.

Что важнее – процесс или результат?

Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:

  • «Я учу ребенка читать, чтобы в первом классе он чувствовал себя не хуже других. Чтобы проще адаптировался, привык к школе, чтобы на первых порах ему было легче учиться»

При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения. Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются. Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.

Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду. Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:

  • «Я учу ребенка читать, чтобы он полюбил чтение»

Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов, понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.

Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.

Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие.

Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы), затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное.

Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.

Итак, причина 1 – взрослые требуют от ребенка результат – уметь читать бегло, владеть техникой чтения. Но не заинтересовывают самим процессом («читаю потому, что интересно»). В этом случае ребенок со временем также будет нацелен на результат («прочитаю сколько скажете, что скажете и отстаньте»). Для ребенка чтение становится нежеланным и даже мучительным.

Решение 1: Переключитесь на процесс. Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться, что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат, акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте. Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.

Учиться читать – легко?

Вы давно научились читать и скорее всего не помните, какие трудности при обучении чтению были у вас. Вам кажется, что научиться читать легко. А ребенку трудно.

Своим непониманием, скептическим отношением («Да меня вообще никто не учил, сам научился!») или давлением («давно пора уже читать, скоро в школу!») вы неосознанно обесцениваете усилия ребенка, тем самым демотивируя его и создавая отношение к чтению, как к чему-то непосильному и неприятному.

Неудивительно, что подсознательно ребенок начинает избегать занятий и говорит: «скучно, неинтересно, не хочу». Наука, кстати, подтверждает, что научиться читать непросто. Ученые пришли к выводу, что

обучение чтению – сложный когнитивный процесс, связанный с организацией памяти, внимания, оперированием образами.

Преобразованием их в словесно-логическую форму и наоборот, декодированием символов (в процессе чтения) в образы, распознавание и манипуляции с ними. Сложный, потому что разную информацию кодируют разные участки головного мозга.

В процессе чтения участвуют отделы, которые ответственны за обработку звуковых и визуальных образов, речевые центры, краткосрочная и долговременная память. Всего порядка 17 зон мозга. Каждая отвечает за свою область: одна – за зрительное восприятие, другая – соотносит звуки и буквы, третья – распознает смысл прочитанного.

Т.В Черниговская, доктор биологических наук, нейролингвист

Скорость освоения чтения у детей определяется скоростью созревания отделов головного мозга. Это созревание происходит неравномерно (гетерохронно). Такое неравномерное развитие – норма для ребенка. Как на плодовом дереве не распускаются все цветы и не созревают все плоды одновременно.

Гетерохронией развития, отчасти, объясняется, что часто дети в определенный период буквы знают, а соединить их в слоги не могут или не могут прочесть слова – всему свое время. Просто будьте гибкими и отнеситесь с пониманием к этим временным трудностям.

Стоит также добавить, что кроме гетерохронного развития отделов головного мозга, актуального для всех, у вашего ребенка могут быть свои особенности в обучении.

Равняться на других детей, на мнение специалистов, конечно надо, но не стоит придавать этому слишком большое значение. Правильно будет не загонять своего ребенка в чужие рамки, а заметить, найти его сильные и слабые стороны.

И в дальнейшем использовать их для учебы, для раскрытия его потенциала развития.

Причина 2 Обучение чтению – сложная задача, но из-за ее недооценки и нацеленности на быстрый результат, которые транслируют взрослые, эта задача начинает казаться ребенку еще более сложной, чем она есть на самом деле. Неудивительно, что ребенок начинает избегать учиться читать, а потом и читать вообще.

Решение 2 Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том, что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.

Если у ребенка не получается научиться читать быстро, если у него трудности – не обсуждайте с родственниками, особенно при ребенке. Ведь он все слышит и подсознательно подстраивается под представления своих близких – мамы и папы. Верьте в потенциал ребенка и эта вера удивительно преобразит его, а ваши отношения только выиграют.

всякий раз, когда вам покажется, что «уже давно бы ему надо читать», «я-то в его возрасте сам научился…», вспоминайте про сложность задачи и про физиологические условия готовности ребенка. Переключайтесь на процесс – и занимайтесь с ребенком в свое удовольствие. Да-да, именно в свое удовольствие.

Вам должны быть тоже интересны занятия с ребенком.

Сумейте увидеть в этих занятиях ценность для себя! Как? Посмотрите на ваши занятия под другим углом.

Ваш ребенок осваивает сложный для него навык чтения… А ведь вы в этот момент осваиваете не менее сложный навык: вы учитесь понимать его возможности и не спешить. Это умение понадобится и в школьный период, да и во взрослой жизни.

Наблюдайте за ребенком, узнавайте его особенности, преодолевайте вместе с ним первые учебные трудности. Так что у вас с ребенком в каком-то смысле одна цель.

Методика имеет значение

О разнице методик обучения чтению читайте в нашей статье «Как научить ребенка читать». Здесь же вкратце скажу, что наиболее распространены два принципа обучения детей чтению: складовой и звуковой.

Кроме них, встречается обучение чтению целыми словами и другие подходы, но здесь мы остановимся только на этих двух.

По складам русских людей учили читать с древности. Постепенно складовой метод упростился. Склад – это 1 или 2 буквы (согласная плюс гласная).

Так будут выглядеть слова, разделенные на склады: с-то-л, ка-р-ти-на, а-р-бу-з, се-мь-я.

Складовой метод при обучении детей использовал Л.Н.Толстой, впоследствии этот метод доработал в 90-х годах преподаватель-филолог Н.А Зайцев. Он расположил склады в таблице и на гранях кубиков (кубики Зайцева).

Все склады известны, ребенок смотрит, пишет, играет и постепенно запоминает их. Такое обучение подходит для младших дошкольников: склад воспринимается, запоминается и произносится ребенком как единое целое.

При последовательном произнесении складов получается все слово.

Звуковой (фонетический) метод обучения чтению позаимствовало русское дворянство во второй половине 19 века из немецкого языка. В нем каждая буква (точнее звук) нанизывается, как бусинки на нитку друг к другу.

Этот метод взяла за основу, развила и модифицировала советская педагогика. Если вы отдадите ребенка на подготовку к школе в школу, там его будут учить таким методом.

При таком подходе заучиваются отдельные буквы (звуки), с помощью которых ребенок учится составлять и разбирать слова.

Для обучения чтению звуковым методом ребенок должен дорасти. Аналитико-синтетические функции мозга, необходимые для обучения ребенка этим методом (проанализировать слово, разложить его на звуки и синтезировать их обратно в слово) возникают у ребенка после 6-7 лет. Так что вполне естественно, что дети могут испытывать с этим трудности.

Кроме того, детям дошкольного возраста важно играть. Игра – их возрастная особенность. Важно не лишать ребенка этой потребности в угоду занятиям.

Причина 3 Организационная. Неподходящая методика обучения, не соответствующая возрастным особенностям.

Мы далеки от того, чтобы противопоставлять звуковой и складовой методы. В защиту каждого из них написано немало литературы. Но если вы замечаете, что проблемы в отношении ребенка к занятиям чтением связаны именно с непониманием того, что вы ему объясняете, вполне вероятно, что вы столкнулись именно с этой трудностью.

Решение 3 Сделайте перерыв в занятиях на 1-2 недели, а дальше попробуйте заниматься по другой методике, другим пособиям. Встраивайте ваши занятия в игру или наоборот – игру в занятия. Фантазируйте, придумывайте, пробуйте.

Если говорить о «Читании», то в приложении есть элементы как звукового («город Букв»), так и складового («город Складов», «долина Слов») подходов, хотя центральным является все-таки складовой метод.

Но главной его особенностью мы считаем все же не это, а то, что «Читания» возвращает ребенку радость и смысл обучения чтению, превращая его в большое путешествие по волшебной стране, в котором главная цель – спасти волшебную страну. А для этого нужно уметь… да – читать.

Ребенок играет и не замечает, как учится. Приложение не исключает родителей из процесса обучения, но делает ваши занятия с ребенком интереснее.

Подробнее о ЧИТАНИИ

Итак, резюмируем.

1) Сделайте акцент в обучении на процесс. Настройтесь, что обучение чтению может занять время. Пусть другие родители хвалятся, «как их ребенок быстро научился читать», а у вас другая задача – научиться понимать своего ребенка, заметить его сильные и слабые стороны.

Получить совместное удовольствие от освоения этого первого сложного учебного навыка (ребенок учится читать, а вы учитесь учить ребенка). Главное, каждый раз, усаживаясь заниматься, вспоминайте: вы не учите ребенка читать, вы учите его любить чтение.

От этой простой установки все, что вы делаете, изменится.

2) Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том, что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.

3) Выбирайте методику обучения чтению, а также степень игровой подачи материала в соответствии с возрастом ребенка. Если что-то не получается – делайте перерыв в занятиях и пробуйте другие способы.

Во всех непонятных случаях, вам поможет приложение ЧИТАНИЯ, которое было создано, чтобы ребенок играл и учился читать сам, с интересом и желанием продвигаясь вперед.

Успешных вам учебных практик с детьми!

Еще статьи >

Источник: https://uzelki.com/rebenok-ne-hochet-uchitsya

Все по закону
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: